Найти в Дзене
АЯ

Петергоф. Коттедж — драгоценная шкатулка для ухода от реальности

Дворец Коттедж. 1826-1829. А. А. Менелас. 1842. А. И. Штакеншнейдер. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. 1826-1829. А. А. Менелас. 1842. А. И. Штакеншнейдер. Фото 2024 АЯ

Петергоф. Дворец Коттедж. 1826-1829. А. А. Менелас.
Перестройка 1842. А. И. Штакеншнейдер.

Фото 2024 АЯ.

Часть 1.


Коттедж в духе английской неоготики (Gothic Revival) был построен в 1826-1829 на месте бывшей резиденции А. Д. Меншикова "Монкураж" по заказу императора Николая Павловича для его супруги Александры Фёдоровны (урождённой принцессы Шарлотты Прусской). Архитектором был выходец из Шотландии Адам Адамович Менелас, приглашённый в Россию Чальзом Камероном в качестве помощника. Менелас успешно строил не только в готике, но и в стиле классицизма. Он успел поработать в Царском Селе под началом Камерона и даже трудился в Москве и провинции по заказам Разумовских. С его именем связывают строительство дома А.К.Разумовского на Гороховом Поле (1790-е), хотя проект видимо был разработан Н.А.Львовым. В Царскосельском Александровском парке в Менелас соорудил готическую башню-павильон "Шапель" (1825-1828), чем видимо и зарекомендовал себя, как знатока готической архитектуры.

Адам Адамович Менелас. 1753-1831
Адам Адамович Менелас. 1753-1831

Готический стиль коттеджа, с одной стороны, был данью романтической моде на Средневековье, навеянной английскими романами Вальтера Скотта о рыцарях и прекрасных дамах, а с другой — готика напоминала русской императрице о родной Пруссии.

Дворец Коттедж. Вид с северо-запада. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Вид с северо-запада. Фото 2024 АЯ

На самом деле Коттедж имеет мало общего с подлинным Средневековьем и выглядит скорее как изящная шкатулка, тонко декорированная снаружи и набитая драгоценным убранством внутри. Стилистика здания ещё очень близка классицизму с его регулярностью и симметрией. Характерен для классицизма и жёлтый цвет оштукатуренных стен. О готике лишь слегка напоминают щипцовые завершения, стрельчатые арки и окна-эркеры.

Дворец Коттедж. Вид с севера. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Вид с севера. Фото 2024 АЯ

В основе архитектурной композиции почти квадратный двухэтажный объём с симметричными фасадами. На север к морю обращён высокий пятигранный эркер, фланкированный балконами-лоджиями с тройными арками, сделанными из ажурных чугунных арочных конструкций, украшенных сквозным готическим орнаментом, наподобие трельяжа.

Дворец Коттедж. Вид с юга. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Вид с юга. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Вид с запада. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Вид с запада. Фото 2024 АЯ

С юга и запада здание имеет однотипные фасады с парой щипцовых фронтонов по сторонам центральной лоджии. Южная входная лоджия оформлена полукруглым крыльцом из пяти ажурных чугунных арок. Над крыльцом устроен балкон с навесом. Западная лоджия внизу оформлена тройной ажурной чугунной аркадой, несущей балкон, а в уровне второго и третьего этажей завершается довольно необычной огромной стрельчатой аркой-навесом, которая формирует столь узнаваемый силуэт Коттеджа.

Дворец Коттедж. Вид с северо-востока. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Вид с северо-востока. Фото 2024 АЯ

Лишь с востока симметрию нарушает более поздняя невысокая пристройка столового зала (созданная А. И. Штакеншнейдером в 1842). К столовой с севера примыкает открытая терраса с фонтаном, а фасад украшен нишей, в которой установили статую "Мадонна с младенцем" работы И. П. Витали.

Дворец Коттедж. Мадонна с младенцем. Скульптура И.П.Витали. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Мадонна с младенцем. Скульптура И.П.Витали. Фото 2024 АЯ

Вполне в духе Вальтера Скотта, как и положено средневековому замку, у Коттеджа была своя прекрасная дама — Александра Фёдоровна. Была и легенда, связанная с прекрасной дамой, в честь которой в 1829 в Потсдаме во время визита в Пруссию русской императорской четы её прусские коронованные родственники устроили костюмированный рыцарский турнир "Праздник Белой Розы". Розой в детстве называли саму принцессу Шарлотту.

А.П.Брюллов. Портрет императрицы Александры Фёдоровны в гостиной Коттеджа. 1830.
А.П.Брюллов. Портрет императрицы Александры Фёдоровны в гостиной Коттеджа. 1830.

В память о празднике поэт Василий Андреевич Жуковский (бывший воспитателем наследника престола Александра Николаевича) придумал герб Коттеджа и всей усадьбы "Александрия" — меч в венке из белых роз на голубом фоне с девизом: "За Веру, Царя и Отечество".

Дворец Коттедж. Герб Александрии на панцыре черепахи. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Герб Александрии на панцыре черепахи. Фото 2024 АЯ

Романтическая декорация для идиллической "дачной" жизни императорской фамилии прекрасно сохранила атмосферу "золотой осени крепостного права", как называли николаевскую эпоху поэты. Для архитектурно-паркового ансамбля Александрии с дворцом Коттедж особенно характерен типичный для эпохи романтического историзма эскапистский отрыв от реальности казённого казарменного Петербурга и от реалий российской жизни вообще.

Дворец Коттедж. Крыльцо-трельяж. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Крыльцо-трельяж. Фото 2024 АЯ

Про Александру Фёдоровну рассказывали анекдот (повторявший впрочем аналогичный рассказ о Марии-Антуанетте): Когда императрица узнала от мужа о голоде крестьян, которым не хватало хлеба, она с удивлением спросила: "Почему же они не едят пирожных?" Анекдот может быть и вымысел, но вполне соответствует характеру императрицы, которую любящий супруг окружил волшебной атмосферой сказочной страны, носящей её имя. Сам Николай Павлович очень любил Коттедж, и летние месяцы обычно проводил в этой резиденции, называя себя "мужем петергофской помещицы". Что наша жизнь? Игра... Царь Пётр Великий (которому всегда стремился подражать Николай) тоже некогда играл в самоуничижение и называл себя "бомбардиром Преображенского полка Петром Михайловым", но то были другие игры...

Е.И.Ботман. Портрет Николая I на фоне Коттеджа. 1849.
Е.И.Ботман. Портрет Николая I на фоне Коттеджа. 1849.

Коттедж незначительно пострадал во время Великой отечественной войны и в целом хорошо сохранил подлинные интерьеры. Николай Павлович занимал верхний этаж, а нижний был отдан под апартаменты Александры Фёдоровны, чтобы ей удобнее было выходить на прогулки в сад. Центральное место в планировке Коттеджа, в полном соответствии с традициями английских замков, занимает лестничный холл.

Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ

Уникальная для своего времени конструкция лестницы выполнена из чугуна. Ажурная решётка с бесконечным стрельчатым арочным трифорием поддерживает перила. Тот же мотив тонкой ребристой аркады повторяется в настенной росписи в технике гризайль, которая помимо этого изобилует фантастическими орнаментами, перекликающимися с барельефами ступеней, украшенных букетами белых роз, выполненных в технике штамповки. Потолок лестничных пролётов украшен стилизованной решёткой с характерным для готики мотивом остролистного квадрифолия.

Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ

По центру лестничный колодец освещён стеклянными фонарями готической формы, подвешенными на цепи к металлическим балкам перекрытия со стеклянным заполнением для создания дополнительного верхнего естественного света.

Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ

Как легко заметить, в этой лестнице нет ничего от подлинной готики. Это очень современная, новаторская для своей эпохи конструкция, лишь искусно стилизованная под готику посредством богатой орнаментики. Менелас здесь в полной мере предвосхитил идеи знаменитого французского архитектора и теоретика Э. Виоле-ле-Дюка, который мечтал соединить готику с металлическими конструкциями для создания новой совершенной архитектуры будущего.

Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ

На самом верхнем ярусе роспись стен приобретает фантастический оттенок, изображая иллюзорное пространство с тонкими готическими пучками колонн, поддерживающих несуществующие своды с просветами в голубое небо. Также здесь появляется мотив военных трофеев и арматур, стилизованных под рыцарскую тематику.

Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ
Дворец Коттедж. Лестница. Фото 2024 АЯ

Продолжение следует...