Аниме, где главный герой идёт ночью к незнакомке и она кусает его. Помутнение рассудка? Возможно, если иметь в виду зов ночи и свободы. Противостоять им - невозможно. И страшнее всего перестать слышать этот зов.
Верно?
Приветствую всех любящих ночные часы и сумрак! Сегодня речь у нас пойдёт об аниме с отличной графикой, превосходным музыкальным сопровождением и любопытным сюжетом, который стоит на двух китах - свобода и вампиры. + грамотный фансервис. Сразу оговорюсь, что вампиров не очень жалую, но этот сериал показался очень интересным - потому что свободы тут больше, чем вампиров. И именно за свободы эта рецензия такая положительная. Отрицательные мысли - когда-нибудь потом ;)
Мир ночи, или Кто не спит по ночам
С первой сцены это аниме погружает зрителя в мир ночи и раскрывает перед ним порывы, стремления и сокровенные тайны героев. Реальность тут передана весьма эскизно, просто общие наброски, не всегда достоверные, зато внутреннее смятение и жажда (подчас слепая) отыскать что-то важное звучит очень ярко.
Главные герои – мятущиеся подростки (не столько по возрасту, сколько по состоянию духа, тридцать-сорок лет не придают вампирам зрелости). Поэтому здравых, рассудочных поступков здесь будет немного, и с этим надо смириться.
Место действия – безмерно прекрасный ночной город, тихий, пустынный и одновременно наполненный чем-то таинственным. Днём на улицах суетятся люди, у каждого человека свои мысли, своя жизнь, чужие голоса безжалостно заглушают желания. Но ночью... ночью – всё иначе. Ночью человек на этих улицах один (или практически один) и он – свободен.
Чувства как будто обостряются и он сам тоже как будто другой. Знакомо? Если да, то скорее всего этот сериал будет близок вам по духу. Если нет – что ж, есть шанс приподнять завесу над чужой жизнью.
Человек и свобода, Охотник и жертва
Главному герою Ко Ямори – четырнадцать. Он одинокий, страдающий бессонницей парень, который не умеет заводить друзей, почти ни о чём не мечтает, а романтические отношения воспринимает как бессмыслицу. Если спросить, в какой город он бы хотел съездить, он ответит, что не задумывался об этом. Получив от одноклассницы признание в любви, Ямори честно отвечает, что не понимает что такое любовь и зачем она нужна. На него мгновенно ополчаются её подружки: "Как можно не щадить чужих чувств?" Ямори же думает о другом:
"А как можно испытывать чувства к тому, кого совсем не знаешь? Что вообще это за зверь – чувства?"
Досадное признание наряду с бессонницей (а заодно и общим недовольством своей жизнью) подталкивает Ямори совершить что-то, чего он никогда не делал раньше – совершить прогулку по ночному городу. Тайком выскользнув из дома, он оказывается одиноким путником в лабиринте притихших улиц. Всё такое необычное, такое пугающее и в то же время - прекрасное. Расцвеченное звёздами небо, свет фонарей. Ямори один, он свободен, он опьянён этими чувствами. А ещё ему всего четырнадцать, поэтому он, конечно, не может не попытаться купить себе напиток 18+.
За этим противозаконным деянием его и застаёт ехидная вампирша Надзуна Нанакуса. Вампиры – дети ночей, безлюдные ночные улицы – их стихия, на них они властвуют безраздельно. Опасные и сообразительные, они находят жертву, дурманят её, кружат ей голову и обращают её в себе подобных. Таков местный вампирский кодекс. Однако Надзуна – белая ворона среди своих. Она не верит в дурман чувств и предпочитает поддерживать с жертвами максимально нейтральные отношения. Она питается людьми, но принципиально не обращает их.
И в то же время Надзуна кажется невероятно свободной, она с лёгкостью заводит разговор с припозднившимися незнакомцами, и эта раскованность чарует Ямори. Повинуясь неведомому инстинкту, вопреки всякой логике и здравому смыслу Ямори следует за Надзуной до её дома. Только когда она расстилает на полу футон, Ямори внезапно охватывает страшное подозрение:
– Ты собираешься делать со мной всякие непотребства!
– Нет, я собираюсь спать с тобой на одном футоне.
– Ладно, я пошёл.
Никуда он, конечно, не уходит и – неожиданно для себя – впервые за долгое время расслабляется. Вот только – по-настоящему заснуть не успевает: Надзуна кусает его за шею и с аппетитом начинает посасывать кровь. Вроде известная штука вампиры, но сам встрече с ними никогда не бываешь готов. Вся поэзия ночи куда-то улетает... Туды-сюды, деваться некуда, Надзуна раскрывает свои карты. Да, она – вампир, он – её ужин, се ля ви, и не такое в нашем мире приключается.
Получив объяснения Ямори успокаиваться. Опьянение ночью, новым миром возвращается, поэтому он не пугается. Вампиры становятся для него синонимом свободы, и он просит:
– Я тоже хочу. Сделай меня вампиром.
Но поскольку обращение - это дурман и буйство любовных чувств, выясняется, что для именно для Ямори обращение - тот ещё Эверест. Чтобы обратиться, надо влюбиться в кусающего тебя вампира, а он... Да, он всё ещё не понимает, что такое любовь и зачем она нужна. А Надзуна не имеет никакого желания ему помогать (она вообще при упоминании всякой там романтики жутко краснеет и от стыда готова на стену лезть). И всё же Ямори твёрд: раз уж таков путь к свободе, то всё, цель заявлена - он хочет влюбиться.
Путь становления четырнадцатилетнего романтика начат. Уложиться надо в год. Если за это время он не влюбится, вампиром ему уже не стать никогда...
Несмотря на заявленную задачу, сериал сопливой романтикой не становится. Скорее, эта история о том, как человек интуитивно не хочет терять кого-то, но совершенно – абсолютно – не понимает этого другого. И в обще-то не то чтобы стремится. Что неудивительно: сперва Ямори ведь влюблён не столько в Надзуну, сколько в чувство свободы. Именно желание освободиться от рамок привычного мира – смысл его существования. А любовь... до серьёзного влечения к Надзуне ещё нужно дожить.
Да и самой Надзуне тоже надо подумать.
Так и получается, что отношения с Надзуной – сложно и долго. Вот уже два сезона, как они устанавливают контакт друг с другом. Местами это очень, очень наивно. Первое примирение после ссоры выглядит примерно так:
– Прости.
– За что?
– За то, что ты разозлилась.
– Ха-ха-ха-ха.
Из таких сюжетообусловленных и «усечённых» отношений как у Ямори с Надзуной может вырасти что-то толковое, а может и не вырасти. В общем-то вероятность такая же, как у любых других (даже самых нежных и пылких) подростковых контактов. А мир вокруг не будет стоять заставшим: пройдёт череда событий, новых персонажей... возникнут новые чувства, которые как и любовь придётся исследовать.
Мир людей - тяга к ночи
По мере развития сюжета выясняется, что у Ямори немного прибеднялся и у него всё-таки есть друзья. Например, Акира Асай, с которой они что-то вроде друзей детства, но, видимо, некоторые связи требуют не только тишины, но и игнора. Но кто как не друг скажет тебе что-то вроде:
– Нет, ты, конечно, можешь влюбляться в кого угодно, не могу тебе
запретить. Но почему было не выбрать кого-то... ну, более нормального?
Или вот ещё один знакомый Ямори – Махиро. Тут подвох в том, не всегда возможно понять, друг ли ты человеку, у которого все вокруг – друзья?
Что ещё любопытно: каждый из его друзей тоже по-своему дружит с ночью: один потому что дела, другая - потому что так хочет. Воистину трио ночных сов.
И у Надзуны тоже когда-то была подруга... но об этом умолчим, потому что - сюжет. Скажу только одно, ночь тоже коснулась её своим крылом, и выбраться из мрака - сложно.
Мир вампиров - нет морали?
Кроме Надзуны в сериале постепенно появляются и другие вампиры, у которых имеется так называемая «ночная мораль». Её главная черта - отсутствие морали вовсе. Главное - не быть скованным. Вот рассуждение вампира в серии про сталкера:
«Хочешь привлечь к себе внимание? Что ж, мы все тут такие. Отлично тебя понимаю, сама бы проступила не лучше, будь я на твоём месте».
И таких ситуаций - не мало. Неприглядные поступки не удостаиваются вампирами ни осуждения, ни порицания. Спрашивается: почему что-то должно осуждаться, если в глубине душе почти каждый готовы поступиться совестью. Общечеловеческие законы морали – дремлют. Ночь же всё-таки.
Как такое достигается? Ценой памяти. Все вампиры рано или поздно навсегда теряют воспоминания о своём человеческом прошлом. Есть один способ напомнить себе, кем ты был, но он - сродни киноплёнке.
К тому же у ночи есть и обратная сторона: «Будь свободен, но будь готов к тому, что другие свободны не меньше, чем ты», – прямо в сериале этот закон не озвучивается, но читается между строк. И налагает некоторую ответственность.
Перепутье
Несмотря на явную тягу к освобождению от условностей и на вампиров, живущих в ней, сам сериал полным отсутствием морали не страдает. Когда появляется охотница на вампиров, встают вполне традиционные вопросы: "Заслуживают ли вампиры того, чтобы их истребляли как опасных животных"? "И вообще – почему бы в самом деле не классифицировать их всех как особо опасных существ?"
И правда, почему? Некоторых поражает желание Ямори во чтобы то ни стало стать вампиром. Сперва - это был порыв души, а потом - что? «Чем я вообще занимаюсь? Наверное, мне просто пофиг», – думает Ямори, когда в первый раз пытается заснуть рядом с Надзуной. В конце первого сезона он впервые задумывается о том, что значит быть вампиром – чего это стоит и что ради этого придётся делать. Готов ли он настолько поменять свой социальный статус? И не придёт ли на смену очарованности ночью скука?
Во втором сезоне исследования себя и других продолжаются. Здесь ждёт путешествие в тайны минувших лет, ведь даже если прошлое забыто, именно в нём кроются ответы на самые разные вопросы. Нередко эти исследования связаны с сексуальностью, ещё чаще - балансируют на грани добра и зла. Но свобода, как тут рисуется, тем и прекрасна, что она всегда связана с риском, с опасностью, с прохождением по тонкой грани того, что дозволено и того, что разрушает личность.
А чем всё обернётся, как продолжился эта история и сможет ли сам автор удержать свою задумку - об этом можно будет узнать, когда выйдет третий сезон.
Песнь ночных сов / Call of the Night / Yofukashi no Uta (2 сезона , 13 и 12 серий)
Мистика, романтика
Спасибо, что дочитали до конца! Делитесь впечатлениями в комментариях, а если хотите видеть в ленте больше обзоров, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Будем искать свободу вместе :)