«Игаркино зимовье» упоминали в своих путевых дневниках и отчетах еще участники Великой Северной экспедиции — лейтенант Харитон Лаптев и штурман Фёдор Минин, исследовавшие в 1735–1738 годах Енисей и его берега в нижнем течении. В числе прочих мест, удобных для зимовки судов, они упоминали и о приглубой протоке, на правом берегу которой стояло это зимовье...
С весны 1929 года Красноярск стал местом притяжения для множества людей, представляющих разнообразные и ранее неведомые городу профессии.
Среди прибывших были специалисты по лесоэкспорту, бракеры, форманы, стивидоры, рамщики и пилоставцы, а также зверобои-стрелки, гарпунеры и раздельщики.
Приезжали также работники морского и речного флота: баржестроители, такелажники, штурманы, механики, дизелисты и радисты. Не обошлось и без строителей — плотников, столяров, кровельщиков, печников, каменщиков и пильщиков, большинство из которых привезли с собой инструменты.
Люди ехали в Красноярск из самых разных уголков страны: Архангельска, Мурманска, Вологды, Вятки, Тюмени и Тамбовщины. Они заключали договора с акционерным обществом транспорта и промышленности «Комсеверопуть», входившим в состав Наркомата внешней торговли.
«Комсеверопуть» — это Комитет Северного морского пути. Основные задачи Комитета заключались в осуществлении навигации, проведении научных исследований в Арктическом регионе, а также в обеспечении функционирования товарообменных экспедиций, направлявшихся из европейских стран и европейской части России в Западную Сибирь, известные как «Карские экспедиции». Кроме того, Комитет занимался переброской военных грузов. С 1926 года Комитет Северного морского пути находился в подчинении Наркомата внешней и внутренней торговли, что свидетельствует о его важной роли в системе экономических и торговых связей страны.
Летом 1928 года в Красноярске открылось отделение «Комсеверопути», которому была поручена задача по освоению Енисейского Севера, а также строительству морского порта и лесозаводов на берегу Игарской протоки Енисея.
Лесоэкспортные операции на Енисее стартовали еще в 1924 году. Первая партия досок, состоящая из 15 тысяч кубометров ангарской сосны, была сплавлена на баржах и погружена в Усть-Енисейском порту на пароход «Леонид Красин», который доставил ее в Англию.
Усть-Енисейский порт, хотя и служил базой для лесоэкспортных операций несколько лет, оказался неудобным из-за открытой для штормов акватории, что вынудило искать ему замену.
В 1927 году команда обстановочного парохода «Тобол», возглавляемая капитаном П. Ф. Очеретько, обратила внимание на глубоководную Игарскую протоку, проводя промеры глубин в нижнем фарватере Енисея.
Летом следующего года большая комиссия «Комсеверопути», в состав которой входили специалисты морского и речного флота, гидрографы, гидрологи, геодезисты и строители, выехала на «Тоболе» в низовья Енисея для выбора места для нового порта.
Обширная акватория, слабое течение, большие глубины и высокий берег, защищающий протоку от ветров, а также близость к огромным лесным массивам Ангары и Подкаменной Тунгуски — все это способствовало выбору Игарской протоки.
Вскоре было принято правительственное решение о строительстве порта, лесозавода и нового города именно здесь.
Летом 1929 года три первых иностранных парохода — «Гугнер», «Гронтхейм» и «Сант-Жозеф» — прибыли в Игарскую протоку за сибирским лесом, хотя на берегу еще не было ничего. Они увезли 9,4 тысячи кубометров бруса, что подтвердило правильность выбора места для нового морского порта — сибирского «окна в Европу».
В это время большой двухэтажный деревянный дом, где располагалась контора Красноярского отделения «Комсеверопути», и прилегающая территория напоминали многолюдный и шумный табор.
Над крышей конторы и амбара возвышались мачты первой в Красноярске радиостанции. Вскоре наступил день отправки первого отряда строителей.
С утра к дебаркадеру пристани была поставлена тентованная баржа и два лихтера, началась активная погрузка. В полдень пароход «Полярный», взяв на буксир три груженых судна с 250 рабочими на борту.
Торжественная встреча первого морского парохода, вошедшего в протоку Игарки, стала важным событием для местных жителей. 19 августа 1929 года в Игарку прибыли первые пароходы.
На борту этого судна было доставлено разнообразное оборудование, необходимое для лесозаводов, включая локомобиль мощностью 75 л. с.
Это были суда 10-й Карской экспедиции. Они шли через тяжелые льды Карского моря к устьям Оби и Енисея, везя ценные грузы. В Западную Сибирь доставлялись машины, мануфактурные товары и медикаменты. За границу везли графит и асбест, щетину и кожу, а главное — строевой лес.
Проводку судов через льды Карского моря осуществлял ледокол «Красин», который на тот момент был самым мощным в своем классе.
Впервые в Карском море ледовую авиаразведку для караванов выполнял гидросамолет «Комсеверопуть-1» системы «Дорнье-Валь». За штурвалом этого самолета находился легендарны полярный летчик Б. Г. Чухновский.
Литература: Полярный круг Сборник. 1989. С 123-127