Найти в Дзене

Омск. Из 2025-го в 1950-е

Продолжаем изучать историю нашего города по старым фотографиям! Поехали! 1. Строительство трамвайной линии на улице Жукова Снимок сделан от перекрёстка с улицей Маяковского, вид в сторону центра. За прошедшие годы здесь изменилось всё! Даже название улицы. До 1975 года улица называлась Лагерная. Вся старая застройка снесена, по левой стороне вместо домов появилась широкая проезжая часть. Интересно, что трамвай должен был появиться в Омске ещё в 1911-1912 годах. Тогда Дума активно занималась этим вопросом: уже были подготовлены проекты трамвайной сети, линий электрического освещения, составлены сметы на строительство и последующее обслуживание. Даже была утверждена стоимость проезда и определены льготные категории граждан. В 1912 году в Думу обратился начальник землемерного училища. Под строительство училища был выделен земельный участок в Казачьем форштадте, который очень не понравился руководству учебного заведения. Начальник просил выделить другое место, так как добираться было сло

Продолжаем изучать историю нашего города по старым фотографиям! Поехали!

1. Строительство трамвайной линии на улице Жукова

1959 год
1959 год
2025 год
2025 год

Снимок сделан от перекрёстка с улицей Маяковского, вид в сторону центра.

За прошедшие годы здесь изменилось всё! Даже название улицы. До 1975 года улица называлась Лагерная.

Вся старая застройка снесена, по левой стороне вместо домов появилась широкая проезжая часть.

Интересно, что трамвай должен был появиться в Омске ещё в 1911-1912 годах. Тогда Дума активно занималась этим вопросом: уже были подготовлены проекты трамвайной сети, линий электрического освещения, составлены сметы на строительство и последующее обслуживание. Даже была утверждена стоимость проезда и определены льготные категории граждан.

В 1912 году в Думу обратился начальник землемерного училища. Под строительство училища был выделен земельный участок в Казачьем форштадте, который очень не понравился руководству учебного заведения. Начальник просил выделить другое место, так как добираться было сложно, дороги крайне плохи, кругом темнота.

С похожим ходатайством обратился и другой горожанин, который арендовал землю для своих "предпринимательских" дел в Казачьем форштадте. Он просил снизить арендную плату, так как в период распутицы совершенно не было никакой возможности добраться до его торговой точки. Предприниматель из-за этого терял клиентов и деньги.

Но господин Кабалкин (это тот самый, который проживал в доме с современным адресом Думская, 3, и был гласным городской Думы), на оба обращения дал решительный ответ: скоро по Перевозной улице ( это Масленникова) пойдёт трамвай и будет построена линия электрического освещения, поэтому плату за землю ни в коем случае нельзя снижать, и начальнику училища тоже роптать не стоит. В ближайшей перспективе это будут самые востребованные участки.

Но, как мы с вами знаем, первый трамвай появился в Омске лишь в 1936 году. И по Перевозной он никогда не ходил. И землемерное училище так и не было построено. Весь период своего существования оно было вынуждено снимать помещения.

Все проекты остались только на бумаге и теперь хранятся в архивах.

2. Пушкина, 101

1956 год
1956 год
2025 год
2025 год

Четырёхэтажка только-только построена, ещё видны строительные леса. Рядом старый деревянный домик, в котором располагался милицейский участок. На углу с улицей Маяковского виден ещё один старый дом - здание Николаевского приходского училища.

3. Школа 85 на улице Фрунзе

1955 год
1955 год
2025 год
2025 год

Недавно делала публикацию с фотосравнениями Привокзального посёлка, там есть снимок школы 87. Тот же самый проект, те же годы строительства.

Красивый ажурный забор до наших дней не сохранился. Ворота, выходящие на улицу Фрунзе перенесли на дворовую часть.

4. Улица Ленина

1954-1955 г.
1954-1955 г.
2025 год
2025 год

Колонны с фонарями у памятника исчезли, так же, как и вазоны на парапете. Сквер обрёл другое "лицо". Впрочем, как и сама улица. Люди по проезжей части теперь не гуляют, да и лошадок с телегами больше не встретишь.

5. Фрунзенский спуск

Фото 1953-1958 г.
Фото 1953-1958 г.
2025 год
2025 год

Чем сильнее изменилось настоящее, тем интереснее вспомнить прошлое🙂 Это место стало резко меняться в конце 80-х, когда началось строительство Фрунзенского моста.

На месте современной автомобильной развязки когда-то стоял старинный дом, называемый горожанами "замком". Он действительно был похож на замок. Вот снимок этого объекта поближе ⬇️

1978 год
1978 год

Дом был построен богатым человеком Самуилом Рувимовичем Алчедаевским. На чём он сделал первоначальный капитал не известно, но в городские справочники начала ХХ века он попал как крупный владелец частных бань. Его бани находились рядом с домом, на берегу Оми. Сохранился старый снимок⬇️

1920-1930 г.
1920-1930 г.

Вот эти одноэтажные строения и были банями. Как видно, они не имели изысканную архитектуру, как, например, бани Коробейникова.

Повторить старый кадр уже нет никакой возможности, во-первых, здесь появился мост, а, во-вторых, всё очень плотно заросло деревьями.

Особняк и бани забрали у владельца в 1924 году, куда он сам делся - неизвестно. В доме разместили инфекционную больницу, после 1968 года в здании обосновался центр научно-технической информации. В банях разместили автохозяйство, позже мастерские "Омскгоррекламы". Всё простояло до 1984 года.

*Источник старых снимков pastvu.com. Все новые фотографии мои.