На телевизионный экран вышел сериал “Хроники русской революции” Андрея Кончаловского, посвященный периоду первой и второй русской революции. Кстати, упоминание в заголовке режиссера здесь добровольно-обязательно, поскольку читая одно название легко спутать художественное произведение со строго документальными хрониками. Мы действительно видим уникальные документальную хронику в этом сериале. Но, как и полагается, исторические события располагаются сюжетно в том порядке, который отвечает драматическим и комедийным задачам режиссера.
Машина времени сериала
Историческая истина преподаётся часто в оригинально метафоричном виде. Так, комедию в зрелище этого киноромана вносит отличный шарж на Ленина в виде исполнения его Евгением Ткачуком. Ленин здесь по своей нарочитой неправдоподобности превосходит разве что Григория Мелехова в последнем “Тихом Доне” (шутка). Первый блок – Часть первая и начало второй - четыре серии под общим названием “Рассвет” и "Распад" дают вполне отчетливое и нужное авторам впечатление о большевиках и прочих революционерах как о шобле злобных, мелких людишек. Для пущего эффекта Кончаловский приплетает подрывную деятельность большевика Красина к совместным с эсерами попыткам убить царя, хотя РСДРП такой “ерундой” принципиально не занималась. Помните знаменитое ленинское “Мы пойдём другим путём” после казни его брата-террориста? Режиссер 1937 года рождения здраво рассудил, что современная публика предмет “История партии” на экзаменах не сдавала.
Творческое воображение вообще способно делать чудеса. Начинаем смотреть сериал. Титры. - Гельсингфорс октябрь 1905г. Ограбление Госбанка в Гельсингфорсе группой латышских социал-демократов 13/26 февраля 1906г. машинкой времени смещается в кино на октябрь 1905 года. А вслед за ограблением сразу следует взрыв в отеле “Бристоль”, происшедший 26 февраля ст.ст. 1905г. Если первая перестановка, по идеологическим мотивам, нужна для демонстрации бандитской сущности революционеров, то вторая - взрыв в отеле - задает уже ключевую интригу сценария.
Общепринята версия, что эсер Макс Швейцер, проживающий по документам англичанина Мак-Куллона, был разнесён в клочья в результате неосторожного обращения с динамитом. Режиссёр выносит другой, конспиралогический, вердикт. А что, если Швейцера ещё до взрыва убил революционер-провокатор, стремящийся не допустить покушение на царя? Это мелочь, что, по мнению Охранки, в отеле “Бристоль” готовилось покушение на четырёх царедворцев, включая вел. Князя Владимира. Царь то звучит громче. Ниточка потянулась, выстраиваясь в политико-криминальный сюжет. Жанр есть жанр. Что ж, нам пора поговорить о прототипах главных героев, не упомянутых до сих пор.
Прототип главного героя - Михаила Прохорова
Итак, при просмотре сериала приходит мысль, что Андрей Кончаловский знакомился с мемуарами главы Петербургского Охранного отделения (в 1905-9гг.) А.В.Герасимова. Александр Васильевич Герасимов (1861-1944) и является исходным прототипом для главного героя сериала – начальника специального подразделения особого отдела Департамента полиции МВД Михаила Прохорова. Полковник Герасимов, правда, и годами, и чином несколько старше взлетевшего вдруг до подполковника Прохорова, но мы то говорим об историческом образе и характере. В первой серии Государю Прохорова рекомендует в октябре 1905г. генерал-губернатор Петербурга Трепов с тем, чтобы новое подразделение занялось политическим подпольем, (а не всякой ерундой).
Ничего не удивляет? Говорить о создании в октябре 1905г. специального подразделения в Департаменте полиции, занимающегося исключительно политическим подпольем, поздновато и наивно. А чем же тогда занималась упомянутый в кино Особый отдел и Охранка много лет прежде? Ловили фальшивомонетчиков, конокрадов и легальных пропагандистов? Между прочим, настоящий Трепов предлагает занять пост главы Петербургской охранки начальнику Охранки Харькова Герасимову в феврале 1905г. В условиях начавшейся революции в столичной Охранке – то есть в политическом сыске - надо было навести элементарный порядок, адекватный чрезвычайной ситуации.
Впрочем, режиссер ориентируется на сериал “Демон революции” с похожим молодым героем – контрразведчиком Мезенцовым. Благо, политические герои - Ленин и Парвус - в обоих сериалах одинаковые. Для справки, – в столице работой против политического подполья занималась Петербургская охранка, а Особый отдел Департамента полиции играл роль информационного и координирующего органа в политическом сыске для всей империи. К слову, глава столичной Охранки Герасимов был приглашен к Государю на аудиенцию (знакомство) только на рубеже 1906/7 годов, тогда как молодой ротмистр Прохоров удостаивается этой чести при назначении в октябре 1905г.
Прототип для генерала Курловского
Фамилия Курловский – а это прямой начальник Прохорова – говорит сама за себя. Это - недвусмысленный намёк на Павла Григорьевича Курлова (1860-1923), именно он предпочтительный прототип антигероя сериала. С 1906г. бывший минский губернатор Курлов занимал высокие посты в Министерстве внутренних дел, в 1909-11гг. являлся товарищем министра внутренних дел - заведующим всей полицией. Царь видел в Курлове противовес “либералу” Столыпину.
По долгу службы Курлов отвечал за безопасность высоких особ при визите Царя и Столыпина в Киев в 1911г. Парадокс убийства Столыпина в киевском театре состоит в том, что председателя Совета министров убил агент киевской охранки Дмитрий Богров. Богрову удалось обмануть своего доверчивого шефа – главу киевской Охранки Кулябко. Молодой человек сказал подполковнику, что на высоких лиц готовится покушение. На него, Богрова, террористы выходили по старой памяти о его революционной деятельности. В конце концов, наслушавшись сказок, Кулябко по просьбе Богрова выдал ему билет на спектакль (у него их было 10 для Охранки), на котором присутствовали Царь и Столыпин. Всё-таки Кулябко постелил соломку на всякий случай, он сообщил об этом билете старшим “товарищам”, включая Курлова. А те не проявили беспокойства по поводу появления столь противоречивой личности в театре. Они даже толком не проверили сведения Дмитрия о его друзьях-террористах. Разумеется, Богров был результативным агентом, но всё ж таки речь шла о жизни не только Столыпина, но и Царя.
За два дня до казни Богров вдруг сообщил, что к убийству его принудили революционеры, которые раскрыли его провокаторскую деятельность. Ему предложили или смерть как предателя, или до 5 сентября для искупления вины убить кого-нибудь из высших особ, предпочтительней, Кулябко. “Увы”, Богров не смог поднять руку на своего киевского шефа. Оказавшись, наконец, в театре 1 сентября, он узнал в лицо Столыпина и стреляет два раза в него. Разумеется, в сериалах “Исторические хроники” и “Столыпин” зритель видит не совсем такого Богрова, не сомневающегося упёртого юношу, а сумасбродного фанатика-фаталиста, жаждущего действия и играющего в русскую рулетку (последнее - вымысел). Тем не менее в 4 серии Лютер, видимо, по тайному наущению Курловского, как раз и разоблачает в провокаторстве Богрова и предлагает тому убить Столыпина.
Только почему-то в титрах открыто пишут, что покушение на Столыпина состоялось весной 1911г., а не 1 сентября 1911г. Далее спецслужбист Прохоров мчится взламывать сейф премьера в Зимнем дворце, хотя рабочий кабинет Столыпина в 1907-11гг. находился в Елагином дворце. Вскоре Прохоров заставляет Курловского застрелиться, обвинив его в смерти Столыпина. Настоящий же разиня Курлов отделался всего лишь отставкой, подав прошение сразу после покушения.
Прототипы революционера Лютера
Но кто ж такой Лютер? Это полностью выдуманный персонаж революционера? Нет, не совсем, его образ скорее собирательный. Судя по тому, что в 1906г. Лютер расправляется с попом Гапоном, его исходным прототипом является эсер Петр Рутенберг (1878-1942), чьи действия по удушению поп-провокатора точно воспроизведены в третьей серии. Рутенберг был давним знакомым Гапона. Он шёл с ним впереди на шествии Кровавого воскресения 9 января 1905г., намереваясь убить царя, когда тот выйдет к народу. Перед залпом по толпе Рутенберг заставил лечь Гапона, чем спас ему жизнь. А потом ножницами обрезал ему бороду для маскировки. В сериале ножницы превратились в острый карандаш, которым Лютер ловко расправляется со своими жертвами.
Вторым исходником для Лютера является ныне всем известный провокатор Охранки Азеф (1869-1918), глава Боевой организации эсеров. В паре с последним “наш” Курловский также находит свой второй прототип в Петре Рачковском (1851-1910), завербовавшем Азефа. В 1885-1902 Рачковский заведовал иностранной агентурой Полиции, а в 1905-6гг. был вице-директором Департамента Полиции – заведующим её политической частью, то есть был формальным начальником Герасимова-Прохорова. В таковом качестве он ратовал за внедрение Гапона в революционную среду в 1906г. и чуть не погиб вместе с ним. Герасимов спас его от покушения эсеров, предупредив об опасности. Впрочем, не своей близорукостью привлёк внимание он Кончаловского.
До сих пор не укладывается в голове, как секретный агент Охранки Азеф посмел организовать убийство премьер-министра Плеве 15/28 июля 1904г. Будучи не в силах объяснить такое нахальство, грешат на тайное соучастие в этом деле его первого шефа Рачковского (1893-1899) и второго - Зубатова (1900-1903), которые имели обиды на Плеве. Третьего шефа – Ратаева (1903-5гг.) подозрениями не трогают, хотя именно “в его время” Азеф “отбился” от рук. Дальше – больше. 4/17 февраля 1905 с ведома Азефа был убит Великий Князь Сергей Александрович!! Четвертым шефом провокатора в 1905г. – после смерти Великого Князя стал опять Рачковский, пятым в 1906г. - Герасимов. Во всяком случае, откровенно “безобразничать” при них Евно Азеф прекратил. Что касается настоящих начальников Особого отдела, в который приходит в 1905г. в сериале Прохоров, то служака Макаров ни с какого бока в прототипы Курловского не годится, а о мимолётном Тимофееве вообще ничего неизвестно.
В 1918г. (13 серия) чудесно выживший Лютер всплывает как бы в виде левого эсера Вячеслава Александровича (1884-8 июля 1918), заместителя председателя ВЧК, связь последнего с англичанами - творческий домысел. Но в 14 серии вдруг перевоплотившийся люцифер Лютер уже не Александрович, а типа бывший террорист Яков Петерс (не путать с Лацисом - см. подпись под фото!), который сообщает, что Александровича расстреляли.
Вымышленные персонажи Ариадны Славиной и Алексея Тихомирова моего исторического внимания не привлекают. Их задача любить и быть рядом с важными персонажами. Тихомиров показывает эволюцию взглядов некого революционера-интеллигента (пианиста) - соратника Ленина, Славина - смену партнеров под видом роковой женщины. После 1917г. она начинает смахивать на авантюристку Марию Будберг (1892-1974), завязанную личными отношениями с Горьким и послом Локкартом.
О Тихомирове и Славиной, а также о немецких деньгах Ленину и Сталине подробнее здесь
О настоящих героях и прототипах Прохорова, о войне 1914 года, Распутине, Ленине и других стоит поговорить еще в этом очерке
Очерк включен в подборки Исторические сериалы и Русское революционное движение - до 1917 года блога Друг Истории.
Признателен за лайки и подписку, а также донаты на развитие канала) Душин Олег ©, Друг Истории №387, следите за анонсами публикаций на Tелеграмм канале Друг Истории и в группе ВК