Найти в Дзене

Депортации русских стариков из Латвии...

Очень страшное слово - "депортация". Колючее, как та лагерная проволока, которая некогда окружала Саласпилсский концентрационный лагерь под Ригой, этот крупнейший нацистский концлагерь в Прибалтике, созданный гитлеровцами в годы войны. Ржавые куски этой проволоки я извлекал из песчаного грунта, когда занимался расследованием фашистских преступлений.

Этот концлагерь охраняли и злодействовали там латышские добровольцы-эсэсовцы. Нацистские нелюди, которых восхваляют и чтят в сегодняшней Латвии как "героических борцов за национальную независимость". В составе беспощадных карательных групп жгли они мирные белорусские деревни, расстреливали еврейские семьи, воительствовали в составе легиона SS. Идейные и кровные потомки этих "национальных героев", их наследователи сегодня открыто и с гордостью возлагают цветы к их памятным мемориалам, произносят во славу "подвигов" своих кумиров с рунами на касках пафосные речи. И этого им мало… Они теперь сами со страстью и наслаждением продолжают их черные дела.

На протяжении многих лет идет последовательная и упорная зачистка латвийской территории от неугодных, нелояльных, от русских. Строится моноэтничная "великая Латвия" для латышей. Для них "русский" - это не национальность, они считают это разновидностью болезни, которую следует лечить исключительно хирургическими методами: удалением и ампутацией.

И латышский язык здесь из обычного средства коммуникации, из способа общения между людьми превращается в убийственное оружие, которое разит неугодных поистине беспощадно. Под предлогом "укрепления позиций латышского языка" на протяжении многих лет осуществляется настоящий языковой террор, в ходе которого страдают, прежде всего, дети и старики.

Расчетливо не вспоминается, что в "страшные годы советской оккупации" никто не покушался на права латышей обучаться на своем родном языке. Латышское образование благополучно осуществлялось на всех уровнях, от начального до высшего. Везде имело место государственное двуязычие, все непременно дублировалось надписями по-латышски. За государственный счет развивалась национальная латышская литература, театр, культура, искусство. Выпускалась пресса, проводились научные исследования в Академии наук, плодотворно работал Институт латышского языка и литературы. Никого не преследовали и не гнали с позором с работы за незнание русской речи. Никого не штрафовали русские языковые инспекторы, которых просто не существовало, поскольку это было невозможно, немыслимо. Никто не унижал латышских стариков языковыми экзаменами и проверками. Знание или незнание русской речи являлось частным делом каждого, и советская власть относилась к этому предельно толерантно. Дивная "русская оккупация", не правда ли? Какие-то слюнявые, слабосильные оккупанты, которые, пытаясь заискивать перед гордыми "оккупированными" латышами, старательно сохраняли, лелеяли и берегли их культуру, взращивали национальную элиту, вкладывая в это благое дело немалые материальные средства. То-то эта элита потом за все сполна отблагодарила.

Иное дело теперь. Строя моноэтническое национальное государство, латышские "патриоты", подобно своим предкам-изуверам из гитлеровских sonderkommando, не знают пощады. Существовавшее не одно столетие русское образование безжалостно ликвидировано. Полностью, без остатка. И на его обломках торжествующе пляшут довольные варвары-нацисты.

Вот что открыто, не боясь для себя последствий и осуждения, пишет один из них: "Нужно выгнать эту русню из школ [имеются в виду русские дети из младших классов], если они не знают латышского. Это не наша проблема, что произойдет с выродками оккупантов! Пусть учат латышский год или пять частным образом за деньги своих тупых родителей или катятся к чертовой бабушке, нам все равно. Хватит нянчиться с дегенератами".

Как некогда заявил один из деятелей латышского национального движения Добелис: "Нам не нужно, чтобы вы знали наш язык. Нам нужно, чтобы вы знали свое место! Предельно четко и откровенно сказано, и с каким же одобрительным восторгом это было воспринято "патриотами" в качестве руководства к действию. Дети и старики, вот кто первыми традиционно становится жертвами нацистов, - беззащитные, слабые, безответные.

Теперь наступил очередной этап подавления русских жителей Латвии, тех людей, которые спокойно проживали в Латвийской ССР и после распада Советского Союза, не покидая своих домов и квартир, вдруг оказались на недружественной, зачастую враждебной к ним территории. В 1991 году бывших советских людей латышские политики разделили на "граждан" и "неграждан". И нашлось немало тех, кто не захотел получать сомнительный по своему статусу фиолетовый паспорт "негражданина Латвии", но предпочел сохранить свою духовную связь с историческим Отечеством, принял гражданство Российской Федерации, продолжая жить у себя дома, на родине, в Латвии.

Шли годы, десятилетия, и до поры этих людей латвийские власти не трогали, признавая за ними право доживать свой век в покое, поскольку основную часть российских граждан на латвийской земле составляли пенсионеры.

И вот теперь карающая лапа латышских нацистов настигла их. От этих несчастных решили избавиться, их решили, как ненужный мусор, вышвырнуть вон. За поводом к этому дело не стало. Использовался старый, верный и безотказный, как дубина, метод - хорошее знание латышского языка. И что за забота, что жертвами этих строгих экзаменационных проверок становятся престарелые, больные люди? Пощады им не дождаться. Вы говорите, что советская власть латышских стариков языковыми экзаменами не истязала? Это проблема слабохарактерной и мягкой советской власти. Латыши здесь оказались более продвинутыми пользователями удобных им, практичных и жестких законов. Не знаешь латышского языка? Пшел вон из Латвии!

Многие сочувствующие могут теперь явно, либо в душе, поддержать латышских нацистов. Действительно, ведь живешь много лет в Латвии. Почему же до сих пор не выучил благородный латышский язык?! Ты совсем тупой или же чванливый? Откуда такое неуважение к латышам, а также к их государственному языку?

Тут дело совсем не в уважении. Латвия - страна предельно неоднородная. Где-то латышский этнос, бесспорно, доминирует в местах общего проживания, где-то латышей почти не сыщешь.

Например, в восточных регионах, в Латгалии, есть населенные пункты, где русскоязычное население составляет свыше 80%. Латышского языка там почти не услышишь. Люди просто не воспринимают "валоду" как насущную для себя необходимость, поскольку негде и не с кем ее использовать по прямому назначению. И так ли уж стоит их винить, ссылаясь на "совесть" и трепетное "уважение к госязыку"?

Ведь Латгалия - это бывшая Витебская губерния, и при определенных исторических обстоятельствах она могла вполне оказаться частью современной Беларуси или же одним из регионов Российской Федерации. Русские живут там столетиями, и я лично знаю тех, кто прослеживает свои семейные исторические корни в тех местах еще с XVII века.

Та же столичная Рига почти наполовину населена русскоязычным населением. Этот город всегда, на протяжении всей своей многовековой истории, являлся многоязычным. Чисто латышским он никогда не был. И не будет никогда, уж вы мне поверьте. Имею вполне веские основания так заявлять.

В Риге с давних пор имеются районы, где русские традиционно доминируют. Например, знаменитый Московский форштадт, называвшийся так еще со времен Екатерины Великой. И пускай сегодняшние латвийские власти стыдливо переименовали его в "Латгальское предместье", все равно, этот район по-прежнему остается ненавистной латышским "патриотам" исконно русской Маскачкой. Помните, как в старой сказке: "Фу-фу-фу… Русским духом пахнет!"

Русские старики-пенсионеры годами живут здесь в своем замкнутом русскоязычном мирке. Ходят за нехитрой снедью в ближний магазинчик, сидя на скамеечке в зеленом сквере, общаются с такими же русскоязычными стариками. С латышским социумом они не пересекаются годами. Они живут только прошлым. И вот теперь их начинают жестко трясти на предмет владения "латвиешу валодой". Для пожилых людей это смерти подобно. Особенно, когда постоянно звучит реальная угроза быть депортированными за пределы родной страны, которой отдал многие десятилетия труда и жизни… Господа патриоты, одумайтесь! Проявите милосердие!

Отнюдь. Никакого милосердия по отношению "русским оккупантам". Ведь это мерзкие "ватники и колорады". Вспомните о сталинских депортациях латышского народа! Кто жалел несчастных латышей?!

Однако крайне любопытно, что об ужасах сталинизма, прикрывая ими остатки своей больной совести, зачастую зудят те, кто сам родился много-много лет спустя после смерти Сталина. Те, кто никогда не страдал от сталинских репрессий, мстят тем, кто в них не участвовал.

Читать далее: