Найти в Дзене
crazy horsewoman

Что читать? "Кто остался под холмом" - две женщины сидели у огня

В романах особую атмосферу маленьких провинциальных городков, где все друг друга знают и заезжих чужаков не приветствуют, обычно рисуют как что-то плохое. Как питательную среду для преступлений, покрытых заговором молчания. Однако бывает по-всякому. Бывает и так, что неофициальная власть в таком маленьком городе - это два-три человека, которые своими поступками, всей своей жизнью завоевали непререкаемый авторитет. Настоящий авторитет, круче всякого административного ресурса. В Беловодье, куда прибыли для очередного расследования частные детективы Бабкин и Илюшин, таким авторитетом обладают две женщины - железная старуха и стальная дама без возраста. Вера Шишигина, бывшая директриса одной из четырех городских школ, и Кира Григорьевна - директриса действующая. Они "держат" город, разруливают конфликты, к ним стекается вся информация, и они же решают, с кем и какой частью этой информации поделиться. Сыщиков они... ну, не выгоняют из города, конечно, но мягко выпроваживают. А те, естествен
Провинциальный городок, картинка из Пинтереста
Провинциальный городок, картинка из Пинтереста

В романах особую атмосферу маленьких провинциальных городков, где все друг друга знают и заезжих чужаков не приветствуют, обычно рисуют как что-то плохое. Как питательную среду для преступлений, покрытых заговором молчания.

Однако бывает по-всякому. Бывает и так, что неофициальная власть в таком маленьком городе - это два-три человека, которые своими поступками, всей своей жизнью завоевали непререкаемый авторитет. Настоящий авторитет, круче всякого административного ресурса.

В Беловодье, куда прибыли для очередного расследования частные детективы Бабкин и Илюшин, таким авторитетом обладают две женщины - железная старуха и стальная дама без возраста. Вера Шишигина, бывшая директриса одной из четырех городских школ, и Кира Григорьевна - директриса действующая. Они "держат" город, разруливают конфликты, к ним стекается вся информация, и они же решают, с кем и какой частью этой информации поделиться. Сыщиков они... ну, не выгоняют из города, конечно, но мягко выпроваживают. А те, естественно, делают из этого целую цепочку ошибочных умозаключений.

Вообще, сыщики в этой истории не пришей кобыле хвост. Приехали, увидели, палец в рот положили, потупили, уехали. Даже о том, что серийные убийцы изредка орудуют парами, сыщики вспомнили не сразу. Как и додумались, что "пара" - это совсем не обязательно мужчина и женщина. Напоследок, правда, поучаствовали в погоне и задержании, но - в качестве служебных собак, которым показали нарушителя - вон он, вон он! - и дали команду "Фас". Кира Григорьевна и показала, когда им с Верой понадобились помощники, а прежний бессменный их соратник - Илья Щерба - освободил от бремени бытия убийцу-психопатку, откинувшуюся с зоны и бодро взявшуюся за старое, и добровольно сдался полиции.

Вообще, тема уголовно наказуемого деяния, которое по сути не является преступлением, - в романе сквозная. Илья Щерба остановил закоренелую преступницу, защищая близких людей, которым она угрожала. Ментальный инвалид Федя Буслаев - по описанию, аутизм + легкая УО - убил своих родителей. Садистов, которые его истязали, наслаждаясь безнаказанностью, ведь плохо говорящий пацан даже пожаловаться не сможет. Они только забыли, что у аутистов бывают приступы ярости, когда они не думают о последствиях.

И он же, выросший Федя, покончил с маньяком, защищая свою маленькую подружку Марту Бялик. Видно, планида у него такая - освобождать мир от чудовищ, принявших человеческое обличье...

...А унесла мертвое тело и уничтожила все улики река. Река - самостоятельный и очень яркий персонаж, как собор - в "Соборе Парижской Богоматери". Опасная, порожистая, она пощадила девочку Марту, спасающуюся от душегуба, и Федю, которому предстояло сыграть ключевую роль в последнем акте трагедии. Река помогла Кире спрятать труп серийного убийцы, которого они с Верой вычислили, а Кира убила, защищаясь, когда он застал ее за поиском улик в собственном доме. Река уничтожила все улики, способные погубить Федю, который спас ребенка и обезвредил маньяка, но в глазах закона это почему-то преступление. Как и то, что сделала Кира.

Но перед бывшим милиционером Бабкиным стеной встают хозяйки города. И он принужден отступить, оставить Федю в покое и признать, что в данном случае естественное право превыше юридической казуистики.

Я уже писала, что Елена Михалкова не чурается табуированных тем. В романе "Кто остался под холмом" такая табуированная тема - преобладание естественного права над писаными законами. Психопатка Тамара Раткевич, совершившая два жестоких преднамеренных убийства (а довести до конца третье ей помешали), оказалась на свободе всего через несколько лет и немедля взялась за старое. А потому что убийства первого и второго мужа не смогли доказать, а покушение на убийство дочери (на которую она планировала свалить смерть второго супруга) - осталось покушением: девушку спасли. В результате остановить женщину-монстра пришлось ее бывшему любовнику Илье Щербе, ценой свободы.

И многолетние истязания Феди оставались безнаказанными: все попытки учительницы защитить ученика разбивались о безупречный имидж "культурно-элитной" семьи. А когда Федя наконец постоял за себя сам, Кире пришлось годами скрывать его от правосудия...

Если в романе "Самая хитрая рыба" автор размышляет о темной стороне дружбы, то в "Кто остался под холмом" - о том, что дружба подчас бывает странной и неочевидной. Можно ли назвать старуху Веру Шишигину - Шишигу - и сменившую ее на посту директора Киру подругами? - Вряд ли. Можно ли назвать дружбой их сложные и конфликтные отношения, есть ли там вообще элемент взаимной привязанности? - Трудно сказать. Но именно две эти женщины стали союзницами в тайном и опасном деле, разделили бремя нескольких трудных решений, и именно они являются настоящей властью в городе. Без всякого соперничества, разделяя эту власть, а не конкурируя за нее.

И не случайно обе хозяйки Беловодья - не одиноки, нет! - самодостаточны. Как жрицы, давшие обет безбрачия в обмен на власть и могущество, или как некие мифические существа. Баба Яга - и вошедшая в возраст, заматеревшая Василиса Премудрая.

Большой плюс детективов Михалковой - ее преступники не "трагические непонятые личности", а чистое зло. И в финале зло обязательно наказывается.

В общем, рекомендую.