«Карась-идеалист» и «Премудрый пискарь» – две сказки М.Е.Салтыкова – Щедрина о водной стихии, в частности о рыбах, но, конечно, рыбы – это просто аллегория. Но, интересно для чего писатель к этому прибегнул? И что хотел спрятать или открыть в водном мире? Поплыли!
«Премудрый пискарь»
Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло́ не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пискарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!».
Стал умный пискарь смотреть по сторонам и удивился, сколько вокруг страшного и опасного. Даже свои братья –пискари пытаются комара отобрать. А уж люди, что только не придумали для бедных пискарей: и невода, и сети и самое страшное – уду. На нее больше всех пискарей попадается. Глядя на это все, решил пискарь всех перемудрить. День и ночь рыл пещеру, в которой только он мог уместиться, гулял, когда весь водный мир отдыхал. И стал жить-поживать пискарь в своей пещерке, другой раз и голодный сидел, лишь бы не попасться врагам в глотку. Конечно, о том, чтобы создать семью и речи быть не могло.
И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!».
Но пришло и пискарю время помирать и стали у него появляться неожиданные вопросы:
Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
Согласитесь, что вопросы на все времена!
«Карась-идеалист»
Карась с ершом спорил. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. Что́ именно разумел ерш под выражением «слукавить» — неизвестно, но только всякий раз, как он эти слова произносил, карась в негодовании восклицал:
— Но ведь это подлость! На что ерш возражал:
— Вот ужо увидишь!
Жизнь карася однообразна. Лежит на дне ракушек собирает, тут и мысли всякие приходят. «Иногда даже очень вольное».
Но хоть карась и политически благонадежен, бывает и карасям попасть в облаву, например, неводом. И служат они тогда утехой человеческому чревоугодию.
Ибо, повторяю, караси представляют такое лакомое блюдо (особливо изжаренные в сметане), что предводители дворянства охотно потчуют ими даже губернаторов.
М.Е.Салтыков-Щедрин знал о чем речь, сам был вице-губернатором.
Как карась сошелся с ершом неизвестно, но очень уж полюбил ерш спорить с карасем и доказывать ему несостоятельность его, карасьего мировоззрения.
На утверждения карася, что возможна всеобщая гармония и любовь друг к другу, ерш только иронизировал. Но иногда не выдерживал :
Ерш - рыба нервная, которая, по-видимому, помнит немало обид. Накипело у нее на сердце... ах, накипело! До ненависти покуда еще не дошло, но веры и наивности уж и в помине нет…Карася же считает «блаженненьким», хотя в то же время сознает, что с ним только и можно «душу отводить».
Но через некоторое время карась начинает скучать и высказывает свои мысли ершу:
Тьма, в которой мы плаваем, есть порождение горькой исторической случайности; но так как ныне, благодаря новейшим исследованиям, можно эту случайность по косточкам разобрать, то и причины, ее породившие, нельзя уже считать неустранимыми. Тьма — совершившийся факт, а свет — чаемое будущее. И будет свет, будет!
— Значит, и такое, по-твоему, время придет, когда и щук не будет?
— Каких таких щук? — удивился карась, который был до того наивен, что когда при нем говорили: «На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс и русалок, которыми малых детей пугают, и, разумеется, ни крошечки не боялся.
— Ах, фофан ты, фофан! Мировые задачи разрешать хочешь, а о щуках понятия не имеешь!
Так ерш с карасем день за днем спорили, оставаясь каждый при своем мнении. Однажды ерш предупредил карася, что щука недавно заглядывала. Убедилась, что тихо, значит карасям здесь быть. Карась растерялся. Как же ему теперь быть? Ерш злорадно посоветовал – готовиться!
Но карась был уверен, что щука прежде, чем съесть его, должна сначала выслушать, и он уверен, что сможет щуку убедить в своей правоте...
К «Сказкам» М.Е.Салтыкова – Щедрина у меня было прохладное отношение. В школе, если не ошибаюсь, классе в пятом, изучали «Как мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик». Мне в детском возрасте было даже страшновато их читать, я мало что поняла. И так этот сборничек стоял на полке, забытый.
Но, спасибо марафону «Открой школьную вселенную» решила я обратиться к сказкам писателя.
Кстати, роман «Господа Головлевы», прочитанный мной несколько лет назад, мне очень понравился. Сказки в этот раз тоже не разочаровали.
Я увидела в них не только иронию, но и боль. Да, наверное, Михаил Евграфович в первую очередь обличал общественный строй и государственную систему, и душа у него страдала о несовершенстве родной страны, но, думаю, что эти сказки можно отнести в полной мере к человеку. Уверена, что писатель болел душой за человеческий слабый дух, трусость, малодушие, жадность и многое другое, что мешает людям жить по совести по все времена.
А «карась-идеалист»? Салтыков-Щедрин спорит и сам с собой, ведь он тоже прошел большой путь, начав с социалиста-утописта, веря, что достаточно только честно работать и добро победит. Но послужив на многих чиновничьих постах, в том числе и вице-губернатором, писатель увидел жизнь с разных сторон. Сказки стали своеобразным итогом убеждений писателя.
Нельзя не восхититься языком сказок. Такой меткий и яркий слог у персонажей, показывающий страх пискаря, наивность и глупость карася, разочарованность и вспыльчивость ерша, самодовольство щуки и многое другое из подводного (читай человеческого) мира.
Давно перечитывали сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина?