Князь Владимиро-Суздальского княжества Юрий Всеволодович в момент нападения тартар на русские земли не принял твердости и силы воли для помощи и защиты окраин русских земель.
Русский народ встал на защиту своих городов вместе дружинниками воевод, князей.
История и народ помнит своих героев.
В этой статье я хочу вспомнить о судьбе русских и рассказать их подвигах в первые годы сражений с татарами.
Захватив города Пронск, Белгород (современное с. Городец) и Ижеславль, татары под предводительством Батыя 16 декабря 1237 года подступили к стенам Рязани (столица Рязанского княжества до середины XIV в., ныне село Старая Рязань Спасского района Рязанской области).
Столица Рязанского княжества была хорошо укреплена - высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением татар на крепость, горожане валы поливали водой, что делало их неприступными от морозов, но противник вел непрерывный штурм, меняя отряды штурмующих и с опытом ведения штурма, тогда как рязанцы оставались на городских стенах и после двух-трех бессонных ночей теряли боевую бдительность.
После пяти дней осады 21 декабря 1237 года крепость была взята штурмом. При обороне Рязани погиб князь Юрий Игоревич и члены его семьи. Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены.
Рязанские защитники-воины дружины, ополченцы, горожане сражались героически и сложили головы в борьбе с татарами, не дожидаясь помощи со стороны.
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» в летописях автор пишет: «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - одни с огнями, другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали - во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их - князей киевских и черниговских - захватили. А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего - ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши».
В комментариях к «Повести о разорении Рязани Батыем» Д.С. Лихачева, Н.С. Демковой, И.А. Лобаковой сказано, что точнее всего история разгрома Рязани изложена в Новгородской первой летописи, куда она попала, из недошедшей до нас Рязанской летописи. Повесть создана на основе структуры «летописной повести», затем она стала обрастать легендами: уже в XIV веке дополнена словами плача Ингваря Ингоревича, а в XV веке в повесть был включен эпизод о Евпатии Коловрате. Сама «Повесть о разорении Рязани Батыем» дошла до нас во многих списках, из которых древнейший – не ранее конца XV века.
Из «Повести о разорении Рязани Батыем» о герое Евпатии Коловрате: «И один из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат был в то время в Чернигове вместе с князем Ингварем Ингоревичем. И услышал он о нашествии верного злу царя Батыя, и уехал из Чернигова с малою дружиною, и мчался быстро. И приехал в землю Рязанскую, и увидел ее опустошенной: грады разорены, церкви сожжены, люди убиты.
И примчался в город Рязань и увидел, что город разорен, государи убиты и множество народа полегло: одни убиты мечом, а другие сожжены, иные в реке утоплены. Евпатий закричал в горести души своей и разгораясь сердцем. И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, которые Богом сохранены были вне города.
И помчались вслед за безбожным царем, и едва смогли догнать его в Суздальской земле. И внезапно напали на отдыхавшее войско Батыево, и начали сечь без милости, и внесли смятение во все полки татарские. Татары стали как пьяные или обезумевшие. Евпатий так бился беспощадно, что и мечи притупились, и выхватывал <он мечи> татарские, и рубился ими. Татары думали, что это мертвые воскресли! Евпатий на полном скаку сражался с сильными полками и бил их беспощадно. И сражался с войсками татарскими так храбро и мужественно, что и сам царь испугался.
И едва удалось татарам захватить пятерых тяжело раненных воинов. И привели их к царю Батыю. Царь Батый и начал выспрашивать: «Какой вы веры и какой земли? И за что мне много зла сотворили?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, слуги великого князя Юрия Ингоревича Рязанского, а воины Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингоревича Рязанского тебя, могучего царя, почтить, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же удивился ответу их мудрому.
И послал сына шурина своего — Хостоврула, против Евпатия, а с ним и много войск татарских. Хостоврул же похвастался царю, что живым Евпатия к царю приведет. И окружили всех большие силы татарские, желая захватить Евпатия живым. Хостоврул же вступил в единоборство с Евпатием. Евпатий, богатырь силою, рассек Хостоврула надвое до самого седла. И начал сечь войско татарское и многих известных богатырей Батыевых побил, одних надвое рассекая, а иных до седла раскроил. Татары перепугались, видя, что Евпатий богатырь-исполин. И навели на него бесчисленное множество стенобитных орудий, и начали по нему бить из них, и с трудом убили его. И принесли тело его пред царя Батыя.
Царь Батый послал за мурзами, и за князьями, и за санчакбеями, и все стали дивиться храбрости, и силе, и мужеству рязанского воинства. И сказали они царю: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, ни отцы наши не поведали нам о таких. Ибо это люди крылатые и не имеющие <страха> смерти. Так храбро и мужественно они сражались: один бился с тысячей, а два — со тьмою. Никто не смог уйти от них живым со сражения!» Царь Батый, глядя на тело Евпатия, сказал: «О Евпатий Коловрат! Здорово ты меня попотчевал с малою своею дружиною! Многих богатырей сильной орды убил, и много войск пало. Если бы у меня такой служил, любил бы его всем сердцем». И отдал тело Евпатиево оставшимся в живых из его дружины, которые были захвачены в бою. И велел их царь Батый отпустить, не причинять никакого вреда».
В неравном бою Евпатий Коловрат и его дружина пали, оставшись в памяти народа его заступниками и героями.
Князь Владимиро-Суздальского княжества Юрий Всеволодович для защиты Рязанского княжества от татар предпочёл выслать лишь небольшое подкрепление во главе со своим сыном Всеволодом.
Отряд во главе Всеволода не успел помочь рязанцам и 1 января 1238 года состоялась битва, татары разбили и уничтожили их под Коломной. в этой битве погиб рязанский князь Роман.
Падение Коломны открыло дорогу кочевникам путь на древние города- Суздаль и Владимир. Войска татар двинулись по льду Оки и Москвы-реки вглубь Владимиро-Суздальского княжества, раззоряя города и деревни. Около 15 января они подошли к Москве.
Москву защищали младший сын князя Юрия Всеволодовича княжич Владимир и воевода Филипп Нянка с последним резервом в 400 московских топорников, личной сотней дружинников и всеми кто смог. Героически защищались, закрывшись стеной больших красных щитов и копий в чёрном проёме. На узком пространстве развернулась яростная сеча, ратники кололи, секли и рубили татар.
После пяти дней осады (как и Рязани), татары смогли взять Москву. Князь Владимир был взят в плен.
Тем временем сам князь Юрий Всеволодович стал собирать войска для отпора захватчиков на севере (северо-западная сторона Ярославля). Пока он собирал войска, татары 3 февраля 1238 года подошли к Владимиру.
Оборону города Владимира возглавил воевода Петр Ослядюкович. В городе к этому времени основные силы дружины были за городом с взрослыми сыновьями князя Юрия Всеволодовича. В городе оставались молодые князья Мстислав и Всеволод, жены и дети князей.
Татары предложили защитникам сдать город без боя. Князья отказались, тогда монголы прилюдно казнили младшего сына великого князя Владимира, взятого в плен при разгроме небольшой в ту пору Москвы.
При штурме города противник использовал стенобитные устройства и камнемётные машины и разрушив стены крепости, 7 февраля захватил и сжёг город Владимир.
Огонь погубил многих защитников Владимира, часть из них укрылась за стенами «Мономахова города», но и его защита была недолгой. Последним оплотом защитников стал детинец, который тоже долго не продержался.
Сын великого князя Всеволод предпринял отчаянную вылазку, но был убит. Великокняжеская семья, бояре и простые жители попытались укрыться в соборной церкви, но она была сожжена вместе со всеми укрывшимися в ней людьми.
Князь Юрий поджидал тартар на реке Сить и ждал подкрепления.
Поскольку большая часть городов и княжеств северо-востока Руси к тому времени уже была захвачена или уничтожена, ждать помощи можно было прежде всего из Новгорода и Суздаля – от Ярослава Всеволодовича и Святослава Всеволодовича. Именно к ним и обратился с призывом прислать свои полки князь Юрий Владимирович.
Но дождаться новгородских ратей князь Юрий так и не успел, пришли только суздальцы. В итоге к началу битвы в его распоряжении, как считает большинство исследователей, оказалось всего около 12-15 тысяч человек против примерно такого же по численности войска татар, которое привел на Сить Бурундай. При таком раскладе преимущество должно было остаться за русскими полками, ведь большинство в них составляли пешие воины, которым было гораздо удобнее сражаться в лесах и болотах, окружающих реку Сить. Но в действительности битва фактически была проиграна еще до начала, поскольку татарское войско подошло не с той стороны, с которой его ждали русские воеводы, и совершенно неожиданно для них.
Отряд противника под руководством Бурундая подошёл к лагерю князя со стороны Углича и полностью окружил его. Владимирское войско не успело изготовиться к битве и русское сторожевое охранение не смогло вовремя обнаружить приближение врага и предупредить главные силы. Битва превратилась в настоящее побоище, русские воины сражались героически и сложили головы.
Яростное сопротивление русских дружин было сломлено излюбленным приёмом татар: рассекая дружины противника на части, они окружали и истребляли врага. Князь Юрий погиб вместе с войском, его голова была отрублена и преподнесена в дар Батыю. Тело обезглавленного Юрия Всеволодовича было найдено ростовским епископом Кириллом и брат его, Ярослав Всеволодович, захоронил его останки в Успенском соборе.
Павших в битве русских воинов захоронили в курганах.
Подводя итог поражения князя Юрия Всеволодовича и разорению Владимиро-Суздальского княжества, историк Татищев В. Н. говорит о том, что потери татарских войск во много раз превосходили потери русских, но они восполняли свои потери за счёт пленных.
Захватив Тверь и Торжок, войска татар направились в Новгород и не дойдя 100 километров из-за весенней распутицы и больших потерь повернули на юг к сбору всех своих сил тремя группами к городу Козельск.
Жители города Козельск явились героями и патриотами русских земель, оборонялись от превосходящих сил противника на протяжении 7 недель. В ответ на требование татар сдать город без боя жители ответили отказом:"Наш князь младенец, но мы, как правоверные, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия, главы своя положити за христианскую веру".
Его дядя Мстислав и дед Мстислава Святославич черниговский и козельский погибли ещё в битве на реке Калке при первом походе тартар в 1223 году, а отец скончался незадолго до похода противника к Козельску. Князю Василию на момент начала осады было около 12 лет.
Воины дружины, ополченцы и жители города взяли на себя инициативу по обороне, с марта по май 1238 года сражались героически и умирали достойно.
В эти трудные дни обороны, они предпринимают вылазки и неожиданные нападения на монгольский лагерь. В начале мая, когда подошли дополнительно войска Кадана и Бури, противник три дня засыпает ров, защищавший южную стену крепости. С помощью стенобитныж машин-пороков татарам удалось разрушить часть стен крепости и подняться на вал.
Разгорелась кровавая схватка, но осажденным удалось отбить атаку и вслед за этим воины дружины предприняли дерзкую вылазку из города. Врубившись во фланг, они обошли штурмующих с тыла и ворвались в татарский лагерь, в ходе которой уничтожают 4000 человек вражеского войска и осадные орудия. Подошедшее подкрепление татар оттеснит горожан к реке и уничтожает. Для татар город Козельск стал "злым городом".
Захватив город, они уничтожили всех жителей вместе малолетним князем Василием.
Через много веков в конце 19-го века в этих местах прокладывали железнодорожную ветку до Тулы, При проведении земельных работ было найдено обширное захоронение из 267 человек. Вероятно это были устроившие вылазку в стан врага воины Козельска.
Козельск- первый город-герой и город воинской славы России.
Подведя итоги этих сражений можно уверенно сказать, что русский народ хоть и потерял лицо воина победителя, но в душе остался верным воином и защитником своих земель для дальнейшей борьбы с врагом.
О дальнейшей судьбе русского народа читайте в последующих статьях.
Подпишитесь на мой канал. Поделитесь. Жду обратной связи.