Если вы живете в большом городе, вы наверняка видели его сегодня по дороге на работу. Маленький, круглый автомобильчик, похожий на добродушного жука, который скромно жмется у обочины между внушительными кроссоверами. Daewoo Matiz второго поколения, который выпускали с 2005 по 2007 год, — это последний исконный «Матиз» перед тем, как бренд начал растворяться в концерне General Motors. Для России нулевых он стал больше чем машиной. Он был мечтой, первой новой иномаркой для многих семей, символом обретенной доступности автомобильной жизни. Он не обещал ничего лишнего: ни скорости, ни роскоши. Но он честно давал то, что было нужно, — мобильность. И за эту честность его до сих пор вспоминают с теплотой.
Эволюция дизайна и интерьера: шаг вперед или косметические изменения?
Со стороны новый Matiz казался свежим и современным. Дизайнеры поработали над его «лицом»: фары выросли в размере и стали выразительнее, решетка радиатора приобрела более солидную форму, а бамперы добавили ему визуальной солидности. Но в целом это было то же яйцо на колесах, просто слегка подправленное. Эта узнаваемая форма была не просто причудой художников — она позволяла выжать из крошечных габаритов максимум пространства для пассажиров. Однако под новыми пластиковыми нарядами скрывалась все та же проверенная платформа от предыдущей модели. Машина не стала ни длиннее, ни существенно шире. Это было скорее платье для старого друга, но, надо признать, ему оно шло.
Внутри тоже стало приятнее. Руль перестал быть прорезиненной палкой, его стало комфортнее держать. Приборная панель заиграла новыми, более четкими шкалами. Кнопки и регуляторы печки и магнитолы на центральной консоли наконец-то разнесли так, что их было трудно перепутать на ощупь. Качество пластика по-прежнему оставляло желать лучшего, он был твердым и простым, но уже не таким явно «бюджетным», как в моделях конца 90-х. Производитель даже давал немного свободы выбора, предлагая разные ткани для обивки сидений. Но общее впечатление оставалось неизменным: это была кабина простого рабочего инструмента, где все функционально и ничего лишнего.
Главным фокусом инженеров по-прежнему было пространство. И здесь они совершили маленькое чудо. Снаружи Matiz был совсем игрушечным, но внутри он умудрялся вместить четырех взрослых людей. Конечно, пассажирам на заднем диване при длительной поездке не позавидуешь, особенно если сидят двое рослых людей. Но для поездки по городу с семьей или с коллегами до метро — вполне сгодится. Эксперты издания «За рулем» в свое время точно подметили: «Основной козырь Матиза — рациональное использование объема. Несмотря на мизерные габариты, в нем на удивление просторно спереди, а сзади два человека помещаются без особых проблем, если передние пассажиры не слишком высокие». Багажник, конечно, был чисто символическим, но для пакетов с продуктами или пары рюкзаков его хватало. А если сложить заднее сиденье, можно было даже перевезти небольшой шкаф из Икеи, что для горожанина было ценным качеством.
Техническое наполнение и поведение на дороге: компромисс в чистом виде
Под капотом ничего принципиально нового не происходило. Сердцем автомобиля оставался тот же трехцилиндровый мотор объемом 0.8 литра, который выдавал 51 лошадиную силу. Его характерный, немного дребезжащий звук стал его визитной карточкой. С ним работали либо пятиступенчатая «механика», либо старый, но надежный четырехступенчатый «автомат». О быстрой динамике можно было забыть. Разгон до «сотни» занимал около 16 секунд, а с автоматом — и все 18. Обгон на трассе превращался в стратегическую операцию, требующую точного расчета дистанции. Но у этого мотора было огромное преимущество — он был прост как молоток. Его было почти невозможно убить, а обслуживание обходилось в копейки. Аппетит у малютки был тоже скромный: в городе он редко ел больше 7-8 литров бензина на сотню, что в эпоху растущих цен было решающим аргументом.
Поведение на дороге полностью соответствовало городской сущности машины. На ровном асфальте она была милой и послушной. Легкий руль и малые габариты делали ее королевой узких улиц и тесных парковок. Но стоило выехать на разбитую дорогу или трассу, как начинались компромиссы. Мягкая подвеска, хорошо справлявшаяся с мелкими кочками, на крупных неровностях вызывала кивки и раскачку. На скорости за 90 км/ч машина начинала чувствовать себя неуверенно: появлялся сильный шум, а руль становился излишне легким. Автомобильный эксперт Андрей Мягков как-то отметил: «На скорости за 90-100 км/ч машина чувствует себя неуверенно. Шумно, появляется плавность в рулевом, а на затяжных подъемах и при обгоне водителю приходится заранее просчитывать дистанцию из-за невысокой мощности мотора». Matiz честно предупреждал: его стихия — город, а не трасса.
Именно эта простота и стала залогом его феноменального долголетия. Владелец Matiz'а не боялся его сломать. Любая поломка была не катастрофой, а рядовым событием, которое решалось в ближайшем гараже за символические деньги. Запчасти были дешевы и доступны. Эта ремонтопригодность, унаследованная от подхода «сделай сам», в эпоху наступления сложной электроники стала его главным козырем. Для студентов, молодых семей и всех, кто не хотел или не мог тратить много на машину, он был идеальным выбором. Он прощал ошибки вождения и пренебрежение в обслуживании.
Место на рынке и наследие: почему Matiz запомнился именно таким
Matiz второго поколения появился в России в самый подходящий момент. Страна оправлялась от дефолта, народ богател и массово пересаживался с «Жигулей» на иномарки. Он был идеальным переходным звеном: новый, с гарантией, но по цене неплохого подержанного Ford Focus или Daewoo Nexia. Он отлично играл на поле против ВАЗ-2110 и «Калины», предлагая им иную философию: не динамику и ремонтопригодность в чистом поле, а городской комфорт, иной уровень сборки и статус «иномарки». Он стал автомобилем-учителем, на котором тысячи водителей впервые почувствовали, что значит ездить на чем-то, что не гремит и не требует постоянной возни с ключами.
Его судьба оказалась драматичной. Он стал лебединой песней самого бренда Daewoo в нашем понимании. Вскоре его сменил Chevrolet Spark, но это была уже немного другая, более глобальная и безликая машина. Matiz же остался в памяти как последний искренне корейский «малыш». Как писала автомобильный обозреватель Елена Лисовская: «Daewoo Matiz образца 2005-2007 годов — это яркий пример того, как незначительный рестайлинг может подарить старой модели вторую жизнь. Он удачно поймал волну потребительского спроса в странах с развивающейся экономикой, где цена и надежность значат больше, чем престиж или набор опций».
Сегодня этот автомобиль — живой памятник эпохе простых машин. Он не был лучшим, не был технологичным и уж точно не был престижным. Но он был честным. Он не притворялся тем, кем не был, и за это его прощали. Владельцы мирились с его недостатками, потому что он безотказно делал свою одну-единственную работу — возил из точки А в точку Б. В нашем мире, где автомобили превратились в сложные цифровые гаджеты, есть что-то трогательное в этой круглой машинке. Она напоминает о времени, когда машина была просто средством передвижения, а не предметом роскоши или средством повышения статуса. И пока он скромно ползет в плотном потоке, он по-своему побеждает.
Автоломбард: lombardnv.ru
Хотите узнать, как сэкономить на ремонте авто и всегда быть в курсе последних новостей автомира? Тогда подписывайтесь на Telegram-канал! Вас ждут полезные советы и интересные открытия!