Создание культового образа профессора Преображенского в фильме «Собачье сердце» могло никогда не состояться. Евгений Евстигнеев, гениально воплотивший на экране булгаковского героя, изначально наотрез отказывался от этой работы.
Что заставило мастера переменить решение, и почему съёмочный процесс несколько раз оказывался на грани срыва?
Становление мастера: от вилок до пионерлагеря
Творческая биография Евстигнеева в кинематографе началась скромно — с эпизодической роли офицера в картине «Поединок» (1957). Однако уже следующая работа — директор завода Алексин в ленте «Никогда» — раскрыла уникальные способности актёра. В одной из сцен он поразительно исполнил мелодию на обычных столовых вилках, продемонстрировав не только актёрское, но и музыкальное дарование.
Настоящий триумф пришёл после комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Режиссёр Элем Климов, по свидетельствам современников, буквально сражался за кандидатуру Евстигнеева, угрожая покинуть проект в случае его неприглашения. Эта уверенность полностью оправдалась — образ начальника пионерлагеря стал хрестоматийным, а фразы героя ушли в народ.
Булгаковский запрет: от самиздата к экранизации
Судьба булгаковской повести складывалась драматично. Написанная в 1925 году, она сразу попала под запрет. Лев Каменев, ознакомившись с текстом, написал резолюцию: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Долгие десятилетия произведение распространялось через самиздат, и лишь в 1987 году, спустя 62 года после создания, было опубликовано в журнале «Знамя».
Идея экранизации принадлежала руководителю «Ленфильма» Сергею Микаэляну, который поручил постановку Владимиру Бортко. Режиссёр признавался: «Самая сложная задача заключалась в передаче булгаковского слова на экране без потерь. Не верю, что можно полностью воплотить всё, что создал гениальный писатель».
Битва за Преображенского: уговоры и уступки
Кастинг на роль профессора Преображенского вызвал ажиотаж среди актёров. По свидетельствам участников съёмок, Леонид Броневой был готов играть без гонорара. Однако Бортко видел в этой роли только Евстигнеева. Проблема заключалась в том, что актёр не только отказался от роли, но и был незнаком с произведением Булгакова.
Переубедить мастера удалось благодаря совместным усилиям режиссёра и молодой жены Евстигнеева — Ирины Цывиной. После домашней встречи с накрытым столом артист смягчился. «Вкусно посидели, и меня уговорили», — вспоминал он позднее. Бортко пошёл навстречу, организовав съёмочный процесс таким образом, чтобы Евстигнеев работал только по выходным и мог больше времени уделять семье.
Испытание съёмками: между гениальностью и слабостями
Работа на площадке сопровождалась сложностями. Известная склонность актёра к алкоголю создавала проблемы — один раз он так и не вернулся после перерыва, уснув в гримёрке. Жёсткий разговор с режиссёром возымел действие — до окончания съёмок подобные инциденты не повторялись.
Премьера фильма вызвала шквал критики. Некоторые рецензенты требовали «отрубить Бортко не только руки, но и ноги». Однако зрительский приём оказался противоположным — картина мгновенно завоевала народную любовь, а фразы из неё стали крылатыми.
Сегодня трудно представить другого исполнителя в роли профессора Преображенского. Этот образ стал не только вершиной творчества Евстигнеева, но и вошёл в золотой фонд отечественного кинематографа. История создания фильма — наглядный пример того, как настоящий шедевр рождается вопреки обстоятельствам, а гениальные решения часто принимаются после долгих уговоров.
А вы знали, что в СССР первый и единственный раз была выдана премия за изготовление… машины времени? Или, что знаменитое «Трах-тебидох», приписываемое старику Хоттабычу – в фильме не встречается ни разу?
Об этом и о многом другом в нашем новом канале на MAX. А также редкие фото актеров и эксклюзивное видео.