Габон имеет один действующий НПЗ — SOGARA в Порт-Жантиль, мощностью 24 тыс. барр./сутки, принадлежащий государству через GOC (69%) и частным инвесторам (31%).
НПЗ перерабатывает преимущественно местную нефть Mandji, но всё чаще — импортную из-за технических ограничений; конфигурация проста, до 50 % выхода — мазут (HFO), что делает предприятие убыточным и субсидируемым государством.
В апреле 2025 г. SOGARA объявила двухфазный план расширения:
– Фаза 1 (до 2027 г.) — увеличение мощности до 30 тыс. барр./сутки, установка гидрокрекинга для повышения выхода дизеля и LPG;
– Фаза 2 (к 2030 г.) — строительство нового НПЗ 30 тыс. барр./сутки в провинции Огове-Маритим.
Проект нового 50-тысячного НПЗ (Samsung C&T, PPP, $1,4 млрд), обсуждавшийся с 2012 г., фактически заморожен.
Инфраструктура хранения ограничена (~70 тыс. м³), 60 % контролирует SGEPP — совместное предприятие государства и Vivo Energy, OLA Energy, TotalEnergies и PetroGabon. Большая часть ёмкостей сосредоточена в Порт-Жантиль и Либревиле.
Расширение терминала Овандо (Libreville): строительство 13 резервуаров (59 тыс. м³), включая 12 тыс. м³ под метанол, — потенциально главный национальный хаб хранения. Прогресс медленный.
Транспортировка нефтепродуктов — дорогостоящая и неэффективная: доставка из SOGARA в Либревиль баржами (4,700 и 3,300 т), далее — по рекам и железной дороге. Проект трубопровода Порт-Жантиль — Либревиль (250 км) с 2017 г. не движется.
После роспуска дочерней структуры Gabon Oil Marketing (GOM) в 2020 г. все проекты по транспортной интеграции фактически остановлены.
Фокус государства смещается с экспорта сырой нефти к развитию внутренней переработки, при этом опора на иностранные технологии (Samsung C&T) и финансирование остаётся критическим узлом.
Интеграция НПЗ и midstream-проектов тормозится институциональной неустойчивостью (отказ от объединения SOGARA и GOC, ликвидация дочерних структур).
Ориентация на региональные рынки (ЦАР, Камерун) возможна при модернизации SOGARA и завершении хранилищ в Овандо.
#Gabon