Мир стремительно меняется: растут скорости, улучшается качество перевозки грузов, и, конечно, повышается комфорт для пассажиров. Одна новость сменяет другую — новые рекорды провозной способности Восточного полигона, новые автомобильные магистрали, связывающие север с основной частью России, новые комфортные пассажирские вагоны и многое, многое другое. Но мы-то знаем, что всё это не будет работать без человека — увлечённого, талантливого и влюблённого в своё дело.
Именно такие молодые ребята — бойцы студенческих отрядов железнодорожного транспорта и транспортного строительства — плечом к плечу с профессионалами создают «Транспорт будущего своими руками». В 2025 году на объектах Министерства транспорта трудился сводный отряд общей численностью более 22 000 человек, в том числе 15 000 железнодорожников. Подводя итоги, мы видим, что романтика дорог и путешествий продолжает манить молодые сердца в даль — к трудовым победам.
Благодаря поддержке РОСМОЛОДЁЖЬ_ГРАНТЫ и правительства Омской области в Молодёжной столице — городе Омске — на базе Омского университета путей сообщения состоялся фестиваль отрядов «Транспорт будущего», где подвели промежуточные итоги трудового лета, обсудили вклад студенческих отрядов в развитие транспортной инфраструктуры страны и, конечно, наметили горизонты новых свершений.
Участниками фестиваля стали лучшие представители 37 транспортных отрядов по итогам трудового лета из 20 регионов страны.
Площадка фестиваля собрала самое крупное представительство транспортных компаний и структурных подразделений РЖД. На форумах и дискуссионных площадках встретились партнёры, которые видят в РСО не просто инструмент привлечения сезонного персонала, а механизм отбора и формирования именно такого будущего сотрудника, который готов взять на себя ответственность за внедрение новых транспортных технологий.
Анализ итогов трудового семестра на транспорте в 2025 году ещё предстоит провести, но уже сегодня, в рамках фестиваля, мы делимся достигнутыми результатами и планами на 2026 год.
Сезон был, скажем мягко, интересным и непростым. Но все задуманные проекты — и производственные, и комиссарские — состоялись, а поставленные задачи вновь выполнены. Появились новые «звёздочки» и новые смыслы.
Для команды, вовлечённой в развитие транспортных студенческих отрядов, сезон выдался непростым. При сохранении общей численности отрядов на транспорте мы значительно диверсифицировали взаимодействие с транспортными компаниями. Благодаря этому появилась яркая Всероссийская стройка «Звезда Оби», а в горизонте Минтранса сохранились отряды с богатой историей участия в строительстве объектов железнодорожного транспорта. Кроме того, растёт численность бойцов, осваивающих новые транспортные профессии, и активно развиваются подростковые отряды на транспорте.
Учитывая динамику роста, которую мы набрали в 2024 году, в планах на 2025 год был заложен прирост в 10%. Однако экономическая ситуация в стране, снижение объёмов грузовых перевозок и уменьшение числа новых строительных объектов заставили многое менять прямо по ходу сезона. В ходе деловой программы фестиваля наши партнёры высоко оценили проделанную работу, которая позволила в сжатые сроки переориентировать часть отрядов, удержать ребят и даже сокращёнными составами выполнить запланированные производственные объёмы.
При этом для формирования именно человеческого капитала — самого ценного, что дают студенческие отряды каждому бойцу, — в этом году было сделано очень многое. Это и рост программ профессионального обучения, и развитие внутрикорпоративных инициатив транспортных компаний, и, конечно, проведение масштабного комиссарского пула мероприятий.
На фестивале все партнёры отметили, что при найме персонала на постоянную работу негласно уже обращают внимание на то, был ли соискатель бойцом РСО. Более того, сейчас прорабатывается механизм, который позволит учитывать этот опыт как приоритетный для тех, кто знает, что труд крут!
И работа эта не ограничивается только производственными процессами. Мы провели целый ряд совместных мероприятий с Холдингом РЖД:
— школы командных составов и инструкторов поездных бригад РСО;
— участие в проекте «Поезд Памяти»;
— традиционное Всероссийское открытие третьего трудового семестра студенческих отрядов железнодорожного транспорта, которое прошло на Белорусском вокзале;
— создание спортивной площадки «Труд крут» и мурала, посвящённого студенческим отрядам, на базе Вагонного участка Санкт-Петербург – Московский;
— организация восьми Всероссийских трудовых студенческих проектов на инфраструктуре холдинга;
— встреча 10-миллионного пассажира, перевезённого студенческими отрядами проводников.
И год ещё не заканчивается — впереди всероссийский слет студенческих отрядов и конкурсы профмастерства в Красноярске и слет проводников в Новосибирске.
В этом трудовом семестре в отраслевых отрядах на транспорте отработало порядка 22 000 студентов, в том числе 15 000 — в подразделениях Холдинга РЖД, включая школьников.
Общее количество бойцов, вовлечённых в пассажирские перевозки, составило 9 248 человек — это проводники, билетные кассиры и дежурные по залам вокзалов. Из них около 300 студентов обслуживали поезда компании «Гранд Сервис Экспресс», следующих по направлению в Крым.
Мы успешно отработали как в зимние, так и в майские перевозки, а также активно развиваем круглогодичные отряды. Сегодня они функционируют в Новосибирске, Барнауле, Самаре, Москве, Белгороде, и первые шаги по формированию такого отряда сейчас делает Владивосток. Отряды билетных кассиров работают на Северо-Западной, Московской и Западно-Сибирской железных дорогах.
Более 620 участников РСО трудились официантами вагонов-ресторанов в компании ООО «Напитки ТрансСервис», обеспечивая питанием организованные детские группы — всего более 35 000 детей.
За весь период работы в поездах, обслуживаемых отрядами РСО, не было выявлено заболеваний или иных инцидентов с организованными детскими группами, что ещё раз подтверждает высокий уровень ответственности и профессионализма наших бойцов.
В ходе пленарного заседания Владимир Геннадьевич Пястолов отметил, что «Транспорт будущего» — это, прежде всего, люди, а не техника и программное обеспечение. Это такие яркие и активные личности, как участники фестиваля. Сегодня ФПК ждёт каждого из них на работу после завершения обучения, чтобы вместе выстраивать самую клиентоориентированную транспортную компанию страны.
Все мы знаем, что традиционно особое внимание приковано к направлению студенческих отрядов проводников. Это одно из самых сложных и трудоёмких направлений, именно поэтому из него вышло огромное количество управленцев РСО регионального и всероссийского уровней.
Для направления СОП этот сезон стал одним из самых трудных за последние годы. Мы столкнулись с давлением, которое можно сравнить только с 2020 годом — периодом пандемии. То, что приходится переживать направлению сегодня, можно назвать беспрецедентным.
Террористические атаки на железнодорожную инфраструктуру информационное давление со стороны СМИ, активно освещавших случаи поджогов и подрывов, заставляло родителей не пускать студентов на объекты.
По нашим подсчётам, все эти события оттолкнули от профессии более 1 000 человек по всей стране.
Значительно увеличились бюрократические сроки обработки запросов на прохождение медкомиссий и оформления транспортных требований — если раньше это занимало два дня, то теперь доходит до недели, а порой и до месяца. Это также привело к потере части бойцов.
Кроме того, снижение мотивации региональных штабов к развитию направления проводников по ресурсным причинам ведёт к отрицательной динамике роста. Сегодня во многих регионах штабу СОП приходится буквально вести каждого бойца вручную, решая проблемы на фоне полного отсутствия включённости со стороны региональных отделений.
Именно этот вопрос стал ключевым в рамках рабочей программы фестиваля «Транспорт будущего». Наши партнёры и работодатели нас слышат, и мы уверены: направление проводников вновь вернёт себе лидерские позиции по всем показателям.
Масштаб работы, проделанной командой под руководством Дмитрия Короткова для достижения этих результатов, — колоссален. По объёму он превысил показатели прошлого года на 50%. Все это было бы невозможно без качественной работы инструкторского состава ВСОП. Жалоб на их деятельность стало значительно меньше, а значит, отбор и подготовка бойцов ведутся правильно. Этот ресурс позволяет, несмотря на все сложности, выполнять установленные нормы и удерживать отряды на работе.
Второй год подряд двери в путешествия для россиян и гостей страны открывают трудовые отряды подростков ДЖВ. В этом году проект получил статус всероссийского и название «Путевая звезда». 272 подростка работали на 26 вокзалах России, и сами ребята высоко оценивают участие в проекте. Лучшим был признан отряд подростков из Ярославля — и это, друзья, первая победа ярославских отрядов за всю современную историю РСО! Причём победу принесли именно школьники — это особенно радует.
Появились также отряды ТОПов, занимающиеся благоустройством лицеев РЖД: летом школьники собственными силами преображают свои учебные заведения, делая их уютнее и современнее. В этом году в работу включилось более 450 школьников.
Впервые один из ТОПов был направлен Дирекцией пассажирских обустройств — им доверили работу дикторами на малых вокзалах и платформах Московского железнодорожного узла.
Сегодня РЖД видит в ТОПах одну из самых эффективных форм профориентации. Работа с подростками с юных лет помогает им открыть интерес к железнодорожным профессиям, что, в свою очередь, ведёт к поступлению в транспортные вузы и колледжи. Мы уже фиксируем эту положительную тенденцию, хотя проекту всего два года.
Не ослабевает внимание и к Восточному полигону — стратегическому направлению, обозначенному Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.
Отдельные слова благодарности — команде Варвары Пасенковой: во взаимодействии с подразделениями РЖД удалось преодолеть серьёзные трудности и на высоком уровне провести летний сезон, в том числе на БАМе.
Благодаря усилиям команды удалось сохранить отряд монтеров пути, сформированный из монгольских студентов ИрГУПС, — за что отдельное спасибо Восточно-Сибирской железной дороге.
В этом году Восточный полигон принял 1 082 студента, и, несмотря на сложности, потенциал роста сохраняется: ведь в год 50-летия БАМа здесь работало около 3 000 студентов.
Помощники машинистов Дирекции тяги и Моторвагонной дирекции сегодня — это не просто самые профессиональные отряды холдинга, но и самые вовлечённые. Более 30% их участников продолжают работать, обеспечивая перевозки грузов и пассажиров. Именно здесь удалось реализовать взаимодействие по круглогодичному отряду, без отрыва от обучения. Опыт Дирекции тяги сегодня вызывает максимальный интерес у всех дирекций РЖД.
В целом строительно-эксплуатационный комплекс РЖД в этом году создал для ребят 2 816 рабочих мест. Особо стоит отметить Дирекцию инфраструктуры, которая приняла 1 373 студента.
Пилотно в этом году отряды приняли участие в работах по строительству инфраструктуры Высокоскоростной магистрали «Москва – Санкт-Петербург». Это был небольшой сводный отряд численностью 47 человек.
И, забегая вперёд, можно сказать: наша задача — развернуть новую Всероссийскую студенческую стройку именно здесь, в период с 2026 по 2028 год, ведь строительство ВСМ — это главный вызов для всей транспортной системы России.
Вожатые, медики и сервисные отряды также вышли на социальные объекты РЖД, показав значительный рост по сравнению с прошлым годом — в них трудились 1 487 человек. Главное достижение — удалось начать закрепление отрядов на постоянной основе на базе железнодорожных лагерей и больниц. Впервые мы определили лучший студенческий педагогический отряд детских лагерей РЖД — им стал отряд из Ставрополья.
Площадка фестиваля «Транспорт будущего» заложила новую традицию: совместно с РЖД-Медициной проведён конкурс профессионального мастерства среди бойцов, работавших летом на инфраструктуре медицинских учреждений холдинга.
Победителем стала Жанна Белоусова, представитель Воронежского регионального отделения.
Главное — мы увидели настоящий интерес и со стороны студентов, и со стороны медучреждений отрасли.
Планы амбициозные: не просто запустить студенческие отряды в каждом медицинском учреждении РЖД-Медицины, но и создать специализированные отряды для работы на медицинских поездах, которые курсируют по всей стране и обеспечивают доступ граждан к медицинским услугам даже в самых отдалённых уголках России.
Спросите: а при чём тут транспорт?
Но именно мы создаём современную инфраструктуру для сотрудников транспортных компаний — от медицинских учреждений и сервисных подразделений до структуры детского отдыха, которая дотягивается даже до самых дальних станций страны. Всё это — неотъемлемая часть большой транспортной системы.
В подготовительный период проведена обширная работа с отраслевыми учебными заведениями. По заявкам транспортных компаний и за счёт средств государственной субсидии было подготовлено 2 877 бойцовпо востребованным профессиям. Общий объём средств, привлечённых для этой задачи, превысил 40 миллионов рублей. Мы уже начали подготовку по данной программе на 2026 год для РЖД в рамках реализации профобучения.
Как отмечалось в начале, проект «Звезда Оби» — строительство мостового перехода через реку Обь в городе Сургуте — навсегда войдёт в историю. Нам впервые удалось закрепить название стройки в названии самого объекта, и труд ребят был высоко оценён Президентом России. Проект состоялся благодаря сохранению потенциала отрядов транспортного строительства, проявивших себя на объектах БАМа в 2024 году.
На фестивале «Транспорт будущего» отдельной площадкой работала секция, посвящённая ВСС «Звезда Оби» и взаимодействию с МС-11. Лучшим отрядом стройки «Звезда Оби» и одновременно лучшим среди всех проектов МС-11 был признан ССО «Эшелон» УрГУПС. Заместитель генерального директора Сергей Иванович Сметанюк вручил бойцам Переходящее знамя НПС / Мостстрой-11.
Всего компания МС-11 в 2025 году приняла на работу более 550 студентов, а суммарно на объектах Нацпроекта «Строительство», куда входит МС-11, трудилось свыше 650 студентов.
Выходя за рамки фестиваля, нельзя не отметить развитие взаимодействия с аэропортом Пулково. Проект «Взлётная полоса» активно развивается и становится практически круглогодичным. Существенно расширился перечень функций, переданных студенческим отрядам в аэропорту. Задача, которую поставил менеджмент Пулково — создание «Студенческого аэропорта» совместно с РСО, — это успешная модель, которую в дальнейшем можно тиражировать на другие воздушные гавани страны.
В этом году отряды также работали в аэропортах Внуково (Москва), Севастьянова (Сочи) и Храброво (Калининград). Всего в авиационной отрасли было задействовано более 800 студентов.
Традиционно продолжается сотрудничество с круизным флотом (перевозчик уточняется по справке). Региональное отделение Московской области ежегодно трудоустраивает более 300 студентов.
Ну и, конечно, значительная часть бойцов участвовала в строительстве автомобильных дорог по всей стране. Наши отряды трудятся и на магистралях федерального значения в рамках программы «Дороги России», и на небольших локальных объектах — строительстве дворовых и сельских проездов в рамках программ комфортной городской и сельской среды. К этой работе в 2025 году было привлечено более 5 000 бойцов РСО.
Специальным гостем фестиваля стал Илья Авербух — великий спортсмен и человек с уникальной жизненной позицией. В своём общении с ребятами он дал, пожалуй, главное наставление:
«Не бойтесь трудностей. Вставайте и делайте! Только ежедневный труд над собой даёт уверенность в завтрашнем дне».
Эти слова особенно близки нашей деятельности, ведь один из ключевых лозунгов движения — «Берёшь и делаешь!»
Уверен, что все активности и площадки фестиваля зарядили участников той энергией, которая поможет каждому приблизить «Транспорт будущего» уже в следующем трудовом сезоне.
Надо отметить, что во всех организациях такая слаженная работа была бы невозможна без наставников, закреплённых за РСО. Мы выражаем им огромную благодарность — ведь именно кадровик, прораб, начальник поезда, машинист-инструктор становятся для бойцов теми людьми, которые принимают их в производственные коллективы, несмотря на трудности и дополнительную нагрузку.
Благодаря им создаётся та самая атмосфера, в которой ребята влюбляются в свои трудовые коллективы и выбирают для себя транспорт как своё будущее.
ЕДЕМ ДАЛЬШЕ! ВСЕМ ЗЕЛЕНОГО!
...П.С:
В рамках фестиваля были подведены итоги сезона 2025:
🏆 Вагонный участок Екатеринбург (Уральский филиал АО «ФПК»)
🔹 Лучший по производственной деятельности — СОП «Эверест» (Новосибирское РО)
🔹 Лучший по комиссарской деятельности — СОП «СКНБ» (Самарское РО)
🏅 Знамя по совокупности показателей — СОП «Атлант» (Свердловское РО)
🏆 Пассажирское вагонное депо Москва-Киевская (Московский филиал АО «ФПК»)
🔹 Лучший по производственной деятельности — СОП «Союз» (Московское РО)
🔹 Лучший по комиссарской деятельности — СОП «От края до края» (Московское РО)
🏅 Знамя по совокупности показателей — СОП «Вояж» (Иркутское РО)
🏆 Вагонный участок Адлер (Северо-Кавказский филиал АО «ФПК»)
🔹 Лучший по производственной деятельности — СОП «Синий рассвет» (Ростовское РО)
🔹 Лучший по комиссарской деятельности — СОП «ТРИАДА» (Омское РО)
🏅 Знамя по совокупности показателей — СОП «Молния» (Воронежское РО)
🏆 Вагонный участок Ижевск (Горьковский филиал АО «ФПК»)
🔹 Лучший по производственной деятельности — СОП «Нулевой меридиан» (Томское РО)
🔹 Лучший по комиссарской деятельности — СОП «Ягуар» (Воронежское РО)
🏅 Знамя по совокупности показателей — СОП «Орион» (Удмуртское РО)
🏆 Вагонный участок Санкт-Петербург-Московский (Северо-Западный филиал АО «ФПК»)
🔹 Лучший по производственной деятельности — СОП «Проворный» (Санкт-Петербургское РО)
🔹 Лучший по комиссарской деятельности — СОП «Перрон 22» (Алтайское РО)
🏅 Знамя по совокупности показателей — СОП «Голубая стрела» (Томское РО)
🚧 Всероссийский трудовой проект «БАМ – Восточный полигон»
🔹 Комиссарская деятельность — СОЖТ «Великий» (Иркутское РО)
🔹 Производственная деятельность — СОЖТ «Альтаир» (Омское РО)
🏅 Знамя проекта — СОЖТ «Горизонт» (Иркутское РО)
🛠 Межрегиональный проект «Для людей дела» (ОАО РЖД)
📍 Центральная дирекция инфраструктуры
— Комиссарская деятельность: СОЖТ «Бурлаки» (Самарское РО)
— Производственная деятельность: СОЖТ «ПЧ-9» (Курганское РО)
— Совокупность показателей: СОЖТ «Серпантин» (Свердловское РО)
📍 Департамент капитального строительства
— Комиссарская деятельность: ССО «Богатыри» (Свердловское РО)
— Производственная деятельность: ССО «Янтарь» (Свердловское РО)
— Совокупность показателей: ССО «БУР» им. Забобонова
📍 Центральная дирекция управления движением
— Совокупность показателей: СОЖТ «Составитель» (Свердловское РО)
📍 Филиал «Трансэнерго»
— Комиссарская деятельность: СОЖТ «Сибирь» (Омское РО)
— Производственная деятельность: СОЖТ «Энергия» (Свердловское РО)
📍 Центральная дирекция моторвагонного подвижного состава
— Совокупность показателей: СОЖТ «Вертикаль» (Ростовское РО)
🚂 Проект помощников машинистов «Памяти героев дальневосточников»
🔹 Комиссарская деятельность — СОЖТ «Машинист» (Омское РО)
🔹 Производственная деятельность — СОЖТ «Кузбасс» (Кузбасское РО)
🏅 Знамя проекта — СОЖТ «Машинист» (Омское РО)
🥇 Отдельные награды трудового сезона 2025 года
🏅 Знамя Лучшего студенческого отряда сезона 2025 года ООО «Напитки ТрансСервис»
вручается студенческому отряду «Ренессанс» (Иркутское региональное отделение)
🏅 Знамя Лучшего студенческого отряда сезона 2025 года АО ТК «Гранд Сервис Экспресс»
вручается студенческому отряду «Путеводная звезда» (Севастопольское региональное отделение)
🏅 Лучший отряд по совокупности показателей среди студенческих строительных отрядов компании «Мостострой-11» —
ССО «Эшелон» (Свердловское региональное отделение)
#РСО #ТрудКрут #СибФО #ООСО #РЖД #СОЖТ #Росмолодёжь #РосмолодёжьГранты