Честно говоря, я об этом фильме немного подзабыла. Вспомнила, когда писала последнюю статью о фильме "Скорость". Я смотрела его последний раз очень давно, и как-то он меня не особо впечатлил. И решила на днях пересмотреть. Всё-таки, как-никак, наш российский (тогда ещё советский) режиссёр снял.
Этак картина относится к голливудскому периоду творчества Андрея Кончаловского, который, будучи неудовлетворённым советской реальностью, в 1980 году уехал в США. Мне так и не удалось найти ответа на вопрос, как ему удалось свободно выехать, а потом без последствий вернуться. Думаю, что разгадка кроется в том, что его отцом был известный советский писатель Сергей Михалков. Никита Михалков - родной брат Андрея. Некоторых на гастроли-то не выпускали, а тут просто вот так - нате, выезжайте. Ну воистину, в СССР все были равны, но некоторые равнее.
В общем, Кончаловский сумел протиснуться в Голливуд (как говорят, благодаря любовнице актрисе Ширли МакЛейн), снял там два успешных фильма, один из которых был номинирован на Оскар, и в 1985 году ему дали денег на приключенческий фильм "Поезд-беглец". Беглецами называют поезда, которые идут по маршруту без управления человеком, такое иногда случается из-за ошибки персонала или по причине того, что с машинистом что-то случается: теряет сознание, умирает и т.п. Идея сама по себе не была сверхновой, такие фильмы периодически появляются на свет.
Сценарий Кончаловскому дали завалявшийся - его еще лет 20 назад написал Акиро Куросава, но до съемок дело так и не дошло. Сценарий переписали с учётом современных требований, на главные роли пригласили папеньку Анджелины Джоли Джона Войта и набиравшего в то время популярность Эрика Робертса. У обоих актёров было амплуа "плохих парней". Плохих, но харизматичных. И третью главную роль - начальника тюрьмы - сыграл Джон Патрик Райан.
По сюжету отбитый отмopoзок Мэнни, ожидающий в тюрьме строгого режима смертной казни, бежит из тюрьмы. К нему в напарники навязывается молодой заключённый Бак Логан, который побегом хочет поднять свой авторитет в преступной среде. По канализации они из тюрьмы попадают на железнодорожную станцию и прячутся в сцепке из четырёх локомотивов. Сцепка трогается, но у пожилого машиниста случается сердечный приступ. Неуправляемый состав несётся по Аляске, грозя бедами. А за ним на вертолёте в погоню пускается начальник тюрьмы Рэнкен, для которого возвращение беглецов - дело принципа, иначе он потеряет всякий авторитет в глазах заключенных, и в учреждении наступит хаос.
Путешественникам предстоит пережить массу опасных испытаний. В этом фильме нет впечатляющих крушений, взрывов, стрельбы и эффектных трюков. Этот фильм о противостоянии характеров, о том, что зло и жестокость могут рядиться в форму блюстителя порядка. Мэнни говорит Рэнкену "Мы одинаковые". И это правда - они оба отбитые и оба способны преступить закон, если этого требуют обстоятельства. Только один из них считается преступником, а второй - героем. Мэнни ведёт себя так, как положено вести себя преступнику. Он не разводит слезливую философию, не устраивает истерик под берёзками, а когда их случайная попутчица кричит ему "Ты зверь!", он спокойно отвечает: "Хуже. Я - человек". Фильм завершается цитатой Шекспира:
Бывает зверь свиреп, но и ему знакома жалость.
Нет жалости во мне, а значит, я — не зверь.
В общем, этот фильм не боевик, а философская притча. Можно долго спорить о том, что хотели сказать авторы, хотели ли они показать крохи человечности в Мэнни и противопоставить его Рэнкену, отпустил ли Мэнни Рэнкена и девчонку из жалости - на мой взгляд нет. На мой взгляд этот фильм довольно грубая попытка представить черное белым. Авторы хотели показать, что и в пропащей душе уголовника теплится что-то живое, а представитель закона по сути такой же уголовник. Нет, не получилось. Рэнкен и Мэнни на самом деле одинаковые. Кто из них сделал больше добра - я не знаю. Возможно, Рэнкен - он хотя бы не грабил банки. А там кто знает. Неизвестно, какие преступления он совершил, пользуясь своей должностью. В конце концов на Мэнни в тюрьме напали по его указке. Пожалел ли Мэнни Логана и девушку? Думаю, что нет. Просто в их гибели ему не было никакого проку. Вся эта история - разборка лично его и Рэнкена. Мэнни всю жизнь доказывал себе и окружающим, что он мужик, вот и отцеплять локомотив полез, чтобы доказать это ещё раз. Хуже ли человек зверя? Я терпеть не могу такие сравнения. С точки зрения биологии человек точно такой же зверь. Шекспир, конечно, написал красивые слова, но увы, жалость зверям неведома. Ни жалость, ни благодарность, ни чувство вины, ни совесть - это сложные психические реакции, которые вырабатываются в процессе воспитания, и которые присущи только человеку.
Фильм получил три номинации на "Оскар", одну номинацию на "Золотую пальмовую ветвь" в Каннах и премию "Золотой глобус" (Джон Войт).
А ещё этот фильм интересен тем, что он стал дебютным фильмом для Дэнни Трехо.
А вы помните этот фильм?