Найти в Дзене
ЯСНО

Порты под ударом: как санкции Трампа против компаний Кубани меняют правила игры

Оглавление

Как новые американские торговые ограничения могут стать катализатором для перестройки экономики Краснодарского края.

Вашингтон сделал очередной ход, который может перевернуть расклад в Черноморском регионе. Новый пакет санкций США, подписанный Дональдом Трампом, ударил по ключевым активам Роснефти в Краснодарском крае — Туапсинскому НПЗ и «Краснодарнефтегазу», чья продукция поставляется на международные рынки. Как санкции поменяют не только их работу на Кубани, но и на внешний грузооборот региона? Почему порты Новороссийска, Туапсе должны стать спасением для экономики? И какие стратегические решения — от трансграничных кластеров до интеграции в «Один пояс, один путь» — позволят региону выйти на новый уровень?

Об этом в своей авторской статье для портала ЯСНО рассказал экономист и политолог Иван Чумаков. Также эксперт поделился мнением, как обойти санкционные барьеры и почему пассивность властей в Сочи тормозит миллиардные перспективы.

Влияние санкций на логистику: неизбежные изменения в работе портов Краснодарского края

Любое санкционное давление отражается на логистических узлах. Да, влияние это опосредованное, но весьма ощутимое. Мы понимаем, что грузооборот претерпевает изменения — в его структуре, себестоимости и других характеристиках логистических потоков.

Снижение объёмов грузоперевозок в любом случае будет присутствовать, но при этом нужно чётко понимать: даже при трансформации логистической структуры многое зависит от системы управления и институциональных модераторов. Любые санкции можно обходить, хотя это и связано с ростом транзакционных издержек. Но это нынешние реалии, и к ним необходимо адаптироваться.

Одновременно важно понимать, что черноморский логистический путь по энергоносителям остаётся одним из самых значимых и системообразующих для России. Поэтому, конечно, потребуется приложить существенные усилия для обхода санкций, но нет ничего невозможного. Главное — действовать компетентно, оперативно и эффективно, адаптируясь к новым условиям.

Логистический рынок должен стать максимально гибким и производительным. В этих обстоятельствах государство должно усиливать свою регулятивную роль, формируя новые правила игры и новые стандарты работы отрасли. Важно развитие частно-государственного партнёрства: бизнес и власть должны действовать синхронно, чтобы поддерживать устойчивость и эффективность системы.

Под влиянием санкций логистический рынок, по сути, пройдёт через этап естественного отбора. Неэффективные игроки покинут его, ведь санкции повышают нагрузку на всю инфраструктуру и увеличивают издержки. Это негативный фактор, но он создаёт предпосылки для укрепления рынка за счёт более устойчивых и эффективных участников.

Удар по переработке: вызовы и возможности для Краснодарского края

Особое внимание нужно уделить санкционному давлению на перерабатывающие мощности. В новый пакет ограничений вошел ряд нефтеперерабатывающих заводов, включая Туапсинский НПЗ и предприятия Краснодарнефтегаза. Такое положение дел призвано усложнять структуру производимой продукции и стимулировать диверсификацию цепочек поставок.

Для Краснодарского края это одновременно и вызов, и возможность. Да, ограничения создают определённые минусы для бюджета (в том числе из-за рисков для доходов с экспорта), но вместе с тем дают стартовый импульс для изменения структуры экономики региона, усложнения топливно-энергетического и логистического комплекса, повышения устойчивости и адаптивности к новым условиям.

Новый энергетический инструментарий: от сырой нефти к нефтепродуктам

При этом ключевая задача сегодня — формирование нового инструментария функционирования энергетического сектора. Россия должна отходить от классической схемы торговли сырой нефтью через наливные танкеры. Необходимо развивать переработку и торговлю нефтепродуктами с сопредельными государствами, формируя по периметру границ трансграничные топливно-энергетические кластеры накопительного типа. Это усилит как экономическое, так и политическое присутствие России в сопредельных государствах.

Не случайно, что 24 октября, в рамках Международной научно-практической конференции «Экономическое развитие России» в Кубанском государственном университете обсуждаются вопросы энергетической безопасности в условиях цифровой трансформации.

Концепцию формирования трансграничных топливно-энергетических кластеров разрабатывает кафедра теоретической экономики КубГУ, которая продвигает концепцию усиления энергетической безопасности России через развитие новых трансграничных форм сотрудничества и диверсификацию экспортных потоков. Такая научная работа не только подтверждает актуальность подхода, но и создаёт фундамент для практической реализации идей на уровне региональной экономической политики.

Бюджет Кубани под давлением — адаптация региона как неизбежный вызов

Если говорить о перспективах для Краснодарского края, то негативные эффекты в виде провисания бюджета, снижения валового регионального продукта, деградации его структуры и т.д., безусловно, будут присутствовать. Однако главная задача региональной экономики — адаптироваться.

Региональная власть должна проявить проактивную позицию и не перекладывать ответственность на федеральный центр. Ссылки на санкции как причину провалов — контрпродуктивная управленческая позиция. Уже сейчас необходимо проводить анализ и реалистично оценивать возможные негативные эффекты, прежде всего в грузообороте. Для их компенсации следует развивать портовую инфраструктуру, чтобы логистика страдала минимально.

Порты как спасение: Новороссийск, Туапсе в рамках стратегии КНР «Один пояс, один путь»

Новороссийский и Туапсинский порты обладают значительным потенциалом для расширения контейнерных перевозок, особенно в ключе китайской логистической инициативы «Один пояс, один путь». Это перспективное инвестиционное направление, которое необходимо развивать.

Региональной власти не стоит довольствоваться советским инфраструктурным наследием Новороссийска или Туапсе — важно формировать современный черноморский инфраструктурно-логистический кластер, способный эффективно работать со всеми типами грузов. Развитие контейнерных перевозок может приносить региону миллиарды долларов ежегодно.

В рамках Новороссийского торгового порта следует понимать и специфику санкционного давления. Сегодня стратегия санкций со стороны западных стран строится вокруг исполнения контрактов и взаимодействия между участниками логистических цепочек. Прямое давление на Новороссийский порт крайне затруднительно, поскольку он находится под российской юрисдикцией и географически расположен на территории страны.

Однако санкции часто направлены на контрагентов — компании и структуры, которые взаимодействуют с российскими участниками. Эти организации подпадают под юрисдикцию тех государств, которые вводят санкции, и именно через них осуществляется значительная часть давления.

В этом контексте региональная власть могла бы воспользоваться открывающимися возможностями. И именно бизнес, действующий в тесном взаимодействии с региональной властью, может предложить и реализовать гибкие решения, которые помогут поддерживать эффективность логистических операций и минимизировать санкционные риски.

Основная задача регионального управления — занять активную позицию по инфраструктурным направлениям и использовать все доступные ресурсы.

Порт Сочи: упущенные миллиарды?

В этом контексте показательна ситуация с морским торговым портом в Сочи. Это чрезвычайно перспективное направление. Порт в Сочи способен стать драйвером роста для Краснодарского края и приносить сотни миллионов долларов в год бюджету края.

Однако сегодня муниципальные и региональные власти демонстрируют. Официальная позиция местных чиновников категорична: запускать международное грузопассажирское паромное сообщение в порт Сочи сейчас нельзя.

Да, строительство полноценного морского торгового порта — процесс организационно и финансово сложный, но, если подходить прагматично, это решаемая задача. Главное — наличие политической воли и управленческого желания. А с учётом добрососедских отношений России с Турцией, развитие торгового коридора через Сочи представляется крайне выгодным.

Это не только экономическая возможность, но и способ повысить устойчивость логистической системы в условиях растущего санкционного давления. Ведь при выходе из Чёрного моря Россия сталкивается с множеством недружественных стран, каждая из которых потенциально может осложнить судоходство.