Найти в Дзене
Моторвед

ГАЗ-3106 «Атаман-2»: Мечта, которую вы не купили, но которую заслужили

Оглавление

В мире автомобилей есть серийные середнячки, которые возят нас за хлебом и на дачу. Есть роскошные иномарки, которые возят наш статус и невыплаченный кредит. А есть автомобили-призраки, автомобили-легенды, автомобили, глядя на которые, хочется сказать: «Ребята, вы вообще с какой планеты?» Именно к такой касте и принадлежит ГАЗ-3106 «Атаман-2» — русский ответ всему и сразу, особенно здравому смыслу.

Представьте себе девяностые. На улицах царит хаос, из колонок доносится «Ласковый май», а в гаражах Горьковского автозавода рождается нечто, что должно было перевернуть представление об отечественном автопроме. Рождается Атаман. Уже одно это имя чего стоит! Оно не обещает комфорта или экономичности. Оно обещает, что сейчас будет больно, но справедливо.

Внешность: От «Волги» с любовью и кувалдой

Если поставить обычную «Волгу» ГАЗ-31029 на стероиды и рассказать ей похабные анекдоты, получится «Атаман». Дизайн — это отдельная песня. Это не плавные обводы, это угловатые утверждения. Каждая линия словно говорит: «Я не вписываюсь в ваш поворот, и мне плевать». Массивный пластиковый бампер, от которого так и веет «заходи, попробуй», увеличенный клиренс и широченные колесные арки. Создавалось впечатление, что автомобиль спроектировали не инженеры, а скульптор, работавший исключительно зубилом.

Но главная фишка экстерьера — это дверь. Нет, не та, что открывается. Та, что НЕ открывается. Со стороны пассажира дверь была наглухо заварена. Попасть в салон можно было только с водительской стороны, через которую, к слову, нужно было перешагивать, как через порог русского терема. Почему? А потому что рама! Несущий кузов? Это для слабаков. «Атаман» был построен на раме, как настоящий внедорожник или, если угодно, небольшой танк. Эта конструктивная особенность и подарила ему тот самый «профиль сурового мужчины», когда водитель залазил в машину, а не садился.

-2

Салон: Аскетизм как высшая форма роскоши

Открыв (единственную) дверь, водитель попадал в мир, где все было подчинено функциональности. Пластик? Конечно, он был, и он скрипел, но скрипел с достоинством, словно напоминая о бренности бытия. Приборная панель была настолько прямой и угрюмой, что, кажется, на ней можно было рубить мясо. Зато спидометр заканчивался на 200 км/ч, что было прекрасным примером несбыточной мечты, ведь разогнать «Атамана» до такой скорости было равносильно подвигу.

Посадочные места напоминали не кресла, а троны из дерматина. Сидеть на них было по-царски жестко и прямолинейно. Про пространство сзади ходили легенды. Теоретически оно там было. Практически — попасть туда можно было только пройдя квест «перелезь через водительское кресло, не сломав ручку КПП».

Техническая начинка: Сердце зверя и его нрав

А вот здесь начиналась настоящая магия. Под капотом этого чуда инженерной мысли скрывался не какой-нибудь карбюраторный шептун, а настоящий ЗМЗ-406! Двухлитровый, шестнадцатиклапанный, с инжектором. По тем временам — просто космос. 150 лошадиных сил для России 90-х — это было как приручить дракона. Казалось бы, вот он, прорыв! Но не все так просто.

Мощный мотор был вставлен в тело, которое весило немало, а управлялось с упрямством буйвола. Заднеприводный «Атаман» с высоченным центром тяжести на гоночных скоростях превращался в большой, угловатый и очень непредсказуемый волчок. Входить в поворот на нем нужно было не просто осторожно, а с чувством глубокого уважения и, желательно, с запасом чистой одежды.

Зато полный привод! Да-да, у «Атамана-2» была модификация с подключаемым полным приводом. Это была не игрушка для поездок на пляж, а суровая необходимость, ведь после дождя на летней резине заднеприводный вариант мог развернуть на месте, даже если вы просто смотрели на лужу слишком уверенно.

-3

Наследие: Почему его нет в каждом гараже?

«Атаман-2» стал жертвой обстоятельств. Сложная и дорогая конструкция, рама, уникальные детали — все это делало его неконкурентным в эпоху, когда на рынок хлынули подержанные иномарки. Зачем платить за русскую экзотику, если можно купить японскую надежность? Вопрос риторический.

В итоге «Атаман» так и остался прекрасным, хоть и слегка безумным, экспериментом. Символом эпохи, когда можно было взять обычную «Волгу», дать инженерам волю и получить нечто абсолютно невообразимое. Увидеть его на улице сегодня — все равно что встретить динозавра. Это редкая, коллекционная, по-настоящему культовая машина.

Он не был комфортабельным, не был экономичным, не был практичным. Но он был характерным. Он был «Атаманом». И в этом его главная победа. Он напоминает нам, что иногда, чтобы создать нечто великое, нужно отбросить все правила, взять в руки кувалду и выковать свою легенду. Пусть даже с одной дверью и с вечной готовностью развернуться на 360 градусов просто потому, что сегодня вторник.

Подписывайтесь на канал t.me/good_bad_car