Найти в Дзене

Почему российских айтишников нанимают за рубежом?

Оглавление

Компании по всему миру ищут удаленных работников. Во времена, когда россиян отказываются обслуживать банки, рестораны и иностранные консульства - почему наши айтишники все еще в топе по найму за границей?

Отрывок из исследовательской работы ForgeHive

Для начала разберемся, из чего состоит «профиль» программиста

Чтобы иностранная компания нажала «hire», у кандидата обычно должно совпасть четыре вещи:

  1. Зарплата/цена — адекватная для бюджета заказчика
  2. Навыки и практики программирования — владение современными стеками, опыт CI/CD, тестирования, модульной архитектуры
  3. Корпоративная культура — умение работать в гибких, прозрачных процессах (Agile, OKR, ретроспективы и т.д.)
  4. Готовность работать удалённо / гибко — реальная доступность для международных проектов и удобные юридические формы сотрудничества.

Если все четыре пункта «чекнуты», найм почти неизбежен — заказчик видит низкий риск интеграции и экономическую выгоду.

Теперь — как выглядит рынок и почему россияне оказываются в выигрыше.

В исследованиях выделяют три больших источника IT-кадров: США, Китай и Индия. Хотя JetBrains россию не считает, согласно отчету РУССОФТ, численность разработчиков ПО у нас - около 830 тыс. человек, что поставило бы страну на пятую строчку в мировом рейтинге. В рамках этой статьи будем считать, что потенциал для экспорта примерно одинаковый или хотя бы на относительно одном уровне. Но как с реализацией?

1. Цена

По данным снова того же JetBrains, медианная годовая зарплата разработчика в США в 2024 г. составляла $133 080 — более чем вдвое выше средней по миру.

Почасовые ставки сеньор-разработчиков в США в аутсорсе — порядка $75–135/час, тогда как аналогичный уровень в Восточной Европе оценивают в $35–50/час. Для бизнеса это простая арифметика: за ту же сумму можно привлечь несколько зарубежных инженеров вместо одного американца.

Российские инженеры в среднем получают около 176 000 ₽ в месяц (≈25–30 тыс. $ в год по оценкам РУССОФТ), что ставит их на один уровень с коллегами из Индии и Южной Африки. При таком раскладе американские программисты становятся невыгодными не только для иностранных заказчиков, но, порой, и для отечественных фирм.

2. Корпоративная культура

Стоит отметить, что в этом и следующем аспекте, США исторически задают стандарты — open-source, Agile/Scrum, DevOps, CI/CD, горизонтальная иерархия и т.д. — эти практики были введены американцами, но теперь служат «эталоном» для остальных.

Но настолько ли для всех? Китайская культура бизнеса богатая на неформальные связи (феномен guanxi): много процессов выстроено вокруг личных взаимоотношений и гибридных практик документооборота. В сочетании с политикой техно-национализма и высокой степенью локализации ПО это означает, что китайцы преимущественно работают на китайцев и хорошо понимают только друг друга. Некоторые молодые специалисты даже проходят специальные курсы, чтобы научиться выражать свои мысли так, как этого требуют англоговорящие коллеги.

Индийские компании часто формально декларируют плоские структуры и Agile, но на практике сохраняются высокая дистанция власти, склонность к подчинению и привычка «угождать» менеджменту. Это выливается в осторожность при инициативе со стороны разработчиков, сложности с управлением ожиданий (например, невозможность завести разговор о нереалистичных сроках), регулярные недопонимания в коммуникации и scope creep — постоянные правки, приводящие к фрагментарному коду и техническому долгу.

Культура имеет прагматическое значение: если команда не умеет документировать решения, не готова к прозрачным процессам и не участвует в открытом взаимодействии - она хорошо работать не будет. В России же, бигтех за 10-20-е годы успешно все это ввёл: Яндекс, Сбер и другие крупные игроки переняли и масштабировали западные продуктовые и HR-практики.

3. Навыки и практики программирования

Мы уже поняли, что для успешного трудоустройства "стек" должен быть составлен с учетом американских стандартов.

Индия долгое время именно так и делала. И поэтому оставалась главным поставщиком дешёвых аутсорс-услуг. Спустя время, конечно, образовались проблемы: джунов учили на краткосрочных курсах, кодить они умели только шаблонные компоненты и "нормально" справлялись только с рутинными задачами низкого уровня. Зато на JavaScript-е! Добавим к этому проблемы с коммуникацией и менеджментом, а также высокую плотность дефектов, слабую модульность, плохую документация и отсутствие хорошего тестирования у части подрядчиков. Всё это снижает доверие к индийским подрядчикам в сложных международных проектах.

Китай - строит техно-национализм. Их экосистема опирается на локализованные архитектуры и закрытые платформы — взять только пример языка Cangjie и привязки к HarmonyOS от Huawei, у которых ограничена экосистема библиотек, а сама платформа, по большей части, замкнута на устройствах Huawei. Есть конечно и удачные примеры - тот же Vue.js показал себя как глобально хорошую альтернативу React. Но дальше дело не пошло: ПО с более высоким уровнем абстракции уже вызывает трудности при попытке продать его международным клиентам. У ERP-систем, сайтов, ботов или приложений те же guangxi вызвали отличия в архитектуре, адаптация которых просто не стоит свеч.

Российские же разработчики чаще других демонстрируют «сильную математическую базу» и способность решать нетривиальные задачи, при этом следуя западным стекам, методологиям и практикам open-source.

Почему так вышло?

Тут конвейер несколько иной, чем «вот диплом — и ты профи», что превалирует на Западе. В России большая доля ИТ-специалистов пришла в отрасль не через профильный вуз: по данным HeadHunter 2022, 66% работающих IT-специалистов не имеют профильного диплома; при этом активно растёт онлайн-обучение — примерно 30% новичков обучались на онлайн-платформах. А на всех ютубах, StackOverFlow и других ресурсах, конечно, большая часть ответов будет от англо-говорящего, западного сообщества - значит их стек и практики-то и усвоятся. То есть многое в профессиональном стеке — результат самообразования, буткемпов, участия в open-source и практической работы, а не формального университетского курса.

4. Желание работать удаленно

Тут уже все гораздо проще: следствие вытекает из описанных выше причин.

США: большинство разработчиков работает на внутреннем рынке и на транснациональные компании; работать где-то еще они не захотят, потому что зарплаты будут априори ниже "домашних".

Китай: сильная фокусировка на внутренней экосистеме и идеологические/инфраструктурные предпосылки ограничивают массовую работу на иностранцев; если на родине и так не хватает рук - мало кто будет заморачиваться с поиском работы за рубежом.

Индия: ориентирована на зарубежных заказчиков, но при этом заняла нишу массового, низко- и средне-квалифицированного аутсорса.

Россия: значительная доля разработчиков готова к удалённой работе. РУССОФТ говорит, что полностью удалённо уже работают больше трети; А еще юридические формы оформления работы (самозанятость, договоры подряда) делают сотрудничество с зарубежными заказчиками удобным и даже, иногда, более привлекательным, чем обычное трудоустройство. Не забываем и про цены: российские зарплаты, в сравнении с мировыми, почти самые низкие - поэтому работа "где угодно еще" может оказаться выгоднее.

Что это значит для работодателя? (и для российского рынка)

Итог логичен: западная компания, выбирая между дорогим локальным инженером, дешёвым но проблемным подрядом и относительно дешёвым, высококвалифицированным российским специалистом, зачастую отдаёт предпочтение последнему. Меритократия и производительность в ИT чаще перевешивают национальные стереотипы: если человек и команда доказали свою эффективность — национальность отходит на второй план.

Авторы статьи решили проверить все эти гипотезы на практике — создали ForgeHive, онлайн-агентство по разработке коммерческого ПО, ориентированное на международный рынок. Формат проекта позволил собрать доказательную базу: от интервью с заказчиками и разработчиками до реальных сделок и проверки спроса на российских инженеров в США, Европе и ОАЭ. ForgeHive позиционирует российские команды как сочетание квалификации, западных практик и экономической эффективности — именно то, что ищут зарубежные заказчики.

Хотите почитать исследование целиком? Напишите нам.

А также, если у вас есть потребность в ПО на заказ любой сложности.