Удивительно, но спустя столько лет писанины я обнаружила, что у меня нет отдельного материала по огибающей. Надо срочно исправлять, ведь эти параметры используются как в самом начале формирования звука, так и при дальнейшей обработке на сведении.
📌Огибающая — это инструмент, который управляет изменением параметра звука во времени. Проще говоря, это как сценарий для параметра: она говорит, когда звук должен начаться, как он будет развиваться, и как — исчезать. Обычно огибающая используется для управления громкостью, фильтром, высотой тона, панорамой или любыми другими модулируемыми параметрами.
Даже в книге Ирины Алдошиной «Основы психоакустики» отмечается, что динамические изменения во времени влияют на то, как мозг интерпретирует звук: помогают распознать материал инструмента, направление движения и даже эмоциональный смысл. Я бы сказала, что огибающая создает читаемую форму и характер звука, без которой он просто ровный тон.
👉Классическая форма огибающей — ADSR
Это сокращение от:
🔹A (Attack) — атака: время, за которое звук достигает максимальной амплитуды после нажатия клавиши.
🔹 D (Decay) — спад: сколько времени звук уходит с пика атаки до уровня Sustain.
Например, удар по струне: громкость сразу падает после резкого начала.
🔹S (Sustain) — удержание: уровень громкости, на котором звук держится, пока клавиша зажата. Это не время! а именно уровень — как громко держится нота, пока ты её держишь.
🔹R (Release) — затухание: время, за которое звук исчезает после отпускания клавиши.
Чем длиннее Release, тем плавнее звук "уходит" в тишину.
Также бывают расширенные параметры огибающей, которые могут включать:
🔹D (Delay) - время задержки до начала атаки
🔹H (Hold) - время удержания на пике до начала спада (Decay)
🎹 Где используется огибающая
- В синтезаторах — управление амплитудой, фильтром, питчем, панорамой и другими параметрами. Например, можно сделать, чтобы фильтр открывался не сразу, а постепенно (через Filter Envelope).
- В сэмплерах — для моделирования естественного поведения инструментов. Пример: скрипка не включается мгновенно — у неё есть мягкая Attack.
- В компрессорах, лимитерах и других динамических приборах — envelope помогает отслеживать изменение уровня сигнала, определяя, как быстро прибор реагирует.
- В транзиент шейперах и энвелоп дизайнерах - чтобы заострить или сгладить/продлить звук без классического использования компрессии
- В Envelope Follower / Envelope Generator - берёт огибающую одного сигнала и применяет её к другому параметру (например, фильтру или панораме). Пример: Soundtoys FilterFreak / Tremolator / PanMan
- Sidechain-эффекты - тоже работа с огибающей, только внешнего сигнала.
- Auto-pan, tremolo, volume shaper - модуляция уровня (амплитуды) по заранее заданной форме огибающей
- Wah-wah - это фильтр, управляемый огибающей или контроллером (педалью). То есть, огибающая не меняет сам звук напрямую, а управляет фильтром, который меняет спектр.
То есть любой прибор или плагин, который анализирует изменение уровня сигнала во времени (его огибающую) и реагирует на это изменение, — считается прибором, работающим по огибающей.
То есть — он не просто “пропускает” звук, а следит за тем, как развивается амплитуда, и что-то делает в зависимости от этого: усиливает, ослабляет, открывает фильтр, сдвигает панораму и т.д.
Вот и всё про огибающую на сегодня.
И главное, помни: Attack — это не агрессия, Decay — не депрессия, Sustain — не гарантия стабильности, а Release — не способ уйти от проблем)
✦ ✦ ✦
#аранжировка #сведение #саунддизайн #огибающая #ADSR #синтез #музыка #звукорежиссура #музыкальное_продюсирование #звук #VST #компрессия #динамика #миксинг #амплитуда #фильтр #эксплуатациязвука #психоакустика #музыкальнаятеория #сэмплирование #синтезаторы