Найти в Дзене

Кронштадтская крепость. Форт «Константин»

Начав своё знакомство с Кронштадтом с Никольского Морского собора и парка «Остров фортов», мы отправились в центр острова Котлин — на форт «Константин». Это один из фортов, составлявших Кронштадтскую крепость, который последние два десятка лет функционирует как историко-культурный комплекс. На его территории работает в том числе уникальный музей маячной службы, наполненный старинными линзами с настоящих маяков и секретами маячного дела. Вот туда-то мы первым делом и отправились. Среди экспонатов музея — устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках России, стран СНГ и Европы. Многие из сотни уникальных экспонатов находятся в работающем состоянии, самым старым экспонатом является линза 1858 года выпуска. Во время экскурсии показывают всю линейку ацетиленовых проблесковых аппаратов, которые выпускались в СССР и которыми пользовался весь мир больше 50 лет. Мы присоединились к небольшой, но очень атмосферной экскурсии по залам музея, и слушали рассказы об истории

Начав своё знакомство с Кронштадтом с Никольского Морского собора и парка «Остров фортов», мы отправились в центр острова Котлин — на форт «Константин». Это один из фортов, составлявших Кронштадтскую крепость, который последние два десятка лет функционирует как историко-культурный комплекс. На его территории работает в том числе уникальный музей маячной службы, наполненный старинными линзами с настоящих маяков и секретами маячного дела. Вот туда-то мы первым делом и отправились.

Среди экспонатов музея — устройства, которые используются на маяках, буях и навигационных знаках России, стран СНГ и Европы. Многие из сотни уникальных экспонатов находятся в работающем состоянии, самым старым экспонатом является линза 1858 года выпуска. Во время экскурсии показывают всю линейку ацетиленовых проблесковых аппаратов, которые выпускались в СССР и которыми пользовался весь мир больше 50 лет.

Мы присоединились к небольшой, но очень атмосферной экскурсии по залам музея, и слушали рассказы об истории создания маяков, об их устройстве, постепенно усложнявшемся и совершенствовавшемся. От древних маяков-костров — до современных хитроумных конструкций, позволяющих распространять свет ламп на большие расстояния, и даже работать автономно, автоматически заменяя перегоревшие лампы…

А как прекрасны линзы маяков в действии! Когда гас в залах свет, и загорались в эпицентре света ослепительные полосы и радуги, вспоминалось тёплое замирание в груди при встрече с маяком Rinderort в Заливино. Но самым красивым нас порадовали в завершении экскурсии. Линза «Филин» — чудо расчудесное, живое волшебство, в медленном круговом движении заполнила пространство световыми переливами, всполохами, сиянием. Это было до того красиво, что невозможным казалось оторваться от созерцания, а заодно и фотографирования. Каждый фрагментик линзы, поворачивающейся то одним, то другим боком, жил своей удивительной жизнью, ежесекундно меняясь, пронизываемый переливающимися световыми полосами. А по стенам зала странствовали, вторя движению линзы, яркие радужные зайчики.

И, поддаваясь магии места, на выходе мы некоторое время боролись с желанием купить макетик маяка. Но сдержались. Ограничились открытками с деревянным кронштадтским маяком и живописным маяком у мыса Анива на другом краю нашей страны.

История форта «Константин» началась в 1807 году. Тогда, в декабре, император Александр I подписал указ об усилении Кронштадтской крепости в связи с возможной войной с Англией. Развитие крепости вообще тесно связано с историей дипломатических отношений с европейскими странами и в первую очередь с Великобританией.

-5

Постройка каменных батарей в открытой части Большого Кронштадтского рейда заняла бы слишком много времени, поэтому «предок» форта «Константин» был построен в дереве. Батарею решили строить у самой кромки фарватера, примерно в 400 саженях от береговой черты острова Котлин. Батарею строили на свайно-ряжевом основании с бруствером из соснового бруса с заполнением песком и камнем. К августу 1808 года было построено два фронтальных и два фланговых фаса, на которых было установлено 49 орудий. Расположение батареи позволяло вести огонь на 180° по горизонту, держа под обстрелом большой участок фарватера. Совместно с фортом «Цитадель» (будущий «Император Петр I) они надежно прикрыли гавани Кронштадта с запада.

Деревянная конструкция батареи требовала к себе постоянного внимания, особенно в весенний период — ледоходы и весенние шторма наносили серьезные повреждения укреплениям. Восстановительные работы проводились на батарее почти постоянно. Особенно серьезные повреждения всему Кронштадту причинило одно из сильнейших наводнений в истории Санкт-Петербурга, случившееся в ночь с 6 на 7 ноября 1824 года. Подъём воды до 3,5 м выше ординара сопровождался сильнейшим ураганом. Многие батареи просто смыло. Орудия оказались на дне Финского залива, запас пороха пришел в негодность. Со всей очевидностью стало ясно, что в таких географических условиях укрепления надо строить не деревянные, а каменные.

В Крымскую войну суровый вид кронштадтских фортов остановил англо-французскую эскадру от нападения на Петербург. Утром 14 июня 1854 года соединенная англо-французская эскадра появилась на траверзе Красной Горки. Однако союзники в это лето не решились атаковать Кронштадт. В следующем году 15 мая вечером виду Кронштадта появилась неприятельская эскадра в составе 13 винтовых кораблей, одного парохода и семи канонерских лодок. Она вновь бросила якорь недалеко от Красной Горки. 28 мая четыре неприятельских парохода подошли к северному фарватеру, но и на этот раз грозный вид кронштадтских фортов и опасения подорваться на минах заставили неприятельскую эскадру покинуть Финский залив.

После ухода неприятеля в Кронштадте приступили к перестройке временных батарей на северном и южных фарватерах в постоянные. В январе 1857 года, когда, был готов предварительный проект нового каменного форта «Константин», вокруг старого укрепления начали забивать пробные сваи. Полностью работы заканчивают в 1861 г. Однако уже в октябре 1863 г. Главное инженерное управление требует усилить защиту орудий брустверами из брони, впервые в мировой практике строительства фортификационных сооружений. 13 июня 1868 г., после присоединения к Константиновской батареи №4, император Александр II издает указ о переименовании их в южную морскую батарею №4 «Константин».

Вплоть до 1911 г. форт реконструируют, а его вооружение усиливают, но в сражениях Первой мировой войны и последующей за ней Гражданской форт участия не принимал. В годы Великой Отечественной войны орудия форта «Константин» помогали защитникам Ораниенбаумского плацдарма.

В 1960-е годы форт выводят из списка фортификационных сооружений и разоружают. Так как никакой охраны не остается, форт постепенно разграбляют. В 1980-е в связи со строительством дамбы вокруг форта осушают большие территории, а сам форт превращают в автобазу. С 2000 по 2005 г. форт «Константин» выступал в роли модной молодежной диско-площадки, где проводились рейв-фестивали. Ну, а с 2006 года форт функционирует как историко-культурный комплекс. Круглый год в форту «Константин» проходят пешеходные экскурсии, а в тёплое время и морские.

-10

Прямо рядом с фарватером и навигационным знаком располагается арт-зона форта. Здесь обитает кинетическая скульптура «Гарпия». Как написано на сайте форта: «Скульптура выполнена в эстетике ржавого металла».

-11

С помощью механизмов имитирована кинематика полета — нам повезло увидеть этот недолгий момент, когда чудовище пытается взлететь.

С интересом понаблюдав за взмахами крыл механического чудища, мы прошлись немного дальше.

-12

Взобрались на верхнюю часть форта, и отсюда имели удовольствие наблюдать, как в выглянувшем солнышке на фоне тёмных туч живописно раскинулось пространство у побережья, и светлела дорожка в окружении зелёных деревьев, и качала ветвями могучая ива близ механической Гарпии, а на глади воды виднелись далёкие форты.

Всё здесь казалось сейчас красивым, и мы сидели на лавочке, радуясь солнцу, и смешная птаха качалась, зацепившись тонкими лапками за перила ограждения, и пыталась бороться с порывами ветра. А потом оставила эту неравную битву, и упорхнула куда-то. И мы тоже пошли вниз, туда, где светлели судёнышки на свинцового цвета волнах, и ярко желтела на склонах буйная сурепка...

-14

Нагулявшись по форту, мы заглянули в кафе «Форт Константин», расположенное на первом этаже пришвартованного к форту плавучего дебаркадера-гостиницы. Интерьер кафе выполнен в дереве и оригинально стилизован под корабельную каюту. Покачиваясь на волнах с видом на море в окне-иллюминаторе, мы обдумывали дальнейший план. И решили, что ценнее как можно больше увидеть своими ногами.

-15

Поэтому, отказавшись от морской прогулки, мы отправились на автобусную остановку, с которой быстро добрались на музейном «шаттле» до Кронштадтского шоссе, чтобы пересесть на автобус до форта «Шанц».

13 июня 2025 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...