Найти в Дзене
Друг Истории

Сериал “Хроники русской революции”. Прототипы и персонажи. Полиция против революционеров. Исторические фантазии

На телевизионный экран вышел сериал “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского, посвященный периоду первой и второй русской революции. Кстати, упоминание в заголовке режиссера здесь добровольно-обязательно, поскольку читая одно название легко спутать художественное произведение со строго документальными хрониками. Мы действительно видим уникальные документальную хронику в этом сериале. Но, как и полагается, исторические события располагаются сюжетно в том порядке, который отвечает драматическим и комедийным задачам режиссера. Сценаристы Андрей Кончаловский и Елена Киселева. В ролях, Михаил Прохоров - Юра Борисов, Ариадна Славина - Юлия Высоцкая, Алексей Тихомиров - Никита Каратаев, Ленин - Евгений Ткачук, Николай II - Никита Ефремов, Гапон - Илья Крутояров. Правда, вымысел, впечатления, отзывы Машина времени сериала Историческая истина преподаётся часто в оригинально метафоричном виде. Так, комедию в зрелище этого киноромана вносит отличный шарж на Ленина в виде исполнения ег
Оглавление

На телевизионный экран вышел сериал “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского, посвященный периоду первой и второй русской революции. Кстати, упоминание в заголовке режиссера здесь добровольно-обязательно, поскольку читая одно название легко спутать художественное произведение со строго документальными хрониками. Мы действительно видим уникальные документальную хронику в этом сериале. Но, как и полагается, исторические события располагаются сюжетно в том порядке, который отвечает драматическим и комедийным задачам режиссера.

Сценаристы Андрей Кончаловский и Елена Киселева. В ролях, Михаил Прохоров - Юра Борисов, Ариадна Славина  - Юлия Высоцкая, Алексей Тихомиров - Никита Каратаев, Ленин - Евгений Ткачук, Николай II -  Никита Ефремов, Гапон - Илья Крутояров. Правда, вымысел, впечатления, отзывы
Сценаристы Андрей Кончаловский и Елена Киселева. В ролях, Михаил Прохоров - Юра Борисов, Ариадна Славина - Юлия Высоцкая, Алексей Тихомиров - Никита Каратаев, Ленин - Евгений Ткачук, Николай II - Никита Ефремов, Гапон - Илья Крутояров. Правда, вымысел, впечатления, отзывы

Машина времени сериала

Историческая истина преподаётся часто в оригинально метафоричном виде. Так, комедию в зрелище этого киноромана вносит отличный шарж на Ленина в виде исполнения его Евгением Ткачуком. Ленин здесь по своей нарочитой неправдоподобности превосходит разве что Григория Мелехова в последнем “Тихом Доне” (шутка). Первый блок – Часть первая и начало второй - четыре серии под общим названием “Рассвет” и "Распад" дают вполне отчетливое и нужное авторам впечатление о большевиках и прочих революционерах как о шобле злобных, мелких людишек. Для пущего эффекта Кончаловский приплетает подрывную деятельность большевика Красина к совместным с эсерами попыткам убить царя, хотя РСДРП такой “ерундой” принципиально не занималась. Помните знаменитое ленинское “Мы пойдём другим путём” после казни его брата-террориста? Режиссер 1937 года рождения здраво рассудил, что современная публика предмет “История партии” на экзаменах не сдавала.

Эсер Лютер (Александр Мизёв) объясняется по поводу взрыва в отеле Бристоль с социал-демократом Красиным (Алексей Гришин). Ист. https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3355236.html
Эсер Лютер (Александр Мизёв) объясняется по поводу взрыва в отеле Бристоль с социал-демократом Красиным (Алексей Гришин). Ист. https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3355236.html

Творческое воображение вообще способно делать чудеса. Начинаем смотреть сериал. Титры. - Гельсингфорс октябрь 1905г. Ограбление Госбанка в Гельсингфорсе группой латышских социал-демократов 13/26 февраля 1906г. машинкой времени смещается в кино на октябрь 1905 года. А вслед за ограблением сразу следует взрыв в отеле “Бристоль”, происшедший 26 февраля ст.ст. 1905г. Если первая перестановка, по идеологическим мотивам, нужна для демонстрации бандитской сущности революционеров, то вторая - взрыв в отеле - задает уже ключевую интригу сценария.

Взрыв в гостинице «Бристоль» в Петербурге. Рисунок из английского иллюстрированного издания. 1905 г.
Взрыв в гостинице «Бристоль» в Петербурге. Рисунок из английского иллюстрированного издания. 1905 г.

Общепринята версия, что эсер Макс Швейцер, проживающий по документам англичанина Мак-Куллона, был разнесён в клочья в результате неосторожного обращения с динамитом. Режиссёр выносит другой, конспиралогический, вердикт. А что, если Швейцера ещё до взрыва убил революционер-провокатор, стремящийся не допустить покушение на царя? Это мелочь, что, по мнению Охранки, в отеле “Бристоль” готовилось покушение на четырёх царедворцев, включая вел. Князя Владимира. Царь то звучит громче. Ниточка потянулась, выстраиваясь в политико-криминальный сюжет. Жанр есть жанр. Что ж, нам пора поговорить о прототипах главных героев, не упомянутых до сих пор.

Прототип главного героя - Михаила Прохорова

Воспоминания А.В.Герасимова "На лезвии с террористами" дают хорошее представление о борьбе с террористами в годы первой русской революции и позднее
Воспоминания А.В.Герасимова "На лезвии с террористами" дают хорошее представление о борьбе с террористами в годы первой русской революции и позднее

Итак, при просмотре сериала приходит мысль, что Андрей Кончаловский знакомился с мемуарами главы Петербургского Охранного отделения (в 1905-9гг.) А.В.Герасимова. Александр Васильевич Герасимов (1861-1944) и является исходным прототипом для главного героя сериала – начальника специального подразделения особого отдела Департамента полиции МВД Михаила Прохорова. Полковник Герасимов, правда, и годами, и чином несколько старше взлетевшего вдруг до подполковника Прохорова, но мы то говорим об историческом образе и характере. В первой серии Государю Прохорова рекомендует в октябре 1905г. генерал-губернатор Петербурга Трепов с тем, чтобы новое подразделение занялось политическим подпольем, (а не всякой ерундой).

Трепов (Александр Хованский) докладывает об ограблении Госбанка  императору. Трепов являлся генерал-губернатором Петербурга с 11 янв. по 26 окт. ст.ст 1905г. Одновременно с мая 1905 он был товарищем министра МВД - заведующим полиции
Трепов (Александр Хованский) докладывает об ограблении Госбанка императору. Трепов являлся генерал-губернатором Петербурга с 11 янв. по 26 окт. ст.ст 1905г. Одновременно с мая 1905 он был товарищем министра МВД - заведующим полиции

Ничего не удивляет? Говорить о создании в октябре 1905г. специального подразделения в Департаменте полиции, занимающегося исключительно политическим подпольем, поздновато и наивно. А чем же тогда занималась упомянутый в кино Особый отдел и Охранка много лет прежде? Ловили фальшивомонетчиков, конокрадов и легальных пропагандистов? Между прочим, настоящий Трепов предлагает занять пост главы Петербургской охранки начальнику Охранки Харькова Герасимову в феврале 1905г. В условиях начавшейся революции в столичной Охранке – то есть в политическом сыске - надо было навести элементарный порядок, адекватный чрезвычайной ситуации.

Впрочем, режиссер ориентируется на сериал “Демон революции” с похожим молодым героем – контрразведчиком Мезенцовым. Благо, политические герои - Ленин и Парвус - в обоих сериалах одинаковые. Для справки, – в столице работой против политического подполья занималась Петербургская охранка, а Особый отдел Департамента полиции играл роль информационного и координирующего органа в политическом сыске для всей империи. К слову, глава столичной Охранки Герасимов был приглашен к Государю на аудиенцию (знакомство) только на рубеже 1906/7 годов, тогда как молодой ротмистр Прохоров удостаивается этой чести при назначении в октябре 1905г.

Михаил Прохоров: "Это огромная честь, Ваше Императорское Величество". Вопрос о мундире Николая в этом диалоге взят из пристрастия императора к мундирам. В 2011г. Алишер Усманов (спонсор сериала) продавал ИД Коммерсант Михаилу Прохорову, возможно, отсюда фамилия главного героя. Станица Вешенская отсылка к роману "Тихий Дон"
Михаил Прохоров: "Это огромная честь, Ваше Императорское Величество". Вопрос о мундире Николая в этом диалоге взят из пристрастия императора к мундирам. В 2011г. Алишер Усманов (спонсор сериала) продавал ИД Коммерсант Михаилу Прохорову, возможно, отсюда фамилия главного героя. Станица Вешенская отсылка к роману "Тихий Дон"

Прототип для генерала Курловского

Фамилия Курловский – а это прямой начальник Прохорова – говорит сама за себя. Это - недвусмысленный намёк на Павла Григорьевича Курлова (1860-1923), именно он предпочтительный прототип антигероя сериала. С 1906г. бывший минский губернатор Курлов занимал высокие посты в Министерстве внутренних дел, в 1909-11гг. являлся товарищем министра внутренних дел - заведующим всей полицией. Царь видел в Курлове противовес “либералу” Столыпину.

В эмиграции Курлов издал мемуары, в которых вину за смерть Столыпина валит на Кулябко. В свою очередь, Курлова обвиняют в том, что он держал некомпетентного офицера во главе Охранки Киева. Современники пишут также, что Курлов имел обыкновение пускаться во все тяжкие – нарушать служебное положение, заниматься незаконными сделками, финансовыми аферами и т.п.
В эмиграции Курлов издал мемуары, в которых вину за смерть Столыпина валит на Кулябко. В свою очередь, Курлова обвиняют в том, что он держал некомпетентного офицера во главе Охранки Киева. Современники пишут также, что Курлов имел обыкновение пускаться во все тяжкие – нарушать служебное положение, заниматься незаконными сделками, финансовыми аферами и т.п.

По долгу службы Курлов отвечал за безопасность высоких особ при визите Царя и Столыпина в Киев в 1911г. Парадокс убийства Столыпина в киевском театре состоит в том, что председателя Совета министров убил агент киевской охранки Дмитрий Богров. Богрову удалось обмануть своего доверчивого шефа – главу киевской Охранки Кулябко. Молодой человек сказал подполковнику, что на высоких лиц готовится покушение. На него, Богрова, террористы выходили по старой памяти о его революционной деятельности. В конце концов, наслушавшись сказок, Кулябко по просьбе Богрова выдал ему билет на спектакль (у него их было 10 для Охранки), на котором присутствовали Царь и Столыпин. Всё-таки Кулябко постелил соломку на всякий случай, он сообщил об этом билете старшим “товарищам”, включая Курлова. А те не проявили беспокойства по поводу появления столь противоречивой личности в театре. Они даже толком не проверили сведения Дмитрия о его друзьях-террористах. Разумеется, Богров был результативным агентом, но всё ж таки речь шла о жизни не только Столыпина, но и Царя.

Несыпова Диана Владимировна «Убийство Столыпина Богровым в Киевском оперном театре» Столыпин скончался через 4 дня после покушения. Во время покушения он разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и графом И. Потоцким, земельным магнатом.
Несыпова Диана Владимировна «Убийство Столыпина Богровым в Киевском оперном театре» Столыпин скончался через 4 дня после покушения. Во время покушения он разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В. Б. Фредериксом и графом И. Потоцким, земельным магнатом.

За два дня до казни Богров вдруг сообщил, что к убийству его принудили революционеры, которые раскрыли его провокаторскую деятельность. Ему предложили или смерть как предателя, или до 5 сентября для искупления вины убить кого-нибудь из высших особ, предпочтительней, Кулябко. “Увы”, Богров не смог поднять руку на своего киевского шефа. Оказавшись, наконец, в театре 1 сентября, он узнал в лицо Столыпина и стреляет два раза в него. Разумеется, в сериалах “Исторические хроники” и “Столыпин” зритель видит не совсем такого Богрова, не сомневающегося упёртого юношу, а сумасбродного фанатика-фаталиста, жаждущего действия и играющего в русскую рулетку (последнее - вымысел). Тем не менее в 4 серии Лютер, видимо, по тайному наущению Курловского, как раз и разоблачает в провокаторстве Богрова и предлагает тому убить Столыпина.

Лютер пугает Богрова (Фрол Фролов) карандашом. Богрова  за смертоубийство казнили по приговору военно-окружного суда, а не по указанию Курловского, как в сериале
Лютер пугает Богрова (Фрол Фролов) карандашом. Богрова за смертоубийство казнили по приговору военно-окружного суда, а не по указанию Курловского, как в сериале
Фото Карла Булла у Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади - Около 1903 г. Сценаристы указали время покушения на Столыпина весна 1911!!!! Начало 5 серии. Обычное головотяпство, ляпы и  недосмотр исторических сериалов
Фото Карла Булла у Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади - Около 1903 г. Сценаристы указали время покушения на Столыпина весна 1911!!!! Начало 5 серии. Обычное головотяпство, ляпы и недосмотр исторических сериалов

Только почему-то в титрах открыто пишут, что покушение на Столыпина состоялось весной 1911г., а не 1 сентября 1911г. Далее спецслужбист Прохоров мчится взламывать сейф премьера в Зимнем дворце, хотя рабочий кабинет Столыпина в 1907-11гг. находился в Елагином дворце. Вскоре Прохоров заставляет Курловского застрелиться, обвинив его в смерти Столыпина. Настоящий же разиня Курлов отделался всего лишь отставкой, подав прошение сразу после покушения.

Прохоров Курловскому (Иван Мартынов): "Ты, сука, убил своего министра и просто великого человека." Столыпин совмещал должность председателя Совета министров с постом министра внутренних дел. Герасимов пользовался доверием (взаимно) Столыпина
Прохоров Курловскому (Иван Мартынов): "Ты, сука, убил своего министра и просто великого человека." Столыпин совмещал должность председателя Совета министров с постом министра внутренних дел. Герасимов пользовался доверием (взаимно) Столыпина

Прототипы революционера Лютера

Но кто ж такой Лютер? Это полностью выдуманный персонаж революционера? Нет, не совсем, его образ скорее собирательный. Судя по тому, что в 1906г. Лютер расправляется с попом Гапоном, его исходным прототипом является эсер Петр Рутенберг (1878-1942), чьи действия по удушению поп-провокатора точно воспроизведены в третьей серии. Рутенберг был давним знакомым Гапона. Он шёл с ним впереди на шествии Кровавого воскресения 9 января 1905г., намереваясь убить царя, когда тот выйдет к народу. Перед залпом по толпе Рутенберг заставил лечь Гапона, чем спас ему жизнь. А потом ножницами обрезал ему бороду для маскировки. В сериале ножницы превратились в острый карандаш, которым Лютер ловко расправляется со своими жертвами.

Петр Моисеевич Рутенберг, видный эсер, организатор ликвидации Гапона, впоследствии отметился в сионистском движении
Петр Моисеевич Рутенберг, видный эсер, организатор ликвидации Гапона, впоследствии отметился в сионистском движении

Вторым исходником для Лютера является ныне всем известный провокатор Охранки Азеф (1869-1918), глава Боевой организации эсеров. В паре с последним “наш” Курловский также находит свой второй прототип в Петре Рачковском (1851-1910), завербовавшем Азефа. В 1885-1902 Рачковский заведовал иностранной агентурой Полиции, а в 1905-6гг. был вице-директором Департамента Полиции – заведующим её политической частью, то есть был формальным начальником Герасимова-Прохорова. В таковом качестве он ратовал за внедрение Гапона в революционную среду в 1906г. и чуть не погиб вместе с ним. Герасимов спас его от покушения эсеров, предупредив об опасности. Впрочем, не своей близорукостью привлёк внимание он Кончаловского.

Встреча после побега Лютера и Курловского на Лазаревском кладбище. Третья серия.  Персонажи символизируют попытки взять под контроль революционное движение. https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3355236.html
Встреча после побега Лютера и Курловского на Лазаревском кладбище. Третья серия. Персонажи символизируют попытки взять под контроль революционное движение. https://cyber.sports.ru/cinema/blogs/3355236.html

До сих пор не укладывается в голове, как секретный агент Охранки Азеф посмел организовать убийство премьер-министра Плеве 15/28 июля 1904г. Будучи не в силах объяснить такое нахальство, грешат на тайное соучастие в этом деле его первого шефа Рачковского (1893-1899) и второго - Зубатова (1900-1903), которые имели обиды на Плеве. Третьего шефа – Ратаева (1903-5гг.) подозрениями не трогают, хотя именно “в его время” Азеф “отбился” от рук. Дальше – больше. 4/17 февраля 1905 с ведома Азефа был убит Великий Князь Сергей Александрович!! Четвертым шефом провокатора в 1905г. – после смерти Великого Князя стал опять Рачковский, пятым в 1906г. - Герасимов. Во всяком случае, откровенно “безобразничать” при них Евно Азеф прекратил. Что касается настоящих начальников Особого отдела, в который приходит в 1905г. в сериале Прохоров, то служака Макаров ни с какого бока в прототипы Курловского не годится, а о мимолётном Тимофееве вообще ничего неизвестно.

Пётр Иванович Рачковский - предшественник Курлова в прототипах для Курловского
Пётр Иванович Рачковский - предшественник Курлова в прототипах для Курловского

В 1918г. (13 серия) чудесно выживший Лютер всплывает как бы в виде левого эсера Вячеслава Александровича (1884-8 июля 1918), заместителя председателя ВЧК, связь последнего с англичанами - творческий домысел. Но в 14 серии вдруг перевоплотившийся люцифер Лютер уже не Александрович, а типа бывший террорист Яков Петерс (не путать с Лацисом - см. подпись под фото!), который сообщает, что Александровича расстреляли.

Яков Христофорович Петерс (1886-1938),  помощник Дзержинского. Еще один прототип Лютера. Помимо прочего, член Британской социалистической  партии, член лондонской группы Социал-демократии Латышского края. Арестовывался в Лондоне в 1910 по подозрению в причастности к убийству полицейских во время попытки ограбления.   Сущая находка для Кончаловского
Яков Христофорович Петерс (1886-1938), помощник Дзержинского. Еще один прототип Лютера. Помимо прочего, член Британской социалистической партии, член лондонской группы Социал-демократии Латышского края. Арестовывался в Лондоне в 1910 по подозрению в причастности к убийству полицейских во время попытки ограбления. Сущая находка для Кончаловского

Вымышленные персонажи Ариадны Славиной и Алексея Тихомирова моего исторического внимания не привлекают. Их задача любить и быть рядом с важными персонажами. Тихомиров показывает эволюцию взглядов некого революционера-интеллигента (пианиста) - соратника Ленина, Славина - смену партнеров под видом роковой женщины. После 1917г. она начинает смахивать на авантюристку Марию Будберг (1892-1974), завязанную личными отношениями с Горьким и послом Локкартом.

О Тихомирове и Славиной, а также о немецких деньгах Ленину и Сталине подробнее здесь

О настоящих героях и прототипах Прохорова, о войне 1914 года, Распутине, Ленине и других стоит поговорить еще в этом очерке

Очерк включен в подборки Исторические сериалы и Русское революционное движение - до 1917 года блога Друг Истории.

Признателен за лайки и подписку, а также донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №387, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК