Знаете ли вы, что в XIX веке девушки могли носить свадебный венец ещё год после свадьбы, до рождения первенца? И что любая крестьянка в ту пору могла позволить себе сшить венец из натурального жемчуга.
Подробно о головных уборах, о способах их изготовления и о том, как правильно носились и что обозначали узоры на кокошниках царской Руси, может рассказать Анастасия СЕМА из села Субботино Шушенского района.
Около пяти лет девушка увлекается головными уборами наших предков. Она не только может рассказать об истории того или иного изделия, она сама их делает.
В арт-резиденции «Субботинская земляника» Анастасия Викторовна неоднократно проводила мастер-классы для всех желающих. На них можно не только знания новые получить, но и примерить головной убор, и даже попробовать сделать какие-то его элементы.
– А началось всё с приглашения на ролевой фестиваль лучников, который регулярно проводят ребята из Единого портала ролевиков Хакасии и Красноярского края, – рассказывает Анастасия. – Инициативная молодёжь, любящая природу, хорошую музыку и яркие костюмы, собирается в течение лета, ребята шьют тематические наряды и весело проводят время, инсталлируя какие-нибудь компьютерные игры или события. Мне выпало стать лекарем. Сшила костюм, набрала целую сумку лекарств, – я же не знала, что они должны были быть не настоящими, а вымышленными. Словом, после этого мероприятия стала выполнять роль «полевого медика». Даже прошла курсы оказания скорой медицинской помощи. На таких событиях, как правило, собирается много народа. А так как народ у нас творческий, какими только изделиями не делятся мастера! Из кожи, меха, бересты, дерева, смолы... Вяжут, шьют, вышивают. А однажды меня попросили приготовить к очередному мероприятию мастер-класс по изучению головных уборов XIX века. В те времена головные уборы были либо европейские дорогущие, либо крестьянские, которые состояли из кусков ткани, по определённому способу замотанных вокруг головы. Чем-то такой головной убор напоминает мусульманский.
Не больше двух недель было у Анастасии, чтобы подготовиться к мастер-классу. Она сшила несколько простейших головных уборов и изучила массу исторической и художественной литературы, чтобы получить максимально подробные знания о головных уборах XIX века. Кстати, век был выбран не случайно!
– Именно они лучше всего сохранились, – уточняет Анастасия. – С XVIII века сохранилось очень мало головных уборов, ткани имеют свойство просто истлевать. А когда шла Великая Отечественная война, многие семьи головные уборы переплавили на золото и распороли жемчужные узоры. Приезжали перекупщики из Европы и покупали драгоценности по цене ведра картошки. Оставшиеся головные уборы хранятся в музейных или художественных экспозициях по всей стране. Самая знаменитая коллекция – головные уборы в собрании русской старины Н.Л. Шабельской. По ним сейчас и делают реконструкции.
Так, изучая различные музейные сайты и фотоархивы, Анастасия своими руками воссоздала упрощённый вариант московского кокошника XIX века. Он имеет высокую переднюю часть. Верхняя часть украшена изображением мирового древа, иногда на ней изображали славянскую богиню Макошь. Кстати, эти изображения женщины того времени тщательно прятали, так как церковь не одобряла подобные символы, считая их языческими.
Техника изготовления головных уборов того времени – сажение по бели. Это объёмная вышивка с использованием жемчуга, перламутра, самоцветных камней, бисера. Суть техники в том, что на ткань по определённому рисунку пришивается скрученная бель — шнур, а по нему пришивается жемчуг или другие элементы украшения. Настил может состоять из нескольких уровней шнура разной толщины — в готовом изделии жемчуг будет «парить» над тканью на высоте этого настила. Первые найденные вещи в этой технике датируются XI–XIII веками — это облачения священнослужителей и церковная утварь. Впоследствии сажение по бели пришло и в народную одежду, примерно в XVI веке.
– В XIX веке жемчуг в России был везде, во многих водоёмах водились моллюски. И совершенно любая крестьянка могла вышить себе жемчужный кокошник, – рассказывает Анастасия. – Цена его была близка к цене одной лошади. А жемчуг на Руси прокалывали при помощи конского волоса. Дело в том, что, когда жемчужину только извлекаешь из раковины, она ещё мягкая и хорошо прокалывается. Самым дорогим считался идеально круглый жемчуг. Проверяли это очень просто: жемчужину помещали на тарелку и слегка дули на неё. От лёгкого дуновения она должна была катиться. Такие головные уборы были в ходу до 1905 года.
На вышивку одного кокошника у Анастасии в общей сложности ушло восемь тысяч рублей и 72 часа работы. Но кропотливый труд мастерице нравится. Она с удовольствием может по несколько часов кряду заниматься любимым делом.
А основная её работа – школьный учитель. Анастасия Викторовна ведёт класс детей с отставанием в развитии. Работа сложная, но по-своему интересная.
– В Субботино с 18 лет живу, как обучение окончила, так и приехала, – говорит Анастасия. – Родом я из Шушенского, но возвращаться туда не хочу. Субботинские просторы мне милее. Здесь воздух свежий, места красивые, люди хорошие. Школу нашу люблю – коллектив здесь дружный и надёжный. А ещё у нас очень много творческих и самобытных людей. Не случайно артрезиденция пользуется такой популярностью у туристов. Здесь мы проводим мастер-классы по различным техникам вязания, шитья, ткачества и вышивки. Есть здесь и небольшой стенд моих рисунков – это тоже увлечение из детства.
В коллекции у Анастасии есть косники, венцы, рушники, накидки и многое другое. Костюм русской женщины она полностью сшила сама и мечтает ещё сделать не один кокошник. Возможно, это будет кичка – вытянутый кокошник, который носили женщины до конца XIX века. Из-за его необычной формы нужно было очень высоко держать голову при носке, чтобы кокошник не свалился. Именно оттуда пошло выражение «кичиться», то есть задирать нос.
– Благодаря интернету сегодня можно узнать столько интересного, – признается Анастасия Сема. – И не просто узнать, но и поделиться этими знаниями. Сейчас мы планируем организовать подобные мастер-классы не только для школьников, но и для родителей. Важно же сохранять семейные ценности, обычаи и традиции наших предков. Все, кому это интересно, могут приехать в наше село. Гостям мы всегда рады.