Найти в Дзене

Большой Меншиковский дворец в Ораниенбауме. Шедевр Русского барокко.

Архитектурная доминанта Ораниенбаумского парка - Большой Меншиковский дворец. Он так же красив, как исторически ценен. Самый выдающийся из сохранившихся образец Петровского барокко. Менялись владельцы и архитекторы, вкусы и мода, эпохи и стили, а дворец величествен и красив, как прежде. Первый владелец, начавший его возводить в 1711 году - губернатор Ингерманландский (Ижорский), ближайший друг и соратник Петра Первого, граф (герцог) Священной Римской Империи, Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков. Почерк европейских архитекторов во дворце запечатлелся и грандиозность замысла. Лучшие зарубежные архитекторы были приглашены - Франческо Фонтана, Иоганн Шедель, Франческо Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди, Людвиг Бонштедт и многие другие. Присела на скамейку со стороны Южного двора, дожидаясь начала экскурсии по дворцу, подъехал паравозик к апельсиновому дереву с гербом Меньшикова, и я услышала аудиогида: «Обратите внимание, что на гербе Меншикова Александра Даниловича начер
Оглавление

История дворца Светлейшего князя.

-2

Архитектурная доминанта Ораниенбаумского парка - Большой Меншиковский дворец.

Он так же красив, как исторически ценен.

Самый выдающийся из сохранившихся образец Петровского барокко.
Менялись владельцы и архитекторы, вкусы и мода, эпохи и стили, а дворец величествен и красив, как прежде.

Первый владелец, начавший его возводить в 1711 году - губернатор Ингерманландский (Ижорский), ближайший друг и соратник Петра Первого, граф (герцог) Священной Римской Империи, Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков.

Почерк европейских архитекторов во дворце запечатлелся и грандиозность замысла. Лучшие зарубежные архитекторы были приглашены - Франческо Фонтана, Иоганн Шедель, Франческо Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди, Людвиг Бонштедт и многие другие.

-3

Присела на скамейку со стороны Южного двора, дожидаясь начала экскурсии по дворцу, подъехал паравозик к апельсиновому дереву с гербом Меньшикова, и я услышала аудиогида: «Обратите внимание, что на гербе Меншикова Александра Даниловича начертано «Ведёт доблесть, сопутствует удача».

Подошла, прочитала надпись по латыни; слово «фортуна» на всех языках звучит понятно. Надпись внизу:

-4
На гербе пять шлемов, всадник, золотой военный корабль, лев на задних лапах, два щита, маленькое сердце. Атрибуты, подчеркивающие титулы, доблесть и происхождение. Сердце на гербе особый знак, крайне редкий. Этим Меншиков подчеркнул любовь к императору и преданность.
-5

Смелый военачальник, Меншиков одерживал победы благодаря личной отваге и таланту. Историки утверждают, что характер имел противоречивый, за что и поплатился.

Южный двор украшают две симметричные колоннады, по ним иду во дворец:

-6

Конец сентября, погода тёплая, по парку приятно гулять, но посетить знаменитый дворец давно планы были.

-7

-8

Коснусь хронологии. Едва построив дворец, А. Д. Меншиков в 1727 году был сослан с семьей в Сибирь и почти на жил здесь.

Анна Иоановна переназначила дворец под государственные нужды.

Воскрес из забвения шедевр русского барокко при Елизавете Петровне. Дворец отдали во владение Петру Третьему. Довершать черты великолепного дворца принялся Ф. Б. Растрелли и А. Ринальди. Создали каскадные террасы с подпорными стенами и изысканными гранитными лестницами - это придало ещё большую выразительность парадному фасаду. На старинных гравюрах запечатлён облик дворца восемнадцатого века, канал с гаванью подходит почти к главному входу и лестницы другие:

-9

-10

В конце своего правления Екатерина Вторая пожаловала здание Морскому шляхетскому корпусу.

Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина Вторая. Портрет написан вскоре после ее прибытия в Россию. Фото автора.
Великая княгиня Екатерина Алексеевна, будущая императрица Екатерина Вторая. Портрет написан вскоре после ее прибытия в Россию. Фото автора.

Однако вскоре ее сын Павел Первый вернул Ораниенбауму статус великокняжеской летней резиденции и передал его наследнику престола великому князю Александру Павловичу, будущему императору. От старшего брата дворец перешёл к младшему великому князю Михаилу Павловичу, который в 1830 году дарит его своей супруге Великой княгине Елене Павловне. С ее именем связана целая эпоха в истории Ораниенбаума.

Великая княгиня Елена Павловна. Фото автора.
Великая княгиня Елена Павловна. Фото автора.

Над интерьерами в стиле неорококо работали: Л. Бонштедт, Г.Боссе. Г.-Г. Прейс.

С момента постройки дворец был разделён на две части - летнюю и зимнюю (отапливаемую), в дальнейшем - женскую и мужскую половины.

Центральная часть дворца, выполненная на голландский манер, служила для подсобных нужд и имела простую винтовую лестницу.

-13

Интерьеры. Парадная лестница.

Сначала, миную галлерею, проходим в вестибюль, затем по очень элегантной лестнице из бука на второй этаж. Лестница старинная, выполнена по рисункам Ф. Б. Растрелли русским краснодеревщиком Казанцевым в середине восемнадцатого века.

Специально для дворца привезли из Голштинии 150 брёвен из бука. Узорные резные завитки с растительными узорами, рокайлями и картушами не повторяются в рисунке.

-14

На потолке гипсовая лепнина оригинальна, с изображением вои *нских атрибутов.

-15

Весь дворец как будто пронизан стариной, впитавшей дух времени А.Меншикова, Петра Третьего, Екатерины Второй, императора Павла.

На фото хорошо виден узор «картуш», излюбленный декоративный прием  Растрелли. Фото автора.
На фото хорошо виден узор «картуш», излюбленный декоративный прием Растрелли. Фото автора.

Буфетная.

Во времена Меншикова помещение Буфетной представляло дворцовый кабинет, соединяющий восточную спальную часть дворца с сенцами.

В середине 18-го века служило камердинерской. После перестройки здесь обустроили Буфетную для подогрева пищи.

-17

Столовая.

-18

При Александре Меншикове на втором этаже в юго-западной части дворца располагались небольшие помещения спальных парадных комнат. В 1740-50 годы Ф. Б. Растрелли переоборудовал их на новый более модный манер - стены затянули цветными шёлковыми обоями, над дверьми повесили живописные полотна. Помещения принадлежали в середине восемнадцатого века Петру Фёдоровичу.

-19

-20

-21

Столовая и Буфетная появились на месте прежних покоев императора в 1852-54 годах, когда во дворце проживала Великая княгиня Елена Павловна, супруга Великого князя Михаила Павловича.

Авторство этих двух интерьеров принадлежит Людвигу Бонштедту.

По его приказу потолок перекрыли зеркальным сводом, проемы окон и дверей украсили эффектными резными наличниками, утонченными фигурками трубящих путти. Стены и свод декорировали лепными украшениями в стиле неорококо.

-22
Столик для ломбера выполнен в европейском варианте, он же использовался для игры в шахматы и шашки - на доске по десять клеток. Екатерина Вторая любила азартные игры. Если и садилась играть за ломбер, то ставились на кон только бриллианты.

Фото, представленные в статье, являются авторскими.

❤️Благодарю за прочтение. Рада лайкам, комментариям, донатам, Новым подписчикам.❤️