Заха Хадид родилась в Багдаде, Иран. Отец - политик, мать любила искусство и пощряла дочь к рисованию. Сперва Заха изучала математику в Американском университете в Бейруте. Затем училась в Архитектурной ассоциации в Лондоне.
Самым важным художником для Захи Хадид всегда был Казимир Малевич.
Дипломный проект Захи Хадид называется "Тектоник Малевича" - мост с 14ти этажным отелем в Лондоне на Темзой. 1976-1977.
Очевидно, что от Малевича и супрематизма Заха Хадид взяла геометричность, четкость форм и полное отсутствие логичных пространственных связей, использование квадрата как модульной единицы, а также абстрактность и развитие объемов по вертикали.
Долгое время Заха Хадид была "бумажным архитектором", то есть ее проекты существовали только на бумаге, не смотря на то, что она выигрывала конкурсы.
Одновременно с этим, Заха Хадид стала первой женщиной архитектором, получившей Притцкеровскую премию за достижения в области архитектуры (Pritzker Architecture Prize. 2014).
Кто она? Гений, опередивший свое время или мечтатель, оторванный от реальности?
Заха Хадид стремилась сделать геометрическую форму подвижной. Мы видим, что это у нее получилось. Но, пригодна ли она для жизни? Заказчики постоянно просили ее включить в проекты людей. Но, ее пространствам как раз люди не нужны. Они совершенны сами по себе, в отрыве от реальности, ландшафта, бытовой жизни.
Россию Заха Хадид любила, много приезжала в СССР в 1980е, изучала конструктивизм и супрематизм. В 2014 году в Эрмитаже была организована большая выставка ее работ.
Первой реализацией, первым реально построенным проектом, стала Пожарная часть завода Витра (Vitra Fire Station, 1991-1993). В качестве пожарной части здание почти не использовали, скоро сделали из него музей. На сайте ZHA красиво сказано, что здание олицетворяет "застывшее движение", "структура готова взорваться движением в любую секунду".
Другой реальный проект - Музей искусства XXI века в Риме (1998-2009) получил у итальянцев прозвище "несваренные макароны". Позиционируется музей как сам по себе объект искусства и стирает границы между тем, что внутри и тем, что снаружи. Его интерьеры тяжело использовать даже как выставочное пространство, картины теряются, людям неудобно. Уберите людей - интерьеры прекрасны и несравненно фотогеничны.
В России Заха Хадид отметилась проектом жилого дома Capital Hill Residence в Барвихе для миллионера Доронина и Бизнес центром Dominion Tower в Москве.
Из жилых резиденций также прекрасна резиденция в Калифорнии. Согласно сайту ZHA, "мощная дихотомия открытости и интимности".
Совместно с Патриком Шумахером Заха Хадид создала архитектурное бюро ZHA (Zaha Hadid Architects). Вот основные принципы их философии:
- национальные и религиозные различия утратили актуальность, у цифровой эпохи должен быть единый стиль;
- основа концепции - противостояние и хаос;
- здание - набор параметров и формул, которые можно рассчитать на компьютере (отсюда название философии - параметризм);
- углы должны быть не прямые, а острые, стены не прямые, а изогнутые;
- элемены здания тесно связаны и могут выполнять несколько функций одновременно: стена трансформируется в скамью или светильник;
- формы сооружений имеют плавные очертания.
Отель Опус, Дубай. 2012-2020. 20 этажей плюс 7 ярусов под землей. Пустое пространство в центре - фирменный стиль Захи Хадид.
Один из самых сложных проектов, но, как будто, самый удачный - Центр водных видов спорта в Лондоне, построенный к Олимпиаде 2012 года. Его вместимость - 17,5 тысяч человек. В здании расположено 3 бассейна. Эта архитектура - настоящая вода в движении.
Один из самых (про работы Хадид нельзя сказать - один из самых необычных - у нее нет обычных) специфичных - павильон для современного искусства Шанель. Идейный вдохновитель - Карл Лагерфельд. Павильон передвижной, его можно собрать/разобрать за неделю. Он уже гастролировал в Гонконге, Токио, Нью-Йорке и Париже.
Центр искусств Гейдара Алиева. 2007-2012. Площадь здания - 57 тысяч м2. Площадь всей территории - 111 тысяч м2. С каждого нового ракурса вы видите новое здание, размах поражает. Но, пространство абсолютно не функционально. Небольшие выставки теряются во всем ослепляющем белом великолепии масштабов. Опять же, согласно сайту ZHA, здание олицетворяет "оптимистичный взгляд нации, которая смотрит в будущее".
Ниже примеры дизайна мебели, предметов интерьера и даже туфель авторства Захи Хадид и ее бюро ZHA. Невероятно красиво, космически сложно и совершенно не функционально.
Фотографии с сайта бюро ZHA www.zaha-hadid.com
За материалы, идеи и вдохновение для статьи благодарю Лекторий Государственого Эрмитажа.
Чаще, лакончинее, ироничнее на ТГ канале Кафедра Этики и Эстетики.