Найти в Дзене
Михаил Солодилов

Анализ фильма "Обыкновенные люди", 1980 г.

Обладатель премии «Оскар», актер и режиссер Роберт Редфорд, скончался 16 сентября 2025 года в возрасте 89 лет. Он стал звездой Голливуда в конце 1960-х годов, а затем снялся в десятках художественных фильмов. Умер во сне, в своем доме на горнолыжном курорте в штате Юта. Его постоянная коллега Джейн Фонда отдала дань уважения словами: «Сегодня утром меня охватило сильное потрясение, когда я узнала, что Боба больше нет. Я не могу перестать плакать. Он очень много значил для меня и был прекрасным человеком во всех отношениях. Он отстаивал Америку, за которую мы должны продолжать бороться». Барбра Стрейзанд, опубликовала длинное заявление, в котором, в частности, говорилось: «Боб был харизматичным, умным, впечатлительным, всегда интересным — и одним из лучших актёров в мире. В последний раз, когда я его видела, он пришёл на обед, мы обсуждали искусство и решили отправить друг другу наши первые рисунки. Он был уникальным, и я так благодарна за возможность работать с ним». В 1980 году Редфо
Роберт Редфорд с Мэри Тайлер Мур
Роберт Редфорд с Мэри Тайлер Мур

Обладатель премии «Оскар», актер и режиссер Роберт Редфорд, скончался 16 сентября 2025 года в возрасте 89 лет. Он стал звездой Голливуда в конце 1960-х годов, а затем снялся в десятках художественных фильмов. Умер во сне, в своем доме на горнолыжном курорте в штате Юта. Его постоянная коллега Джейн Фонда отдала дань уважения словами: «Сегодня утром меня охватило сильное потрясение, когда я узнала, что Боба больше нет. Я не могу перестать плакать. Он очень много значил для меня и был прекрасным человеком во всех отношениях. Он отстаивал Америку, за которую мы должны продолжать бороться». Барбра Стрейзанд, опубликовала длинное заявление, в котором, в частности, говорилось: «Боб был харизматичным, умным, впечатлительным, всегда интересным — и одним из лучших актёров в мире. В последний раз, когда я его видела, он пришёл на обед, мы обсуждали искусство и решили отправить друг другу наши первые рисунки. Он был уникальным, и я так благодарна за возможность работать с ним». В 1980 году Редфорд стал Режиссером фильма «Обыкновенные люди», за который получил «Оскар» в номинации «Лучший Режиссер». Годом позже он основал Институт Сандэнс, который поддерживал независимых кинематографистов за пределами мейнстримного Голливуда.

 За месяц до начала съёмок у Тимоти Хаттона умер отец. Критики считают, что именно поэтому у него так удалась роль: он не играл, он по-настоящему переживал. Немудрено, что дебют – и сразу «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
За месяц до начала съёмок у Тимоти Хаттона умер отец. Критики считают, что именно поэтому у него так удалась роль: он не играл, он по-настоящему переживал. Немудрено, что дебют – и сразу «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.

На фильм «Обыкновенные люди» я вышел случайно, переходя по ссылкам в Википедии. Фильм оказался чрезвычайно интересным и достойным анализа. В обеспеченной семье Джарреттов из пригорода Чикаго случается беда: старший из двух сыновей преуспевающего адвоката погибает в результате несчастного случая. Его выживший брат Конрад настолько тяжело воспринимает эту трагедию, что пытается покончить с собой. Он испытывает чувство вины за то, что не может заменить родителям Бака — гордость и надежду семьи. Я почитал мнения разных психологов, многие приписывают главному герою ПТСР – посттравматический синдром.

Чтобы помочь сыну, его отец Кэлвин предлагает мальчику посещать сеансы психотерапии у доктора Бергера. Бергер пытается научить Конрада справляться со своими эмоциями, а не подавлять их. Психоаналитически, суицидальная попытка и депрессивное состояние вызвано чувством вины, за символическое «убийство» брата. Утрата значимого объекта в психической реальности считывается как убийство и доктор Бергер помогает разорвать эту связь. Бергер показывает эффективность своей терапии, после которой Конрад словно оживает. Конфликт между братьями скорее всего был заложен заранее и это связано с отношением матери.

В фильме здорово противопоставляется благополучное, но стерильное жилье Джарретов и кабинет доктора Бергера, слегка захламленный, но живой и уютный. Режиссер визуальным языком показывает, как мать главного героя ставит приоритеты, заботясь о внешнем больше, чем о состоянии близких. Мне показалось, что это отличный режиссерский ход. Интересно, что этот же дом через несколько лет станет площадкой для съемок «Рискованный бизнес» с Томом Крузом. Возможно, главный пострадавший в этой драме не подросток, а его мать, которой действительно нужна поддержка и помощь. Она стала вытеснять переживания, не проживать их, а уходить в что-то искусственное, выдуманное. Фильм оказался очень интересным и он заслуживает обязательного просмотра!

Роберт Редфорд
Роберт Редфорд