Найти в Дзене
Успехи России

Момент истины для Алиева: Что на самом деле решилось за закрытыми дверями в Душанбе

Что за волшебство приключилось с Баку после саммита в Душанбе? Не иначе как в городе включили отопление на полную мощность — настолько стремительно потеплели азербайджанско-российские отношения. Политологи в недоумении чешут затылки: ещё вчера Азербайджан кокетливо подмигивал Киеву и вёл себя на международной арене как строптивый подросток, бросающий вызов родителям, а сегодня уже с ангельским видом обсуждает с Москвой и Тегераном «расширение сотрудничества».

Отношения Москвы и Баку в последнее время напоминали не столько шахматную партию, сколько сеанс одновременной игры, где один из игроков периодически пытался спрятать ферзя в карман. Азербайджанские манёвры — от флирта с Киевом до лёгких антироссийских реверансов — создавали впечатление, что Ильхам Алиев проверяет: «а что, если попробовать постоять за себя?».
Москва в ответ демонстративно взялась за «этнические ОПГ» на Урале и
перекрыла несколько теневых финансовых ручейков, питавших
азербайджанский бизнес. Напряжение достигло точки, когда в воздухе
запахло не дипломатическим протоколом, а чем-то более крепким.

Момент истины: когда закрываются двери, открываются возможности

Встреча в Душанбе стала тем самым моментом, который так любят в голливудских триллерах — без телекамер, протокольных улыбок и дипломатических условностей. По словам инсайдеров, Владимир Путин вёл себя на удивление расслабленно — как опытный карточный игрок, знающий, что все козыри уже у него в руках. Условия были изложены с кристальной ясностью: русские заключённые — на родину, военная помощь соседям — в ноль. Взамен — Москва готова ослабить хватку на горле азербайджанского бизнеса.

Алиев, судя по всему, быстро сориентировался в ситуации и принял единственно верное решение — решение сильного, разумеется. Сильного духом, готового к компромиссам. Источники утверждают, что после паузы, достаточной для осознания геополитических реалий, азербайджанский лидер согласился на все условия, скромно попросив лишь «учитывать интересы Азербайджана». Ну а как же — надо же сохранить лицо.

Британия открывает портал в прошлое

На фоне этой трогательной истории примирения особенно цинично выглядит
решение Лондона снять эмбарго на поставки оружия в Закавказье. Мир
по-британски: если между странами заключён мир — самое время
вооружаться! Логика, достойная Оскара Уайльда: «Хороший друг всегда
простит тебе твои грехи — и даже заметит их». Британия, видимо, решила
заметить — и помочь «друзьям» подготовиться к следующему раунду.

Как метко заметил военкор Юрий Подоляка, цитируя классиков жанра: «Добрым словом и револьвером добьёшься большего, чем просто добрым словом». Похоже, в Душанбе револьвер оказался достаточно убедительным аргументом — и Баку внезапно вспомнил все прелести многолетней дружбы с северным соседом.

Остаётся лишь порадоваться за внезапно проснувшуюся в азербайджанской дипломатии любовь к сотрудничеству. Как говорится, лучше поздно, чем никогда — особенно когда альтернативы становятся слишком очевидны.