Le Journal du Dimanche | Франция
Россия побеждает в конфликте на Украине, Америка выходит из него, а ЕС становится одним из главных проигравшим, сказал в интервью Le Journal du Dimanche экс-посол Франции в США Жерар Аро. В итоге Европа оказывается на обочине истории: мировые дела будут вершить уже без нее.
Экс-посол Франции в США приходит к неумолимому выводу: только Россия в состоянии одержать верх в конфликте на Украине, Вашингтон отходит от активного участия, а разобщенная и зависимая Европа выходит из этого противостояния ослабленной. Жерар Аро призывает европейцев взять свою стратегическую судьбу в свои руки.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Le journal du Dumanche: Выступая перед парламентским комитетом по обороне, начальник Генерального штаба Вооруженных сил Франции заявил, что французская армия должна быть "через три-четыре года готова к столкновению" с Россией, у которой "может возникнуть соблазн продолжить конфликт на нашем континенте". Есть ли основания бить в набат?
"Буревестник" — новый кошмар для Запада. "Ядерный щит России" положит конец эре ПВО
Жерар Аро: С началом конфликта на Украине подошел к концу продлившийся 77 лет период мира и процветания на европейском континенте — возможно, самый счастливый период, который Европа переживала со времен падения Римской империи. Для жителей Запада настал конец эпохи. Вооруженные конфликты вернулись, и мы не можем понять их [логику], поскольку жили в будто бы лишенном истории раю. К нам в полной мере возвращается извечная и архаичная логика конфликта. Если Украина падет — потому что она может пасть в любой момент, несмотря на мужественные усилия украинских солдат на передовой, — что произойдет? Русские не собираются бросать свои танки на Польшу. Скорее, больший риск навис над Прибалтикой: Эстонией, Литвой, Латвией. Что произойдет, если Россия решит войти в какой-нибудь приграничный эстонский город, например, в Нарву? Эстонцы кинутся к официальному Брюсселю требовать от НАТО гарантий безопасности. Станут ли США воевать за Эстонию? Готовы ли французы умирать за нее? Очень в этом сомневаюсь. Таким образом Путин сможет доказать, что статья 5 Североатлантического договора на самом деле ничего не стоит. Это изменило бы реальную геополитическую обстановку на континенте.
— Дональд Трамп объявил о введении "очень тяжелых" американских санкций против российских нефтяных компаний "Роснефть" и "Лукойл". Достаточно ли этого, чтобы склонить Владимира Путина к мирным переговорам?
— У Дональда Трампа хватает недостатков, но я полагаю, что он настроен глубоко пацифистски и стремится к установлению мира на Украине. Он не хочет, чтобы США принимали участие в долгосрочных военных операциях. Ключом к миру на Украине, очевидно, является Россия: намерен ли Путин консолидировать свои приобретения и довольствоваться нынешними территориальными выигрышами, или он намерен пойти еще дальше? Трамп хочет отмежеваться от ситуации, и не похоже, чтобы европейцы собирались жертвовать собой ради Киева. Какой Путину интерес вести переговоры? Он уверен, что одержит победу в конфликте и сможет превратить Украину во вторую Белоруссию. Россия просто проводит свою извечную внешнюю политику, которая заключается в создании защитного вала вдоль западных границ. Я не знаю ни одного русского, который считал бы Украину независимой страной. Для всех россиян очевидно, что Украина как минимум должна быть отнесена к их сфере влияния. И рано или поздно нам все равно придется вести переговоры с Путиным. Я знаю только два способа положить конец конфликту: полная и убедительная победа одной из двух воюющих сторон или переговоры. Однако полную победу может одержать лишь Россия, а не Украина. Поэтому у нас есть все основания быть заинтересованными в переговорах с Россией.
— Какой вы видите геополитическую ситуацию на европейском континенте в ближайшие годы?
— Продолжавшаяся 40 лет неолиберальная эпоха подошла к концу. Она завершилась с Брекситом в 2016 году. Вернулись времена протекционизма. Однако проблема, с которой мы сталкиваемся в Европе, заключается в том, что Европейская комиссия, которая не управляет какой-либо территорией, существует только благодаря установлению стандартов в духе свободной торговли. Основы функционирования Европейского союза должны подвергнуться коренным изменениям, если мы хотим адаптировать его к новой эпохе. Конфликт на Украине длится уже более трех лет, а Европа производит в три раза меньше боеприпасов, чем Россия, при этом ВВП [у нас] в пять-шесть раз больше. Европа производит столько же боеприпасов, сколько Северная Корея, чей ВВП эквивалентен ВВП [французского] департамента Изер. Лично я никогда не верил в концепцию Европы как геополитической единицы. Не может быть стратегического единства между двадцатью семью странами, экономические и географические интересы которых иногда радикально расходятся. Россию воспринимают по-разному в зависимости от того, где дается оценка: в Лиссабоне или Варшаве.
Наглость побеждает. Евросоюз готовит для Украины "последнюю пулю"
— Вице-президент США Джей Ди Вэнс во время своего недавнего визита в Израиль выразил "большой оптимизм" по поводу сохранения режима прекращения огня в секторе Газа. Полагаете ли вы, что мирное соглашение может носить долгосрочный характер?
— Этот мирный план более чем шаткий. Каждый из этапов может дать каждой из сторон возможность в любой момент полностью заблокировать мирный процесс. Это соглашение было навязано и принято только под принуждением в отношении как Израиля, так и ХАМАС, потому что они не хотели раздражать Трампа. Соглашение предусматривает политическое и военное исчезновение движения ХАМАС, которое, конечно же, не собирается исчезать. Цель обеих сторон – сорвать план Трампа, применяя стратегию мистигри (игра, цель которой —избежать ситуации, в которой под конец на руках у игрока остается "проигрышная" карта, — прим. ИноСМИ), т.е. сделать так, чтобы вина была возложена на другого. Добавлю, что первый этап мирного соглашения отвечает интересам Израиля: он получил назад заложников в обмен на установление режима прекращения огня, которое может быть нарушено в любой момент.
— Какое будущее вы видите для палестинских территорий, сектора Газа и Западного берега?
— Наиболее вероятный сценарий – создание единого государства, которое протянется от моря до реки Иордан, как того хочет депутат от "Непокоренной Франции" Рима Хасан, но это будет единое израильское государство с фактическим режимом апартеида на Западном берегу. Вопрос об эвакуации жителей Газы остается нерешенным, поскольку он является чрезвычайно деликатным. В этом кризисе есть два главных победителя: Израиль и Турция. Это две великие державы, которые заявляют о себе на региональном уровне. У монархий Персидского залива есть только один враг: Иран —и в меньшей степени ХАМАС. Исходя из соображений прагматизма и своих интересов, они поддерживают (или, по крайней мере, не осуждают) Израиль. Израиль подлил масла в огонь в пользу Турции в Сирии, допустив крах режима Асада, на смену которому пришел режим, отвечающий турецким интересам.
— В своей книге ("Уроки дипломатии: Франция перед лицом будущего мира") вы пишете, что "судьба мира будет решаться не на Украине и не на Ближнем Востоке, а в Азии, где в ближайшие десятилетия столкнутся две сверхдержавы". Почему в ближайшие годы именно в Индо-Тихоокеанском регионе будут сосредоточены все главные дипломатические, экономические и военные вопросы? Какова роль Европы в происходящем?
— Несомненно то, что Европа становится периферией мира. Технологическая революция совершается не на нашем континенте, а в Калифорнии и Китае. Настоящая угроза в глазах американцев – это, конечно, не Россия, а Китай. Основное отличие от времен холодной войны заключается в том, что между Китаем и США существует постоянный экономический обмен в размере более 600 миллиардов долларов в год – тогда как торговля США с СССР была нулевой. В Европе был железный занавес, но на азиатском континенте "бамбукового занавеса" не получится. Новая холодная война будет в основном торговой и экономической, и есть все основания полагать, что американцы попросят нас встать на их сторону и попытаются выкрутить нам руки. Я могу гарантировать, что некоторые европейские страны, опасаясь ответных мер в плане торговле в виде таможенных пошлин или ответных мер в связи с оказанием военной помощи Украине, уступят любым требованиям США. И на то есть веская причина: соотношение сил не в нашу пользу.