Найти в Дзене
Интроспекция 🟡

Свобода не там, где мы привыкли ее искать

Сегодня все говорят о свободе — свободе слова, выбора, передвижения, самовыражения. Многие требуют её как нечто должное по факту рождения. Но часто за этим требованием скрывается не стремление к действию, а желание снять с себя ответственность Мы кричим о свободе, но редко готовы платить её настоящую цену — способность отвечать за последствия своих выборов Проще считать, что всё решают обстоятельства: правительство, эпоха, чужие связи, экономика, родители. Кто угодно — только не я. Так человек незаметно становится рабом внешнего мира. Он отказывается от силы влиять и взамен получает удобную роль жертвы В то время как настоящая несвобода начинается именно с этой мысли: «От меня ничего не зависит» Эпиктет:
«Желающее того, что зависит от него, — свободно; желающее того, что не зависит — раб» Ответственность — это то, что возвращает человеку власть над собственной жизнью. Когда человек перекладывает ответственность, он теряет даже возможность выбирать. Без неё свобода превращается в иллюзи
Оглавление

Сегодня все говорят о свободе — свободе слова, выбора, передвижения, самовыражения. Многие требуют её как нечто должное по факту рождения. Но часто за этим требованием скрывается не стремление к действию, а желание снять с себя ответственность

Мы кричим о свободе, но редко готовы платить её настоящую цену — способность отвечать за последствия своих выборов

Проще считать, что всё решают обстоятельства: правительство, эпоха, чужие связи, экономика, родители. Кто угодно — только не я. Так человек незаметно становится рабом внешнего мира. Он отказывается от силы влиять и взамен получает удобную роль жертвы

В то время как настоящая несвобода начинается именно с этой мысли: «От меня ничего не зависит»

Сергей Параджанов, кадр из фильма "Цвет граната"
Сергей Параджанов, кадр из фильма "Цвет граната"

Почему я считаю, что ответственность ядро свободы

Эпиктет:
«Желающее того, что зависит от него, — свободно; желающее того, что не зависит — раб»

Ответственность — это то, что возвращает человеку власть над собственной жизнью. Когда человек перекладывает ответственность, он теряет даже возможность выбирать. Без неё свобода превращается в иллюзию. Ведь любое действие требует признать: «Это зависит от меня»

Сартр говорил: «Человек осуждён быть свободным», имея в виду, что свобода не подарок, а бремя. Каждый наш выбор, даже самый мелкий, влечёт последствия, и никто — ни судьба, ни система — не избавит нас от них

Стоики говорили схожее, но другими словами. Все тот же Эпиктет писал: «Не события тревожат людей, а их мнения о событиях». То есть не обстоятельства решают, кем я стану, а моя способность реагировать

Ответственность, а за ней и свобода, начинаются именно там, где заканчиваются оправдания

Микеланджело, фрагмент "Сотворения Адама" — момент прикосновения: акт воли и пробуждения, дарующий человеку свободу в его действиях
Микеланджело, фрагмент "Сотворения Адама" — момент прикосновения: акт воли и пробуждения, дарующий человеку свободу в его действиях

Но я понимаю, что способность брать ответственность не возникает в вакууме. Ей предшествует внутренний рост — осознание себя как действующего, а не наблюдающего. Это момент, когда человек впервые различает: есть то, что подвластно мне, и то, что принадлежит миру и не поддается моему влиянию

И в этом различении рождается зрелость — не отрицание реальности, а принятие своей доли влияния в ней. Что вы думаете об этом?

Как свобода превратилась в паралич беспомощности

«Из всех уз, которыми человек себя связывает, самый прочный — страх бессилия».

— Камю, “Миф о Сизифе”

Когда человек убеждён, что от него ничего не зависит, возникает то, что психолог Мартин Селигман называл выученной беспомощностью. Это психологическое рабство, которое делает человека неспособным даже попробовать изменить хоть что-то

Такой человек живёт как будто в стеклянном колпаке: видит, что другие действуют, но сам не верит в возможность своего движения. Даже если шанс появляется — он его не замечает

Ему безопаснее страдать, чем рисковать действовать

Мне знакомо это состояние, именно поэтому я с уверенностью могу сказать, что жизнь в беспомощности — это не покой, а медленное самоотчуждение. Ты перестаёшь быть участником собственной судьбы

Эта акварельная иллюстрация, созданная Уильямом Блейком примерно в 1824–1827 годах, изображает сцену из «Божественной комедии» Данте Алигьери. На картине изображен гигант Антей, опускающий Данте и Вергилия в девятый, последний круг ада. Я выбрала это изображение, потому что жизнь в песпомощности вполне могла бы стать испытанием на одном из кругов Данте, если бы он писал свою Комедию в наши дни
Эта акварельная иллюстрация, созданная Уильямом Блейком примерно в 1824–1827 годах, изображает сцену из «Божественной комедии» Данте Алигьери. На картине изображен гигант Антей, опускающий Данте и Вергилия в девятый, последний круг ада. Я выбрала это изображение, потому что жизнь в песпомощности вполне могла бы стать испытанием на одном из кругов Данте, если бы он писал свою Комедию в наши дни

Интересно, что это чувство беспомощности редко бывает только личным. Оно часто передаётся культурно — как привычка полагаться на власть, систему, удачу, старших. Мы живём в обществах, где ответственность веками распределялась «сверху вниз»: за судьбы отвечали цари, боги, партии, родители. Так в каждой стране, в любом государстве, в цивилизациях и ныне существующих, и сгинувших в прошлом

Но это все еще не повод становиться героем высказывания Сенеки: "Мы не потому не осмеливаемся, что трудно, — трудно оттого, что мы не осмеливаемся. Немногих удерживает рабство, большинство за свое рабство держится"

Поэтому когда человек впервые говорит «это зависит от меня», он не просто делает личный выбор — он выходит из старой культурной матрицы зависимости

Ответственность как сила действия

«Не ты творишь мир, но тебе поручено продолжать творение».
— (переосмысление Бытия 2:15 — “возделывать и хранить сад”)

Когда человек готов взять ответственность, он не становится всемогущим — но перестаёт быть беспомощным. Ответственность не делает обстоятельства идеальными. Она просто возвращает тебе связь между действием и результатом, между «я» и «миром»

Картина «Сеятель» (1888) Винсента Ван Гога. Художник несколько раз возвращался к этому сюжету, так как считал его символом жизненного цикла, роста и надежды
Картина «Сеятель» (1888) Винсента Ван Гога. Художник несколько раз возвращался к этому сюжету, так как считал его символом жизненного цикла, роста и надежды

Даже если условия объективно сложные, ты можешь изменить траекторию своих шагов. Маленькие решения — не опускать руки, не искать виноватых, не сдаваться раньше времени — со временем складываются в новый сценарий жизни

Прекрасная гравюра «Ходогая на дороге Токайдо» японского художника Кацусики Хокусая, которая иллюстрирует один из самых глубоких символов восточной философии — путь, движение, практику, нрав, жизнь как процесс
Прекрасная гравюра «Ходогая на дороге Токайдо» японского художника Кацусики Хокусая, которая иллюстрирует один из самых глубоких символов восточной философии — путь, движение, практику, нрав, жизнь как процесс

Ответственность не гарантирует успех, но гарантирует движение. А движение — единственная форма жизни, в которой есть надежда. Согласитесь, фраза "Движение — жизнь!" в этом контексте играет совсем иначе

При этом ответственность не всегда индивидуальна. В зрелом обществе она разделена: каждый несёт свою часть — перед другими, перед средой, перед будущим. Ответственность не противопоставлена общности — напротив, она делает возможным доверие и сотрудничество. Ведь только тот, кто способен отвечать за себя, способен и быть надёжным для других

Отделяет ли ответственность от социума?

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
— (Послание к Галатам 6:2)

Это очень точное описание социальной ответственности без пафоса. Ответственность — это не совсем про личную эффективность, а скорее по эффективность общества в целом. Тот, кто не умеет быть ответственным за себя, неизбежно ищет виноватых. Тот, кто берёт ответственность — способен быть опорой для других

Картина Александра Дейнеки “Будущие лётчики” хорошо иллюстриурет мысль коллективной ответственности и надежды
Картина Александра Дейнеки “Будущие лётчики” хорошо иллюстриурет мысль коллективной ответственности и надежды

Ответственный человек не требует, чтобы кто-то «построил ему справедливый мир». Он строит его сам — в той мере, в какой может. А теперь представьте, что каждый в итоге строит мир сообща? Это и есть форма любви к миру — участие вместо обвинения

При этом не стоит путать просто деятельного человека с ответственно деятельным. Ответственность — это добродетель, такой человек всегда надежен, потому что осознает последствия своих действий и решает исходят из них в том числе

Ответственность для меня высшая форма свободы

Я твердо убеждена, что свобода — не в том, чтобы делать, что хочешь. Свобода — в том, чтобы хотеть того, что ты делаешь. Это знание стоиков, философов, да и любого, кто перестал ждать чуда и начал действовать

Картина Марка Шагала "Прогулка" — это прославление любви, в которой парящая над землей Белла символизирует счастье, преодолевающее повседневность и земное тяготение. Полет здесь является метафорой романтических чувств, а контраст между земным и небесным показывает свободу, которую дарит любовь. В картине также заложены дополнительные смыслы: синица в руке художника символизирует возможность жить и работать, а красная скатерть с яствами — свадебный пир и праздник любви. Любовь невозможна, если человек стремится обрести свободу через другого или хочет переложить свои тяготы на чужие плечи, поэтому я воспринимаю эту работу Шагала в том числе и как оду способности человека нести ответственность и через нее обретать такие блага, как любовь, свобода и счастье
Картина Марка Шагала "Прогулка" — это прославление любви, в которой парящая над землей Белла символизирует счастье, преодолевающее повседневность и земное тяготение. Полет здесь является метафорой романтических чувств, а контраст между земным и небесным показывает свободу, которую дарит любовь. В картине также заложены дополнительные смыслы: синица в руке художника символизирует возможность жить и работать, а красная скатерть с яствами — свадебный пир и праздник любви. Любовь невозможна, если человек стремится обрести свободу через другого или хочет переложить свои тяготы на чужие плечи, поэтому я воспринимаю эту работу Шагала в том числе и как оду способности человека нести ответственность и через нее обретать такие блага, как любовь, свобода и счастье

Порой можно позволить себе мысли в стиле Жан-Жака Руссо: «Свобода — это не право делать всё, что хочешь, а право не делать того, чего не хочешь». Но точно не стоит выворачивать ее до того, чтобы превращать свободу во вседозволенность

И, может быть, в этом и заключается настоящая свобода — не в одиночной борьбе или героизме, а в осознанном участии. В способности видеть себя частью большего — общества, истории, мира — и всё же не прятаться за их спины

«Бог дал человеку не свободу от, а свободу для»
— Николай Бердяев

Это ткань, на которой держится любое живое сообщество. Когда я сказала себе «я отвечаю», мир перестал быть враждебным. Он стал пространством, где я могу действовать, ошибаться, исправлять. Даже в самых ограниченных условиях появился воздух. А с ним — настоящая свобода

____________________________

Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛

Что еще интересного почитать:

Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале Интроспекция Нины. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру