Итак, в предыдущей статье мы пытались разобраться в том, что такое elm327 адаптер,для чего он нужен, как с ним работать и какой выбрать лучше. Вот вы купили ELM327, подключили его, и на экране вашего смартфона заплясали красивые циферки: обороты, скорость, температура антифриза... Поигрались, сбросили ошибку и закинули "свисток" в бардачок до следующего "Джеки Чана". Знакомая история?
Если да, то вы используете микроскоп, чтобы забивать гвозди. Вы видите только верхушку айсберга. Потому что настоящая сила ELM327 — это не чтение ошибок, которые уже случились. Его сила — в предсказании поломок, которые еще только готовятся.
Сегодня я научу вас быть "Вангой" для своего автомобиля. Мы разберем 5 неочевидных, но критически важных параметров, которые доступны в любой нормальной программе (типа Car Scanner, cvtz50, torque и др) и которые расскажут вам о здоровье мотора и коробки больше, чем любой "чтец ошибок" на СТО с умным лицом.
Параметр №1: Долгосрочная топливная коррекция (Long Term Fuel Trim / LTFT)
Что это такое?
Это главный показатель "здоровья" системы впрыска и смесеобразования. Ваш двигатель постоянно пытается приготовить идеальный коктейль — 14.7 частей воздуха на 1 часть бензина. "Мозги" (ЭБУ) смотрят на показания лямбда-зонда и корректируют время впрыска. LTFT — это накопленная "память" о том, насколько сильно системе приходится отклоняться от заводских настроек.
Идеальное значение: 0%. Допустимый коридор: от -10% до +10%.
Как читать анализы?
Коррекция в большом "плюсе" (+15% и выше): "Мозги" видят слишком бедную смесь и постоянно "подливают" топливо.
О чем это говорит? У вас ПОДСОС НЕУЧТЕННОГО ВОЗДУХА! Самые частые виновники: треснувший патрубок, прокладка впускного коллектора, неисправный клапан PCV.
Коррекция в большом "минусе" (-15% и ниже): "Мозги" видят слишком богатую смесь и "урезают" подачу.
О чем это говорит? У вас "льют" форсунки или умирает датчик ДМРВ.
Вердикт Юрича: LTFT — это ваш главный шпион. Раз в месяц выводите этот параметр на экран. Если он уполз за пределы +/-10% — пора искать проблему, а не ждать "Check Engine". Который кстати появляется когда коррекции улетают ща пределы +-25%.
Параметр Долгосрочной топливной коррекции доступен абсолютно с любой программой и любым elm327 сканером по общему протоколу eobd. Однако, чтобы всегда быть уверенным в том, что параметры не врут, а сканер не подведет, желательно использовать проверенный девайс с версией 1.5. Я лично пользуюсь вот таким elm327 сканером.
Параметр №2: Температура масла в АКПП / Вариаторе
Это, Ебёныч, параметр жизни и смерти для вашей автоматической трансмиссии. Особенно для вариатора.
Что это такое?
Температура рабочей жидкости (ATF) в коробке. На приборной панели у вас нет такого датчика. И это преступление со стороны автопроизводителей.
Идеальное значение: Рабочая температура — 70-90°C. Критический порог — 115-120°C.
Как читать анализы?
Подключитесь, выберите соответствующий PID или профиль (он почти всегда в "расширенных") и поезжайте. Если в летней пробке температура начинает ползти к 100-110°C и выше — это тревожный звонок.
О чем это говорит?
Забиты радиаторы! Радиатор охлаждения коробки не справляется со своей работой.
Масло "устало": Старая ATF-жидкость теряет свои свойства.
Чем грозит? Перегрев — убийца №1 для любой АКПП. При температуре выше 120°C масло "горит", фрикционы начинают проскальзывать, гидроблок забивается продуктами износа. Ремонт — от 100 000 рублей.
В этом видео показывал как смотреть температуру акпп.
Вердикт Юрича: Контроль температуры в коробке через ELM327 — это самая дешевая страховка от ее капитального ремонта.
Кстати, именно по этому параметру мы часто бракуем машины при автоподборе. Подключаемся, едем в тестовую поездку и видим, что коробка греется. Это значит, что предыдущий владелец уже "поджарил" ее. Хотите знать больше таких профессиональных "фишек"? Заглядывайте в мой Телеграм-канал "Автосовет Юрича" (https://t.me/autosoviet). А если нужна помощь в выборе машины, которая не "сварится" через 1000 км, — наш Телеграм-бот для заявок (https://t.me/AutoSoviet_bot) всегда на связи.
Параметр №3: Счетчик пропусков зажигания (Misfire Counter)
Ваш мотор иногда подрагивает на холостых, но "Чек" не горит? Скорее всего, у вас есть пропуски зажигания, но их количество еще не достигло критического порога. Но ELM327 их уже видит.
Что это такое?
"Мозги" постоянно следят за равномерностью вращения коленвала. Если после вспышки в одном из цилиндров коленвал не получил должного ускорения, ЭБУ засчитывает "пропуск" и добавляет единичку к счетчику для этого цилиндра.
Как читать анализы?
В продвинутых программах можно вывести счетчики по каждому цилиндру. Если вы видите, что на одном из цилиндров постоянно набегают цифры, а на других — по нулям, значит, проблема именно в нем.
О чем это говорит? Это может быть умирающая свеча, катушка, забитая форсунка или, в худшем случае, низкая компрессия. Причин много.
Вердикт Юрича: Счетчик пропусков — это ваш "кардиолог", который позволяет найти "больной" цилиндр задолго до того, как он "убьет" катализатор несгоревшим топливом.
Параметр №4: Угол опережения зажигания (Ignition Timing Advance)
Этот параметр — настоящий детектор плохого бензина и предвестник детонации.
Что это такое?
Это угол, на который "мозги" поджигают смесь ДО того, как поршень достигнет верхней мертвой точки (ВМТ). Чем раньше поджечь — тем эффективнее сгорание и выше мощность. Но слишком раннее зажигание вызывает детонацию.
Как читать анализы?
Выведите этот параметр на экран и резко нажмите на газ на 2-3 передаче с низких оборотов (имитация нагрузки).
Нормальная работа: Угол должен резко вырасти (например, до 20-30 градусов), а затем плавно корректироваться.
Тревожный звонок: Если в момент резкого нажатия на газ вы видите, что угол резко падает (например, с 15 до 5 градусов или даже в минус) — это оно.
О чем это говорит?
Датчик детонации "услышал" тот самый губительный "звон" и дал команду ЭБУ немедленно сделать зажигание позднее, чтобы спасти мотор. Это стопроцентный признак того, что:
Вы заправились плохим, низкооктановым бензином.
У вас сильный нагар в камере сгорания, который работает как калильное зажигание.
Вердикт Юрича: Этот параметр позволяет вам в реальном времени видеть, "нравится" ли вашему мотору тот бензин, который вы в него залили. Если видите постоянные резкие откаты угла зажигания под нагрузкой — меняйте заправку, пока не поздно.
Параметр №5: Температура катализатора (Catalyst Temperature)
Катализатор — одна из самых дорогих деталей в современном авто. И ELM327 может помочь предсказать его скорую кончину.
Что это такое?
Во многих современных авто есть датчик температуры до или после катализатора (или оба). ЭБУ использует их, чтобы контролировать его эффективность.
Как читать анализы?
Нужно смотреть на два параметра: температуру на холостом ходу и под нагрузкой.
Нормальная работа: На прогретом моторе на холостых температура будет в районе 300-400°C. При движении по трассе под нагрузкой она поднимется до 600-800°C. Это рабочая температура, при которой он эффективно дожигает выхлопные газы.
Тревожный звонок:
Температура не растет: Если под нагрузкой она не поднимается выше 400-500°C, значит, катализатор уже неэффективен, его соты "устали".
Температура зашкаливает (>900°C): А вот это — АХТУНГ! Это значит, что в катализатор летит несгоревшее топливо (из-за пропусков зажигания, например), и он догорает там, раскаляясь докрасна. Еще немного такой работы — и соты оплавятся, закупорив выхлоп.
Вердикт Юрича: Контроль температуры катализатора — это как флюорография для легких вашей машины. Позволяет увидеть проблему на ранней стадии.
Кстати, все эти "фокусы" с диагностикой мы показываем и в наших видео. Чтобы не пропустить новые разборы и увидеть все это вживую, подписывайтесь на мой канал ВКонтакте (https://vk.com/autosovietvk) — там все ролики выходят раньше, чем на YouTube.
Финальный приговор
Вот они — пять "всадников", которые расскажут вам о здоровье машины больше, чем Check Engine. Начните следить за этими параметрами хотя бы раз в месяц, и вы перестанете бояться своей машины. Вы начнете ее понимать.
Ну что, теперь вы знаете, на какие цифры смотреть. Но я предвижу следующий вопрос: "Юрич, а почему у меня нет температуры коробки?!". Ебёныч, да потому что вы, скорее всего, пользуетесь не той программой! Адаптер может, а программа — не умеет. Так что в следующей статье мы разберем главный инструмент диагноста — СОФТ. Я составлю свой личный "Топ-5 программ для ELM327", расскажу, какая лучше "видит" "корейцев", какая "заточена" под "Форды", а какая — просто лучший универсал. После этой статьи вы точно выжмете из своего "свистка" все 100%. Будет полезно!"