Я часто задаюсь вопросом - почему мы начали изучать иностранные языки в 5 классе, учили язык в школе 5 лет, в техникуме или в ВУЗе учили ещё 4-5 лет, НО так и НЕ заговорили свободно на иностранном языке?
И очень многие делали успехи в изучении языка, имели приличный запас слов, получали пятёрки, участвовали в языковых школьных олимпиадах, могли переводить слова песен, понимать фразы из мультфильмов, например. Но так и НЕ заговорили свободно.
А так же, есть и такие, кто много лет занимались с репетиторами, посещали языковые курсы, но через какое-то время стали забывать язык...
И знания, полученные за годы изучения языка, свелись к минимальному набору слов и фраз.
Почему так?
В школе у меня была пятёрка по английскому языку. Когда проводили эксперимент с экзаменом по выбору, я выбрала английский язык. И получила на экзамене пять.
У меня были очень сильные учителя. И всего два раза поменялся учитель. А не каждые три месяца, как в нынешнее время.
Я знаю такие случаи, когда в школе вообще нет учителей иностранного языка.
Сейчас правда можно пройти онлайн - курсы преквалификации, и таким образом часто закрывают пробел в дефиците учителей иностранного языка.
Но, сами понимаете, что это не выход, и это не даст даже базовых знаний.
А всего лишь формальное затыкание кадровой дыры.
Далее, когда я училась в техникуме ( потом несколько лет в институте, который я бросила) у меня тоже была пятерка по английскому языку.
Сейчас, в университете у меня тоже пятерка по английскому языку.
Хотя от тех полученных в школе знаний, а они были довольно глубокие и прочные, почти ничего не осталось.
Всё забывается. Тут и возраст, и то что прошло очень много лет, и ухудшение памяти сказывается.
Мой муж тоже очень хорошо учился и имел по английскому языку пятёрку.
И тоже на выбор сдавал в школе экзамен по английскому языку.
И тоже получил пять. И когда учился в Университете, тоже имел оценку пять в дипломе.
Его знания я оцениваю гораздо выше своих.
Муж, на мой взгляд, сильно занижает свои способности ( ох уж этот перфекционизм😉).
Я вижу, что он меньше забыл язык, чем я. Лучше воспринимает английскую речь на слух.
Но он не может преодолеть этот внутренний барьер и начать говорить на английском. Нам есть с кем говорить. У нас есть приятели американцы.
Хочу заметить, что американский английский это совсем не британский английский.
Фильмы на сербском телевидении про мисс Марпл это олицетворение чистого английского, без этих *рэканий*.
Мне на слух легче воспринимать британский английский, который более мягче, более звучнее. Я его хоть как-то понимаю.
Когда я пытаюсь общаться с американцами, я вспоминаю этот Ералаш.
Прикрепила ссылку😁
Потому что уметь читать и переводить тексты это совсем не значит уметь понимать речь на слух.
Сейчас, когда мне 51 год, и когда мы живём в Сербии второй год, я подошла к тому, что мне нужно учить английский язык.
О нашей жизни в Сербии я пишу здесь.
Сербский язык, само собой нужно учить, потому что это язык нашей жизни.
А вот учить английский язык это абсолютно моё желание.
У меня есть несколько личных причин.
Как бы не был сербский язык похож с русским языком( всё же это группа славянских языков), но это другой язык.
И я это поняла ещё до переезда в Сербию, когда я изучала болгарский язык.
Не знаю, какого лешего распускали сплетни о том, что я учу эстонский язык ( он и венгерский самые сложные языки, на мой взгляд),,
когда я учила болгарский. И я даже писала об этом.
С чего началась моя любовь к изучению английского языка в школе? Расскажу.
Когда я закончила пятый класс и мы сдали учебники в конце года, нам сразу выдали некоторые учебники за шестой класс.
Среди новых учебников был учебник английского языка и была книга для внеклассного чтения по английскому языку.
И моя любовь к чтению сыграла свою роль.
Я начала листать книгу для чтения и увидела, что в этой книге опубликованы отрывки из известных английских произведений, которые невозможно было тогда найти в советских библиотеках.
Началось всё с ,,Джейн Эйр".
Я начала читать и переводить отрывки. Пользуясь словариком.
Сначала переводила медленно, потом всё быстрее и легче. По ходу чтения текста я запоминала многие новых слов.
Я просто обожаю это произведение.
Джейн Эйр это мой самый любимый женский образ.
А совсем не Скарлетт О*Хара, как почему-то решили знатоки моей жизни.
Я смотрела в 80-х фильм ,,Джейн Эйр" с прекрасными английским актёрами Зила Кларк и Тимоти Далтон.
Я просто обожаю их!
Этот фильм тогда потряс меня! Пейзажами, декорациями и костюмами, которые передавали ту английскую атмосферу, актёрской игрой, захватывающим сюжетом, музыкой.
Английское кино снимали в чисто английском стиле. Какая-то своеобразная манера съёмки. Британские фильмы были похожи на телеспектакли, но не только с павильонной съёмкой в декорациях, но и со съёмкой на природе, в открытом пространстве. От этого веяло уютом и своеобразной атмосферой, что создавало у зрителя совершенно другое восприятие кино.
И я до сих пор помню тот ужас, который я испытала в эпизоде, когда хохотала сумасшедшая миссис Рочестер. Я долго потом боялась входить в тёмную комнату😊
Вот так, обычное желание прочитать главы из редкой книги ,,Джейн Эйр" прекрасной английской писательницы Шарлотты Бронте, разбудило во мне любовь к изучению английского языка. За лето я прочитала всю книгу для внеклассного чтения на английском языке. Что очень положительно сказалось на моих дальнейших оценках и знаниях.
Но я навсегда запомнила то, что любое изучения для меня будет продуктивным только тогда, когда мне не будет скучно.
Я ненавижу рутину, ненавижу однообразие, мне надоедает монотонность, и я теряю даже самый сильный интерес к чему либо, если мне это делать скучно.
Нет, я совсем не утверждаю, что учить что-то нужно в сопровождении клоунов и комиков-стендаперов.
Но как по мне, то процесс обучения должен быть интересным. И только тогда будет результат.
Мой муж другой человек. Он сторонник заунывной монотонности, человек железных вековых привычек и правил.
Если уж начал идти к чему-то, то будет идти невзирая на скуку и рутину. Потому что он Телец. А я Лев. Мы разные.
Немножко из старых публикаций.
Я поняла, что мне проще учить язык с учителем. Самостоятельное изучение языка не приносит мне ожидаемых результатов.
Мне нужен человек, который направляет меня. Самостоятельную работу с приложениями для заучивания слов я воспринимаю просто как упражнения для пополнения словарного запаса.
И когда ты учишь язык сам, то ты не всегда будешь учиться по графику, хоть камни с неба, как говорится.
То устала, то плохо себя чувствуешь, то нет настроения. то ещё что-то.
А с учителем иначе, есть ответственность.
Но учителя тоже разные. Тут тоже нужно совпасть.
Я вот учила сербский язык с учителем-сербом. Хороший, добрый человек. Но я не понимала, что я должна делать. Не понимала методику, структуру урока.
А не понимать, что я должна делать я могу и самостоятельно, бесплатно. Поэтому я перестала заниматься сербским с учителем.
Когда ты живёшь в этой языковой среде, ты рано или поздно выучишь язык. Ну уж на начальном уровне 100 процентов.
Я даже не представляю, как люди живут в Сербии по 7-10 лет, но так и не говорят на сербском. И совсем не умеют писать.
Сейчас я занимаюсь английским языком с учителем. И хочу вам сказать, что мне проще учить английский, чем сербский!
При том, что сербский очень похож с русским языком.
А знаете почему? Потому что у меня хорошая база в изучении английского. Пусть даже и подзабытая. А если есть база, то всегда будет проще, чем с нуля.
Когда я в первый раз созванивалась со своим нынешним учителем английского, он мне сразу задал несколько вопросов:
1. Зачем я хочу учить английский? Какая у меня цель? Какая мотивация?
Если ,,для себя и для души", то он даже не будет начинать уроки. Потому что такой подход к изучению языка обречён. Должна быть конкретная и реальная мотивация, учить так, чтобы понимать и говорить, используя язык в повседневной жизни. Иначе он просто не нужен. А петь песни на английском можно и не зная язык.
Я много лет назад довольно долго ходила на курсы французского языка. Который я очень скоро забыла. Напрочь. Без ежедневной языковой практики с носителем языка так ПРОИЗОЙДЁТ ВСЕГДА, пустая трата времени, усилий и денег.
2. Готова ли я заниматься английским не менее года? Иначе результат не будет виден.
Мои ответы устроили учителя. И мы начали заниматься.
Конкретно простым русским людям очень сложно достигнуть успехов в изучении языков потому что конкретно такая категория людей НЕ ИМЕЕТ возможности путешествовать, жить в других странах, чтобы тренировать языковую практику с носителями языка.
Мы, простые люди, всегда жили в изоляции от других стран. Сначала железный занавес, отсутствие финансовых возможностей. Потом не стало этого железного занавеса, но так и не появилось этих финансовых возможностей. Ну, а если и появились эти финансовые возможности, то стало, как сейчас стало. Это просто стало бессмысленным и ненужным, зачем тратить себя на то, что бессмысленно?
Если вы хотите начать учить язык, то проанализируйте свои возможности и свою мотивацию.
Возраст совершенно не имеет значения, если вам это нужно и интересно.
Детям это просто необходимо.
Я задала вопрос Искусственному интеллекту о том, как грамотно подойти к изучению языка. Вот что он мне выдал. Почти всё это мне озвучил мой учитель на вводном уроке.
- Определить чёткую цель. Ясная цель помогает сохранять мотивацию, особенно в трудные моменты.
- Использовать структурированный подход. Регулярность важнее длительности занятий. Короткие (15–30 минут в день) занятия намного эффективнее, чем редкие многочасовые уроки.
- Разнообразить форматы обучения. Чередовать учебники с видео, подкастами, чтением и другими формами обучения. Монотонность быстро утомляет, а разнообразие помогает сохранить интерес и увлечённость процессом.
- Отслеживать прогресс. Вести дневник успехов — записывать новые слова, грамматические правила, выполненные задания. Так можно видеть результаты и тем самым подкреплять мотивацию заниматься дальше.
- Выбирать интересные материалы. Учить английский через то, что нравится. Это могут быть сериалы с субтитрами, песни с анализом текста, новости или профессиональная литература.
- Не бояться совершать ошибки. Помните, что ошибки — это часть обучения. Чем больше практикуешься, тем быстрее преодолеешь языковой барьер.
- Заниматься с преподавателем. Записаться на занятия с преподавателем, который будет указывать на ошибки. Это поможет исправить недочёты в реальном времени и не закрепить вредные привычки.
Этот пост не является конкретной инструкцией. Это просто мой опыт и мои наблюдения и выводы. Возможно, они будут кому-то полезны.
И помните.
Возраст никогда не должен быть препятствием на пути к знаниям, к саморазвитию, на пути к своей мечте и к своим целям.
Вы это и есть ваша вселенная.
Это большое заблуждение думать, что если тебе уже за 45(48,50,54 и т.д.), то уже поздно.
Никогда не поздно, пока мы живы и хотим жить!
Берегите себя и своих любимых.
Благодарю ВАС за всё.
Ваша Белая ворона💖