Найти в Дзене

Курс на север.Выставка в Пушкинском.

В Пушкинском проходит выставка, посвященная осовению Севера. И хотя на выставках этого музея мы привыкли видеть работы иностранных художников ( Пушкинский создавался как музей западного искусства ), то в этот раз здесь как раз много работ наших соотечественников. В конце вы поймете почему. Выставляемые работы сопровождаются подробным текстом ( спасибо кураторам), повествующим об этапах освоения этого края, сообщается много интересных фактов. Эти тексты я привожу здесь , и немного своих комментариев конечно. Север и Дальний Восток с их суровой красотой и необъятными просторами всегда манили исследователей и художников. На протяжении пяти столетий идея Северного морского пути будоражила умы мореплавателей и географов. Первые зарубежные исследовательские экспедиции за полярный круг были предприняты еще в XVI веке, но, за редким исключением, они заканчивались неудачно. Уже к XVI веку русские мореходы освоили «ход за Камень» (за Уральские горы) и основали в XVII веке легендарную Манга

В Пушкинском проходит выставка, посвященная осовению Севера. И хотя на выставках этого музея мы привыкли видеть работы иностранных художников ( Пушкинский создавался как музей западного искусства ), то в этот раз здесь как раз много работ наших соотечественников. В конце вы поймете почему.

Выставляемые работы сопровождаются подробным текстом ( спасибо кураторам), повествующим об этапах освоения этого края, сообщается много интересных фактов. Эти тексты я привожу здесь , и немного своих комментариев конечно.

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971 США.АЛЯСКА. ВИД С ЛИСЬЕГО ОСТРОВА ЗИМОЙ, 1919
Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971 США.АЛЯСКА. ВИД С ЛИСЬЕГО ОСТРОВА ЗИМОЙ, 1919 Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Север и Дальний Восток с их суровой красотой и необъятными просторами всегда манили исследователей и художников. На протяжении пяти столетий идея Северного морского пути будоражила умы мореплавателей и географов. Первые зарубежные исследовательские экспедиции за полярный круг были предприняты еще в XVI веке, но, за редким исключением, они заканчивались неудачно.

Уже к XVI веку русские мореходы освоили «ход за Камень» (за Уральские горы) и основали в XVII веке легендарную Мангазею. Эти территории стали ареной грандиозных открытий, и многие поколения мастеров пытались понять и запечатлеть душу суровых земель.

Предпетровское время представлено вот такой подробной гравюрой, передающей панораму Архангельска , толчею порта с парусниками:

РОМЕЙН ДЕ ХОГЕ. 1645-1708.Голландия.ОТПЛЫТИЕ ПОСОЛЬСТВА КОНРАДА ВАН КЛЕНКА ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В 1675 ГОДУ.Иллюстрация к книге Балтазара де Койетта «Voyagie van den Heere Koenraad van Klenk, extraordinaris ambassadeur van haer Ho: Mo: aen Zyne Zaarsche Majesteyt van Moscovien» («Посольство Конрада ван Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу») (Amsterdam, 1677).Бумага, офорт.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РОМЕЙН ДЕ ХОГЕ. 1645-1708.Голландия.ОТПЛЫТИЕ ПОСОЛЬСТВА КОНРАДА ВАН КЛЕНКА ИЗ АРХАНГЕЛЬСКА В 1675 ГОДУ.Иллюстрация к книге Балтазара де Койетта «Voyagie van den Heere Koenraad van Klenk, extraordinaris ambassadeur van haer Ho: Mo: aen Zyne Zaarsche Majesteyt van Moscovien» («Посольство Конрада ван Кленка к царям Алексею Михайловичу и Феодору Алексеевичу») (Amsterdam, 1677).Бумага, офорт.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Изображен момент отплытия посольства Конрада ван Кленка из Архангельска в 1675 году. Само посольство преследовало цель заключить с русским царем Алексеем Михайловичем военный союз, но этого не случилось.

В 1732 году знаменитый шведский натуралист Карл Линней предпринял одиночное путешествие в Лапландию и Финляндию, которое длилось с 12 мая по 10 октября. Сильно бликует стекло, но взгляд этого ученого хорошо виден: Линней словно всматривается в будущее, это характерно для портретов романтического характера ( например портрет Пушкина работы Кипренского). Перед нами увлеченный молодой человек аспирантского возраста.

ГЕНРИ КИНГЗБРИ (КИНГЗБЕРИ) 1775-1835.Великобритания.ПОРТРЕТ КАРЛА ЛИННЕЯ.По оригиналу Мартина.Бумага, цветное меццо -тинто, тонировка  акварелью.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ГЕНРИ КИНГЗБРИ (КИНГЗБЕРИ) 1775-1835.Великобритания.ПОРТРЕТ КАРЛА ЛИННЕЯ.По оригиналу Мартина.Бумага, цветное меццо -тинто, тонировка акварелью.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В течение пяти месяцев исследователь собирал образцы растений и грибов. изучал культуру и быт саамов северной части Скандинавского Результатом экспедиция стал труд «Flora Lapponica» который был издан в 1737 году. В том же году в Нидерландах, в поместье Гартекамп, владельцем которого тогда являлся патрон Линнея Джордж Клиффорд, был создан первый живописный портрет натуралиста, который лег в основу рассматриваемой гравюры. К сожалению, в настоящее время упомянутое полотно считается утраченным. Гравированный портрет из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина показывается на выставке впервые. Он принадлежит к числу редких отпечатков.

Благодаря значительно более успешным экспедициям XVIII-XIX веков путешественники больше узнали о землях Арктики и Антарктики, и недоступные прежде ледяные просторы обрели четкие визуальные очертания. Мореплаватели привозили зарисовки айсбергов, северного сияния, охоты на белых медведей, тюленей и китов.

НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛИТОГРАФ.Франция.СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН.1833-1850.Бумага, литография.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
НЕИЗВЕСТНЫЙ ЛИТОГРАФ.Франция.СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН.1833-1850.Бумага, литография.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

ЖАН БАЛТАЗАР ДЕ ЛА ТРАВЕРС.1752 - после 1808.Франция.Работал в России в 1770-1790-х годах
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ.НА БЕЛОМ МОРЕ. Около 1786.Бумага, акварель.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.Дар И.С. Зильберштейна в 1987
ЖАН БАЛТАЗАР ДЕ ЛА ТРАВЕРС.1752 - после 1808.Франция.Работал в России в 1770-1790-х годах СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ.НА БЕЛОМ МОРЕ. Около 1786.Бумага, акварель.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.Дар И.С. Зильберштейна в 1987

Произведения того периода стали первыми попытками запечатлеть окраины земли, где реальность часто переплеталась с легендами.

Эта гравюра служит иллюстрацией к знаменитой песне гренландских моряков, которая появилась еще в начале 1725 года и была известна в странах Северной Европы под названием «Баллада о гренландских китобоях». Она не только прославляет героизм бесстрашных рыболовов, живущих на крупнейшем острове Земли, но и увековечивает память о тех, кто погиб в море:

РИЧАРД УИЛСОН, Около 1714-1782.Великобритания.ГРЕНЛАНДСКИЙ КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, 1/50По оригиналу Чарлза Брукинга.Бумага, резец, сухая игла.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РИЧАРД УИЛСОН, Около 1714-1782.Великобритания.ГРЕНЛАНДСКИЙ КИТОБОЙНЫЙ ПРОМЫСЕЛ, 1/50По оригиналу Чарлза Брукинга.Бумага, резец, сухая игла.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

НЕИЗВЕСТНЫЙ ГРАВЁР.Германия.КОЛОНИЯ МОРАВСКИХ БРАТЬЕВ ЛИХТЕНФЕЛЬС В ГРЕНЛАНДИИ
Середина XIX века.Из серии «Вселенная Мейера».Бумага, офорт на стали.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
НЕИЗВЕСТНЫЙ ГРАВЁР.Германия.КОЛОНИЯ МОРАВСКИХ БРАТЬЕВ ЛИХТЕНФЕЛЬС В ГРЕНЛАНДИИ Середина XIX века.Из серии «Вселенная Мейера».Бумага, офорт на стали.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Сюжет нижеследующей гравюры иллюстрирует один из интереснейших эпизодов морской истории - высадку британской экспедиции на Камчатку, которая состоялась 29 апреля 1779 года:

ДЖОЗЕФ КОНСТАНТИН СТАДЛЕР.Работал с 1780 по 1812.Йоханенс  ЭКШТАЙН
Около 1737 - 1802.Великобритания.ПРИБЫТИЕ НА КАМЧАТКУ КОРАБЛЕЙ «DISCOVERY»
И «RESOLUTION» под командованием КАПИТАНОВ КЛЕРКА И ГОРА В ПОСЕЛЕНИЕ СВЯТЫХ ПЕТРА
И ПАВЛА НА КАМЧАТКЕ.29 АПРЕЛЯ 1779 ГОДА. Около 1785
ДЖОЗЕФ КОНСТАНТИН СТАДЛЕР.Работал с 1780 по 1812.Йоханенс ЭКШТАЙН Около 1737 - 1802.Великобритания.ПРИБЫТИЕ НА КАМЧАТКУ КОРАБЛЕЙ «DISCOVERY» И «RESOLUTION» под командованием КАПИТАНОВ КЛЕРКА И ГОРА В ПОСЕЛЕНИЕ СВЯТЫХ ПЕТРА И ПАВЛА НА КАМЧАТКЕ.29 АПРЕЛЯ 1779 ГОДА. Около 1785

В Петропавловский порт Камчатки прибыли два британских корабля, участвовавшие в третьем кругосветном путешествии Джеймса Кука. Они зашли для пополнения запасов воды и продовольствия. Плавание на тот момент возглавляли капитаны Чарлз Клерк и Джон Гор. Они первыми вышли на берег, чтобы объяснить местным жителям цель своего визита. Считается, что эта гравюра выполнена по оригинальному рисунку Йоханнеса Экштайна, который являлся участником знаменитых событий и наряду с Джоном Уэббером официальным художником экспедиции, фиксировал ее основные этапы.

Ярким примером могут служить работы немецкого натуралиста Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау, сопровождавшего экспедицию Ивана Крузенштерна.

На выставке представлены гравюры по оригиналам Готтлиба:

КОЗЬМА ЧЕСКИЙ, 1776-1813.Россия.ВИД ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ГАВАНИ С МОРСКОЙ СТОРОНЫ
По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
КОЗЬМА ЧЕСКИЙ, 1776-1813.Россия.ВИД ПЕТРОПАВЛОВСКОЙ ГАВАНИ С МОРСКОЙ СТОРОНЫ По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Вильгельм Готтлиб Тилезиус фон Тиленау- немецкий естествоиспытатель, ботаник, зоолог, не был профессиональным художником. В 1803 году его пригласили принять участие в кругосветной экспедиции Ивана Крузенштерна в качестве врача, но все три года, проведенные в плавании, он не расставался с альбомом, делая точные научные зарисовки увиденного.

КОЗЬМА ЧЕСКИЙ, 1776-1813.Россия.ВИД БЕРЕГА, ЛЕЖАЩЕГО ОКОЛО ПОРТА ЧИЧАГОВа
По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
КОЗЬМА ЧЕСКИЙ, 1776-1813.Россия.ВИД БЕРЕГА, ЛЕЖАЩЕГО ОКОЛО ПОРТА ЧИЧАГОВа По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

В итоге появились пейзажи далеких берегов, портреты представителей разных народов, изображения экзотических растений и животных, вошедшие впоследствии в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

ИВАН ЧЕСКИЙ, 1777 или 1782-1848.Россия.ВИД ОСТРОВА ПАПЕНБЕРХА И КРЫСЬЕГО ОСТРОВА
По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ИВАН ЧЕСКИЙ, 1777 или 1782-1848.Россия.ВИД ОСТРОВА ПАПЕНБЕРХА И КРЫСЬЕГО ОСТРОВА По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Несколько месяцев экспедиция провела на Дальнем Востоке, изучая устье Амура, берега Камчатки и Сахалина. Именно Тиленау первым описал и зарисовал камчатского краба, его имя носит один из видов рыб, обитающих в водах Берингова моря (Tilesina).

КОЗЬМА ЧЕСКИЙ, 1776-1813.Россия.ВИД ЗАЛИВА НАДЕЖДЫ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ САХАЛИНА
По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
КОЗЬМА ЧЕСКИЙ, 1776-1813.Россия.ВИД ЗАЛИВА НАДЕЖДЫ В СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ САХАЛИНА По оригиналу Вильгельма Готтлиба Тилезиуса фон Тиленау.Иллюстрация к изданию «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна» (СПб., 1813).Бумага, гравюра резцом ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Одним из первых потенциал северных земель почувствовал известный русский промышленник и меценат Савва Мамонтов. Председатель общества Московско-Ярославской железной дороги, он решил продлить ее до Архангельска, чтобы связать Москву с портами на Белом море и начать освоение необычайно богатого края. Эта казавшаяся в то время абсурдной идея, тем не менее, была поддержана министром финансов Сергеем Витте (стратегическую важность железной дороги покажет Первая мировая война). В 1894 году для изучения северных земель создали комиссию, которую возглавил сам Витте. В организованную комиссией экспедицию отправился ученик Академии художеств Александр Борисов, ставший родоначальником арктического пейзажа в отечественном искусстве. Участники путешествия добрались по северным рекам до Архангельска, посетили Соловецкие острова и прошли вдоль берегов Мурмана (как назывался тогда Кольский полуостров), где находились незамерзающие гавани, так необходимые отечественному флоту для противостояния британцам. И в итоге через Лапландию они дошли до берегов Норвегии.

АЛЕКСАНДР МАКОВСКИЙ, 1869-1924.Россия.АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. 1912.Бумага на картоне, темпера.Собрание Романа Бабичева, Москва
АЛЕКСАНДР МАКОВСКИЙ, 1869-1924.Россия.АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ. 1912.Бумага на картоне, темпера.Собрание Романа Бабичева, Москва

Получивший разрешение на строительство дороги Савва Мамонтов летом 1894 года отправил в арктическое путешествие своих друзей - художников Валентина Серова и Константина Коровина. По результатам экспедиции Коровин должен был создать оформление павильона Крайнего Севера для выставки в Нижнем Новгороде, задуманного как реклама новой железной дороги и богатств северных земель. Путешествие продолжалось почти два месяца: плыли по рекам Сухоне и Северной Двине до Архангельска, затем пароходом по Белому и Баренцеву морям в Лапландию. Художников поражало многообразие природных оттенков при довольно сдержанной северной цветовой гамме. За время экспедиции они написали множество этюдов.
Новую цветовую палитру Константин Коровин с успехом использовал в оформлении павильона нижегородской выставки.

ВАЛЕНТИН СЕРОВ. 1865-1911.Россия.ПОМОРСКИЕ СУДА  В АРХАНГЕЛЬСКЕ. 1894.
Дерево, масло.Собрание Алексея Жилина, Москва
ВАЛЕНТИН СЕРОВ. 1865-1911.Россия.ПОМОРСКИЕ СУДА В АРХАНГЕЛЬСКЕ. 1894. Дерево, масло.Собрание Алексея Жилина, Москва

Разработав композиционные и колористические схемы будущих живописных панно в эскизах, художник пригласил для их реализации Сергея Малютина и Николая Досекина. В 1895 году Коровин вместе с Досекиным предпримет еще одну северную экспедицию, а через год вновь отправится в путешествие с Серовым.

НИКОЛАЙ ДОСЕКИН. 1863-1935.Россия.ЗАКАТ НА БЕЛОМ МОРЕ.[Середина 1890-х]
Холст, масло.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.Дар А.Н. Рамма в 1987
НИКОЛАЙ ДОСЕКИН. 1863-1935.Россия.ЗАКАТ НА БЕЛОМ МОРЕ.[Середина 1890-х] Холст, масло.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.Дар А.Н. Рамма в 1987


По словам Александра Бенуа, именно благодаря этим живописцам европейцы познакомились с «настоящим откровением Севера» и в искусстве началось то, что можно назвать «арктической лихорадкой»: вооруженные этюдниками и блокнотами художники совершали паломничество в северные земли в поисках экзотической романтики и особого жемчуга » серого колорита.


В ХХ веке художники продолжили исследовать Север .И если в искусстве XIX века образ Арктики складывался из нескольких ключевых элементов: величественных природных явлений вроде айсбергов и бескрайних ледяных полей; изображений истинных хозяев этих широт- белых медведей, тюленей и моржей; портретов знаменитых исследователей и сцен из жизни экспедиций, то в следующем столетии ищут новые способы художественного выражения. Полярные пейзажи предлагали идеальные условия: бескомпромиссную простоту пространства, кристальную чистоту света и почти архитектурную строгость линий. Именно в таком ключе создал свою гренландскую серию Рокуэлл Кент:

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ГРЕНЛАНДСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1930-е.Бумага, хромолитография
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ГРЕНЛАНДСКИЙ ПЕЙЗАЖ. 1930-е.Бумага, хромолитография ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Американец Рокуэлл Кент вошел в историю искусства как художник-путешественник. Гармония северной природы всегда манила его. Он жил и работал на островах Монхеган (штат Мэн, США) и Ньюфаундленд (Канада). В 1918-1919 годах с маленьким сыном провел несколько месяцев на Аляске. Но самым значительным своим достижением Кент считал гренландские путешествия. Он побывал в тех краях трижды: в 1929, 1931-1932 и 1934-1935 годах. В итоге художник создал несколько серий картин, огромное количество рисунков и написал три книги: «Курс N by E», «Саламина» и «Гренландский дневник».

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ЭСКИМОС В КАЯКЕ. ГРЕНЛАНДИЯ 1932-1933
Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ЭСКИМОС В КАЯКЕ. ГРЕНЛАНДИЯ 1932-1933 Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва


В 1929 году в первый приезд на остров Кент разбил лагерь на берегу фьорда Сермилик (в переводе с эскимосского «ледниковый залив»). Его и запечатлел мастер на картине «Художник в Гренландии»:

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971 США.ХУДОЖНИК В ГРЕНЛАНДИИ, 1929.Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971 США.ХУДОЖНИК В ГРЕНЛАНДИИ, 1929.Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Это, вероятно, единственный автопортрет, где Кент изобразил себя собирающимся на этюды - у него в руках холст на подрамнике и узелок с красками. На заднем плане картины разворачивается величественная панорама суровых северных гор.
Спустя всего два года Кент возвращается в Гренландию, взяв с собой жену Фрэнсис, а затем, в 1934 году, приезжает один. Оба раза он живет в поселке Игдлорсуит (Иллорсуит), виды которого часто встречаются на его картинах того периода:

РОКУЭЛЛ КЕНТ. 1882-1971.США.НОЯБРЬ В СЕВЕРНОЙ ГРЕНЛАНДИИ 1932-1933
Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РОКУЭЛЛ КЕНТ. 1882-1971.США.НОЯБРЬ В СЕВЕРНОЙ ГРЕНЛАНДИИ 1932-1933 Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Произведения, созданные во время последних двух путешествий, имеют не только художественное, но и этнографическое значение. На этих работах мастер достаточно подробно фиксирует быт, нравы и обычаи обитателей отдаленных земель:

РокуэлЛ КЕНТ, 1882-1971.США.КАЯКИ, ГРЕНЛАНДИЯ, 1933.Холст, масло
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РокуэлЛ КЕНТ, 1882-1971.США.КАЯКИ, ГРЕНЛАНДИЯ, 1933.Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РоКуэЛЛ КЕНТ. 1882-1971.США.ПРИБЫТИЕ ПОЧТЫ. 1935-1941.Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РоКуэЛЛ КЕНТ. 1882-1971.США.ПРИБЫТИЕ ПОЧТЫ. 1935-1941.Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Но главным героем живописи Кента становится пейзаж: «В Гренландии надо всем господствует окружающая природа… в мысли, настроения, в жизнь… обитателей проникло что-то от вечного покоя этой дикой страны…» Оттолкнувшись от реального мотива, Кент придает пейзажу вневременное метафизическое звучание.

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ЗАМЕРЗШИЙ ФЬОРД. СЕВЕРНАЯ ГРЕНЛАНДИЯ. 1932
Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ЗАМЕРЗШИЙ ФЬОРД. СЕВЕРНАЯ ГРЕНЛАНДИЯ. 1932 Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Снега, льды, вода, небо сливаются в единый синтезированный образ, трактуемый художником как «душа природы». Именно в этих работах романтический реализм, свойственный творческой манере Кента, приобрел совершенно новое звучание - человек перед лицом мироздания.

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ФЬОРД В КАНГЕРДЛУАРССУК ГРЕНЛАНДИЯ. 1932
Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.ФЬОРД В КАНГЕРДЛУАРССУК ГРЕНЛАНДИЯ. 1932 Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва


Вдохновленный успехом, который его выставки имели в СССР, Рокуэлл Кент значительную часть своего художественного наследия, в том числе и работы, связанные с гренландскими путешествиями, подарил Советскому Союзу.

РоКУЭЛЛ КЕНТ. 1882-1971.США.ПОЛЯРНЫЙ МЕДВЕДЬ. 1928.Картон, акварель.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РоКУЭЛЛ КЕНТ. 1882-1971.США.ПОЛЯРНЫЙ МЕДВЕДЬ. 1928.Картон, акварель. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.СОБАКИ ВО ФЬОРДЕ КАНГЕРДЛУАРССУК, 1932-1933
Холст, наклеенный на фанеру, масло.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Рокуэлл КЕНТ. 1882-1971.США.СОБАКИ ВО ФЬОРДЕ КАНГЕРДЛУАРССУК, 1932-1933 Холст, наклеенный на фанеру, масло.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РОкуэлЛ КЕНТ. 1882-1971.США.ФЬОРД В СЕВЕРНОЙ ГРЕНЛАНДИИ..ОСЕНЬ. 1932
Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
РОкуэлЛ КЕНТ. 1882-1971.США.ФЬОРД В СЕВЕРНОЙ ГРЕНЛАНДИИ..ОСЕНЬ. 1932 Холст, наклеенный на фанеру, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Чтобы нас погрузить в природу Севера, на выставке представлены образцы раковин моллюсков и водоросли ( или лишайники, я не разобралась), которые можно потрогать.

-27

Немного истории освоения северных районов в России в 20-ом веке..

Хотя промышленное освоение Севера началось еще в Российской империи благодаря деятельности министра финансов Сергея Витте, крупномасштабным государственным проектом оно стало только в советский период.

В 1932 году, чтобы начать народно-хозяйственное развитие Арктики, разведку полезных ископаемых и становление судоходства, было создано Главное управление Северного морского пути, Его руководителем назначили известного полярника Отто Шмидта.

Освоение Севера превратилось в череду доблестных страниц отечественной истории. Ледокол «Красин», доставив ранней весной 1933 года на Новую Землю груз с продовольствием, доказал, что в Арктике возможны и зимние рейсы. В 1932 году на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» экспедиция во главе со Шмидтом впервые прошла Северный морской путь за одну навигацию, а на следующий год этим же маршрутом попытался пройти корабль «Челюскин». Трагедия челюскинцев, оказавшихся на дрейфующей льдине, стала историей героического спасения экспедиции и триумфом советских полярных летчиков.
В 1937 году летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс, преодолев более восьми тысяч километров без единой остановки. А пилоты Михаил Водопьянов и Михаил Бабушкин в том же году впервые совершили посадку большегрузного самолета прямо на лед, доставив продовольствие и оборудование арктической экспедиции.
В том же году начала работу первая в мире дрейфующая полярная станция «Северный полюс» под руководством Ивана Папанина. Продолжалось в 1930-1950-е годы и активное промышленное освоение Севера, где были обнаружены богатые месторождения полезных ископаемых, нефти и газа. Строились полярные города Норильск, Воркута, Нарьян-Мар и арктические порты Тикси, Игарка, Диксон.
И что самое важное, в полярных экспедициях и освоении северных территорий принимали участие и художники. Становясь очевидцами знаменательных событий, они фиксировали историю покорения Севера в своих произведениях.

Александр Меркулов много лет работал на Крайнем Севере. В 1934-1935 годах он побывал на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле, Шпицбергене, в Гренландском море, участвовал в обследовании акватории Белого моря. В конце 1935 года художник работал в поселке Мурмаши, где велось строительство Туломской ГЭС, одной из первых заполярных гидроэлектростанций:

ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973
Россия.СТРОИТЕЛЬСТВО ТУЛОМСКОЙ ГЭС В ОКТЯБРЬСКИЕ ДНИ. 1939.Из серии «Арктика»
Бумага, цветная линогравюра.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973 Россия.СТРОИТЕЛЬСТВО ТУЛОМСКОЙ ГЭС В ОКТЯБРЬСКИЕ ДНИ. 1939.Из серии «Арктика» Бумага, цветная линогравюра.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Эти поездки дали ему богатый материал для последующих работ. Он запечатлевал природные ландшафты Арктики и процесс промышленного освоения северных территорий:

ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973.Россия.муРМАНСК, уходЯ В АрКТИКу, КОРАБЛИ ГРУЗЯТСЯ УГЛЕМ. 1939.Из серии «Арктика».Бумага, цветная линогравюра
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973.Россия.муРМАНСК, уходЯ В АрКТИКу, КОРАБЛИ ГРУЗЯТСЯ УГЛЕМ. 1939.Из серии «Арктика».Бумага, цветная линогравюра ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва


В конце 1930-х годов Меркулов совместно с Виктором Бибиковым создал серию «Арктика» из 18 цветных линогравюр. Их успели показать на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1941 году.

ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973.Россия.ПОСЛЕДНИЕ БЕРЕЗКИ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ. 1939.Из серии «Арктика».Бумага, цветная линогравюра
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973.Россия.ПОСЛЕДНИЕ БЕРЕЗКИ ЗА ПОЛЯРНЫМ КРУГОМ. 1939.Из серии «Арктика».Бумага, цветная линогравюра ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Во время войны доски, с которых печатали линогравюры, погибли. Художник частично восстановил серию. Сохранившиеся довоенные оттиски показывают Арктику такой, какой ее видели полярники в 1930-е годы.

ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973.Россия.ЗИМА НАСТУПИЛА, НА ПАЛУБЕ ЛЕДОКОЛА «ТАЙМЫР» 1939.Из серии «Арктика».Бумага, цветная линогравюра
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ВИКТОР БИБИКОВ. 1903-1973 АЛЕКСАНДР МЕРКУЛОВ. 1904-1973.Россия.ЗИМА НАСТУПИЛА, НА ПАЛУБЕ ЛЕДОКОЛА «ТАЙМЫР» 1939.Из серии «Арктика».Бумага, цветная линогравюра ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Основной сферой деятельности Виталия Чапкина было инженерное дело. Однако он, выпускник луганской архитектурно-художественной профшколы, всегда проявлял интерес к занятиям живописью. В начале 1930-х годов в Москве он получал высшее инженерное образование и одновременно занимался на курсах у художника Алексея Радакова, а затем в студии Дмитрия Моора. Судьба забрасывала Виталия Чапкина в самые отдаленные уголки нашей страны: в 1934 году он работал на строительстве Суражевской судоверфи в Амурской области, в конце 1940-х- 1960-х годов в Главном управлении Северного морского пути и побывал на Шпицбергене, жил в Тикси и руководил строительством рудников в Якутии. Среди его художественного наследия множество полярных пейзажей и натурных зарисовок, выполненных на Севере:

ВИТАЛИЙ ЧАПКИН. 1912-1991.Россия.ШПИЦБЕРГЕН. 1961-1964.Бумага, акварель.
Собрание семьи Чапкиных, Москва
ВИТАЛИЙ ЧАПКИН. 1912-1991.Россия.ШПИЦБЕРГЕН. 1961-1964.Бумага, акварель. Собрание семьи Чапкиных, Москва

В июле 1932 года художник и писатель Лев Канторович ушел матросом в полярную экспедицию на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». Путешествие, возглавляемое ученым и исследователем Отто Шмидтом и капитаном флота Владимиром Ворониным, должно было решить сложную задачу- преодолеть Северный морской путь за одну навигацию.

ЛЕВ КАНТОРОВИЧ. 1911-1941.Россия.Упираясь в льдины баграми баграми участники экспедиции сдвигают с места неповоротливый глыбы. 1932
Иллюстрация к книге Михаила Дьяконова «Четыре тысячи миль на ,Сибирякове"» (Л., 1934)
Бумага, тушь, перо, кисть, белила Предоставлено «Галеев-Галереей», Москва
ЛЕВ КАНТОРОВИЧ. 1911-1941.Россия.Упираясь в льдины баграми баграми участники экспедиции сдвигают с места неповоротливый глыбы. 1932 Иллюстрация к книге Михаила Дьяконова «Четыре тысячи миль на ,Сибирякове"» (Л., 1934) Бумага, тушь, перо, кисть, белила Предоставлено «Галеев-Галереей», Москва

Однако в Чукотском море пароход затерло льдами и он потерял гребной вал. Героическими усилиями экипажу все-таки удалось вывести корабль на свободную воду в районе Берингова пролива, откуда его отбуксировали в Петропавловск-Камчатский. Бывший активным участником этих событий, Канторович проиллюстрировал книгу Михаила Дьяконова «Четыре тысячи миль на Сибирякове"» вышедшую в Ленинграде в 1934 году.

Среди графических листов яркие акварельные работы привлекают внимание. И если графические работы более похожи на летопись, претендуют на достоверность, то эти акварели передают настроение художников, любующихся красотой сурового края:

КОНСТАНТИН ПАНКОВ. 1910-1941.Россия.СИНЕЕ ОЗЕРО, 1930-е.Бумага, гуашь
Предоставлено «Галеев-Галереей», Москва
КОНСТАНТИН ПАНКОВ. 1910-1941.Россия.СИНЕЕ ОЗЕРО, 1930-е.Бумага, гуашь Предоставлено «Галеев-Галереей», Москва

Автор нижеследующей работы неизвестен, но мне почему то кажется, что он геолог. Здесь хорошо передана складчатая структура, картина построена как геологический разрез ( хотя показан вид сверху) .

НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК.Россия.ЛЕТО В ТУНДРЕ. 1930-е.Картон, гуашь
Предоставлено «Галеев-Галереей», Москва
НЕИЗВЕСТНЫЙ ХУДОЖНИК.Россия.ЛЕТО В ТУНДРЕ. 1930-е.Картон, гуашь Предоставлено «Галеев-Галереей», Москва

Мне ведь тема освоения севера тоже очень близка- выпускники геологического факультета МГУ мы с мужем 9 лет работали в геологоразведочных экспедициях в районах Крайнего Севера . Но вернемся к выставке.

Евгения Эвенбах была пионером советской детской иллюстрации и создательницей первых учебных пособий для народов Севера. Ее стиль, сочетавший этнографическую точность с художественной выразительностью, формировался во время многочисленных экспедиций. В 1934 году Эвенбах отправилась в Приамурье для изучения быта нанайцев и нивхов.

ЕВГЕНИЯ ЭВЕНБАХ. 1889-1981.Россия.РЫБАЧКА. 1960.Бумага, офорт
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москв
ЕВГЕНИЯ ЭВЕНБАХ. 1889-1981.Россия.РЫБАЧКА. 1960.Бумага, офорт ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москв

Живя в нанайской семье, художница скрупулезно документировала особенности повседневной жизни местного населения - от традиционных занятий до распределения гендерных ролей в общине.

ЕВГЕНИЯ ЭВЕНБАХ. 1889-1981.Россия.РЫБАЧКА. 1960.Бумага, офорт
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москв
ЕВГЕНИЯ ЭВЕНБАХ. 1889-1981.Россия.РЫБАЧКА. 1960.Бумага, офорт ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москв

В своих отчетах Эвенбах отмечала парадоксы социалистической модернизации: рядом с такими нововведениями как женские бригады и ликбезы сосуществовали патриархальные обычаи вроде многоженства. Ее зарисовки стали бесценным этнографическим источником, в них зафиксировано множество аспектов жизни коренных народов. Обратите внимание на годы ее жизни- немного не дожила до столетия!

В 1930-е годы, когда освоение арктических земель стало важной государственной задачей, художники не хотели оставаться в стороне. Они отправлялись в полярные экспедиции и на арктические стройки.

Так, Алексей Рыбников участвовал в Первой Ленской экспедиции:

Михаил Гуревич на ледоколе «Ленин» отправился в Карскую полярную экспедицию, плавал по Гренландскому морю и к Земле Франца-Иосифа на первом научно-исследовательском судне «Персей» под руководством ученого-полярника Всеволода Васнецова и ходил к берегам Новой Земли на моторно-парусном боте «Николай Книпович»:

МИХАИЛ ГУРЕВИЧ. 1904-1943.Россия.БАРКАС, Между 1932 и 1934.Бумага, акварель
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москв
МИХАИЛ ГУРЕВИЧ. 1904-1943.Россия.БАРКАС, Между 1932 и 1934.Бумага, акварель ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москв


Художник вспоминает: «Видел много великолепных взлетов самолетов в ледовые разведки, много интереснейших исследований моря и дна по заданиям второго международного полярного года, пережил ударные работы по спасению судна от пожара в море, когда загорелся в трюме уголь. Все это вонзилось в сознание, запечатлелось в этюдах и переносится, созревая, в картины. Живем и дышим богатым воздухом Арктики…

МИХАИЛ ГУРЕВИЧ. 1904-1943.Россия.ВИД ИЗ ИЛЛЮМИНАТОРА. 1932-1934.Холст, масло
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.На обороте «АВТОПОРТРЕТ»
МИХАИЛ ГУРЕВИЧ. 1904-1943.Россия.ВИД ИЗ ИЛЛЮМИНАТОРА. 1932-1934.Холст, масло ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.На обороте «АВТОПОРТРЕТ»

Несколько в ином свете Север предстает в мурманских рисунках Петра Кончаловского.Рассмотрите на этих работах восхитительные жемчужные оттенки желтого, розового, голубого:

ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ, 1876-1956.Россия.МУРМАНСК, НОЧЬ. 1937.Бумага, акварель
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ, 1876-1956.Россия.МУРМАНСК, НОЧЬ. 1937.Бумага, акварель ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Используя смелые экспрессивные мазки, он словно воскрешает заветы Валентина Серова. «На севере свет все в бок светит- мокрый свет… Широкий мазок, беглое письмо хорошо передавали ощущение прохладного прозрачного, очень влажного воздуха», - писал Серов в своем дневнике:

ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ, 1876-1956 Россия.МУРМАНСК, РЕМОНТНЫЙ ЦЕХ. 1936 Бумага, акварель, белила
ПЁТР КОНЧАЛОВСКИЙ, 1876-1956 Россия.МУРМАНСК, РЕМОНТНЫЙ ЦЕХ. 1936 Бумага, акварель, белила

Образы поморской старины можно увидеть в произведениях Николая Григорьева и Надежды Бом-Григорьевой.

НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ. 1890-1943.Россия.ФЬОРД. 1927.Бумага, акварель, соус.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.НАДЕЖДА БОМ-ГРИГОРЬЕВА.1884-1974.Россия.КАНДАЛАКША. ВЕШАЛА
ДЛЯ СЕТЕЙ, 1939.Бумага, акварель, тушь.Частное собрание, Москва
НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ. 1890-1943.Россия.ФЬОРД. 1927.Бумага, акварель, соус.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.НАДЕЖДА БОМ-ГРИГОРЬЕВА.1884-1974.Россия.КАНДАЛАКША. ВЕШАЛА ДЛЯ СЕТЕЙ, 1939.Бумага, акварель, тушь.Частное собрание, Москва

В их работах чувствуется глубокая связь с северной землей, ее традициями. Их пейзажи в приглушенной цветовой гамме наполнены тишиной и покоем, которые так созвучны бескрайним просторам поморской природы.

Эта тема не потеряла актуальности и в середине XХ века. Беломорские села стали главным мотивом лирических пейзажей одного из основоположников сурового стиля Николая Андронова:


НИКОЛАЙ АНДРОНОВ. 1929-1998.Россия.БЕЛОЕ МОРЕ. 1972.Бумага, акварель
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
НИКОЛАЙ АНДРОНОВ. 1929-1998.Россия.БЕЛОЕ МОРЕ. 1972.Бумага, акварель ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Северная деревня в его работах вновь обретает характер «духовной родины», где возможно соприкоснуться с правдой народной жизни:


НИКОЛАЙ АНДРОНОВ. 1929-1998.Россия.БЕЛОЕ МОРЕ. 1972.Бумага, акварель
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
НИКОЛАЙ АНДРОНОВ. 1929-1998.Россия.БЕЛОЕ МОРЕ. 1972.Бумага, акварель ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Работы Андронова немного расплывчаты, но это стиль автора , а не качество фото. В них хочется всматриваться и понять, что же на самом деле изображено. Но до конца представить картину невозможно, это такое немножко зазеркалье. ну или как во сне.

А вот здесь все очень определенно, четко. И здорово передана тишина на северной реке , когда можно услышать всплески рыб.

АНАТОЛИЙ БОРОДИН, 1935-2018.Россия.РЫБА ИГРАЕТ. 1966.Из серии «Наш Север»
Бумага, линогравюра.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
АНАТОЛИЙ БОРОДИН, 1935-2018.Россия.РЫБА ИГРАЕТ. 1966.Из серии «Наш Север» Бумага, линогравюра.ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

И мне понравились вот эти деревянные ведуты :

ЕВГЕНИЙ ЗИМИРЕВ. Р. 1948.Россия.БЕЛАЯ НОЧЬ НА РЕКЕ СУМЕ. 1979.Бумага, офорт
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ЕВГЕНИЙ ЗИМИРЕВ. Р. 1948.Россия.БЕЛАЯ НОЧЬ НА РЕКЕ СУМЕ. 1979.Бумага, офорт ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ЕВГЕНИЙ ЗИМИРЕВ. Р. 1948. Россия. СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ СОЛОМБАЛА 1977. Бумага, цветной офорт ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
ЕВГЕНИЙ ЗИМИРЕВ. Р. 1948. Россия. СЕВЕРНАЯ ДЕРЕВНЯ СОЛОМБАЛА 1977. Бумага, цветной офорт ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Совсем свежие работы , уже 21 века.

Произведения Нелли Фроловой, представленные на выставке, были созданы во время участия в проекте «Великий Северный поход. Арктика как искусство». Он приурочен к 500-летию начала освоения Северного морского пути русскими мореплавателями. Опыт пребывания на ледоколе «Михаил Сомов» вдохновил художницу на создание серии гравюр, посвященной этому судну. Ученый -океанолог Михаил Сомов вошел в историю как один из первооткрывателей подводного хребта Ломоносова, расположенного в Арктическом бассейне. Судно, названное его именем, было построено в 1975 году и участвовало во многих советских полярных исследованиях. В 1985 году корабль зажало тяжелыми льдами и на 133 дня «Михаил Сомов» оказался в вынужденном дрейфе у Берега Хобса в Антарктике. Эвакуация участников той экспедиции напоминала историю спасения челюскинцев, за ней следила вся страна. Спустя 40 лет ледокол остается строю и продолжает снабжать арктических станций и заставы, доставлять персонал и грузы, участвовать в научных исследованиях.

Кроме гравюр у этой художницы прекрасные цветные рисунки в реалистической манере:

НЕЛЛИ ФРОЛОВА. Р. 1971.Россия.«КАПИТАН ЧАДАЕВ». 2025.Бумага, гуашь.Предоставлено автором
НЕЛЛИ ФРОЛОВА. Р. 1971.Россия.«КАПИТАН ЧАДАЕВ». 2025.Бумага, гуашь.Предоставлено автором

НЕЛЛИ ФРОЛОВА, Р.1971.Россия.ТЕРМИНАЛ «ЭКОНОМИЯ»..АРХАНГЕЛЬСК. 2025.Бумага, гуашь.
Предоставлено автором
НЕЛЛИ ФРОЛОВА, Р.1971.Россия.ТЕРМИНАЛ «ЭКОНОМИЯ»..АРХАНГЕЛЬСК. 2025.Бумага, гуашь. Предоставлено автором
НЕЛЛИ ФРОЛОВА. 1971.Россия.«МИХАИЛ СОМОВ». 2025.Бумага, гуашь.Предоставлено автором
НЕЛЛИ ФРОЛОВА. 1971.Россия.«МИХАИЛ СОМОВ». 2025.Бумага, гуашь.Предоставлено автором

И вот эти работы меня удивили. Я при первом взгляде решила , что это одна из молодых дерзких художниц. Наверное так и есть, просто в паспорте какая-то путаница!

ПЕЙЗАЖ # I N.; ПЕЙЗАЖ # 5 N. 2010.Из серии «Север».Холст, масло. АЛЁНА КИРЦОВА, Р. 1954
Россия.
ПЕЙЗАЖ # I N.; ПЕЙЗАЖ # 5 N. 2010.Из серии «Север».Холст, масло. АЛЁНА КИРЦОВА, Р. 1954 Россия.


«Мокрый свет» - достаточно точное определение абстрактной живописи художницы Алёны Кирцовой, родившейся на Шпицбергене. Безмолвные истории северной природы она переводит на язык тончайших цветовых гарма ий.

АЛЁНА КИРЦОВА. Р. 1954.Россия.ШКАТУЛКА VIII. СОЛОВКИ. 2001-2010.Дерево, живопись, стекло, смешанная техника.Предоставлено автором
АЛЁНА КИРЦОВА. Р. 1954.Россия.ШКАТУЛКА VIII. СОЛОВКИ. 2001-2010.Дерево, живопись, стекло, смешанная техника.Предоставлено автором

И уже если мы перешли от живописи и графики к поделкам, самое время вам показать керамику Александра Балашова:

АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. 1933-2011.Россия.ЧУКОТКА. Конец 1970-х- начало 1980-х.Шамот, роспись, поливы.Собрание Романа Бабичева, Москва
АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. 1933-2011.Россия.ЧУКОТКА. Конец 1970-х- начало 1980-х.Шамот, роспись, поливы.Собрание Романа Бабичева, Москва
АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. 1933-2011.Россия.ОСТРОВ КОЛЮЧИН ПОСЛЕ ОХОТЫ 1977.Из серии «Природа Севера».Фарфор, эмаль.Собрание Романа Бабичева, Москва
АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. 1933-2011.Россия.ОСТРОВ КОЛЮЧИН ПОСЛЕ ОХОТЫ 1977.Из серии «Природа Севера».Фарфор, эмаль.Собрание Романа Бабичева, Москва
АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. 1933-2011.Россия.ИПАТКИ, 1990.Керамика, эмали.Собрание Романа Бабичева, Москва
АЛЕКСАНДР БЕЛАШОВ. 1933-2011.Россия.ИПАТКИ, 1990.Керамика, эмали.Собрание Романа Бабичева, Москва

В заключении о современном проекте "Мангазейский морской ход".

Проект «Мангазейский морской ход» посвящен истории освоения Севера в XVI-XVII веках, когда отряды русских первопроходцев прошли по морям, рекам и волокам от Архангельска до Тихого океана. Покорение такого сложного маршрута было возможным благодаря умению строить простые и функциональные деревянные суда, плыть на них среди арктических льдов и использовать волоки. Реконструкция этих процессов на практике стала целью судостроительного и навигационного эксперимента «Мангазейский морской ход», который был поддержан Благотворительным фондом Владимира Потанина.

-58


В 2023 году археологи, историки и судостроители объединились под эгидой верфи Товарищества поморского судостроения в Архангельске, чтобы восстановить старинные технологии. Без единого гвоздя был пошит традиционный поморский карбас: элементы судна соединялись между собой деревянной веревкой - вицей.
Летом 2024 года на этом карбасе, получившем название «Матера», экспедиция прошла от Архангельска через Северный Ледовитый океан до легендарной Мангазеи - пушной столицы Сибири на реке Таз (раньше этот маршрут назывался Мангазейский морской ход). Участники экспедиции преодолели более трех тысяч километров. Путь был непростым: шторма, ледяной плен в Карском море, штили, необходимость долго идти на веслах и тащить тяжелое судно через Канинский и Ямальский волоки, подниматься против течения реки Таз бечевой.

-59

«Мангазейский морской ход» - просветительский проект, направленный на популяризацию отечественной истории. В рамках его программы освещается роль русских первопроходцев в эпоху Великих географических открытий и на практике изучаются старинные технологии, благодаря которым к России были присоединены огромные территории. Среди участников проекта кандидаты и доктора наук. Во время экспедиций они организуют встречи с местными жителями, проводят лекции и открытые уроки для детей. На различных площадках состоялось уже более 70 мероприятий.

-60


Следующий этап проекта, который осуществляется при поддержке группы компаний «Мангазея», - плавание на поморском коче из Архангельска до Владивостока. Общая протяженность пути составляет более 12 тысяч километров. Повторяя маршруты первопроходцев, экспедиция пройдет по Северному морскому пути в Мангазею, затем по главным сибирским рекам - Оби, Енисею и Лене, по Восточно-Сибирскому и Чукотскому морям, мимо мыса Дежнёва в Тихий океан, вдоль побережья Камчатки и Сахалина. В ходе проекта планируется собрать богатый научно-практический материал, что поможет ответить на вопросы о том, каким образом в рекордно короткие сроки на деревянных судах были открыты огромные территории на востоке страны и как совершались плавания в арктических водах, которые и сегодня остаются сложнейшими для навигации.

-61

После экспедиции на коче по Северному морскому пути до Тихого океана Товарищество поморского судостроения готовится к кругосветному плаванию. На верфи в Архангельске уже ведется строительство 20-метровой шхуны. Путешествие пройдет по пути значимых открытий русских моряков - от Арктики до Антарктиды с остановками в мировых культурных центрах. Участники экспедиции, опираясь на прошлый опыт, готовят выставки, лекции, встречи и конференции, планируют вести новостной канал и снимать документальные фильмы.
В основе многочисленных успешных путешествий прошлого лежит столетний мореходный опыт поморов. Именно благодаря ему стало возможным освоение Сибири и Арктики, а также открытие Антарктиды. За 20 лет работы проекта пришло понимание: хотя этот опыт хорошо известен научному сообществу и активно применяется моряками-профессионалами, он мало знаком публике. Широкая аудитория как в России, так и во всем мире имеет неполное представление о роли отечественного мореходства в эпоху Великих географических открытий. Популяризация этой истории крайне важна для воспитания будущих поколений специалистов-полярников. Создание традиционного карбаса и «хода» в «златокипящую Мангазею», строительство коча и плавание по Северному морскому пути, а также предстоящее большое кругосветное путешествие - это движение к поиску новых смыслов и идей. Это развитие и трансляция «северности» как одной из основ миростроительства и миропонимания.

Что же, проект замечательный и осталось только пожелать этим бесстрашным людям достичь своей цели. А мы со своей стороны поддержим их и побольше узнаем о роли России в освоении Севера , чтобы просветительская цель проекта и выставки была достигнута.