Найти в Дзене
Магистерия

Нескучная святость: Франсиско де Сурбаран, художник возвышенной духовности

Кто сказал, что изображать благочестие — это скучно? Франсиско де Сурбаран доказывает обратное. Святые и монахи на его картинах полны достоинства, а свет — метафизичен. Его натюрморты — аскетичны и пронзительны. Его живопись — это сочетание суровой духовности и поразительного ощущения материальности. Он писал монахов и святых с таким вниманием к фактуре тканей, что кажется, можно ощутить их плотность и шероховатость. Его натюрморты просты, но в их тишине скрыта почти мистическая глубина. Сурбарана часто называют «испанским Караваджо» за умение работать со светом. Но в отличие от Караваджо, чей свет драматичен, у Сурбарана он спокоен и умиротворен. Это свет не театральной сцены, а внутреннего озарения. В обзорной лекции искусствоведа Натальи Боровской «Свет и тьма на полотнах Франсиско де Сурбарана» мы поговорим о том, как художник создавал свои напряженные и в то же время сдержанные образы, разберем, почему его искусство, признанное в Испании, оставалось в тени Веласкеса и Риберы, и по

Кто сказал, что изображать благочестие — это скучно? Франсиско де Сурбаран доказывает обратное. Святые и монахи на его картинах полны достоинства, а свет — метафизичен. Его натюрморты — аскетичны и пронзительны.

Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие. 1630
Франсиско де Сурбаран. Непорочное зачатие. 1630

Его живопись — это сочетание суровой духовности и поразительного ощущения материальности. Он писал монахов и святых с таким вниманием к фактуре тканей, что кажется, можно ощутить их плотность и шероховатость. Его натюрморты просты, но в их тишине скрыта почти мистическая глубина.

Сурбарана часто называют «испанским Караваджо» за умение работать со светом. Но в отличие от Караваджо, чей свет драматичен, у Сурбарана он спокоен и умиротворен. Это свет не театральной сцены, а внутреннего озарения.

В обзорной лекции искусствоведа Натальи Боровской «Свет и тьма на полотнах Франсиско де Сурбарана» мы поговорим о том, как художник создавал свои напряженные и в то же время сдержанные образы, разберем, почему его искусство, признанное в Испании, оставалось в тени Веласкеса и Риберы, и поймем, как Сурбаран превращал простые формы в символы духовного опыта.

Натюрморт с винным бокалом, фруктами и кувшином. 1650
Натюрморт с винным бокалом, фруктами и кувшином. 1650

До встречи на лекции!