Найти в Дзене
Сретенский монастырь

«ИВЕРСКОЕ СЕРДЦЕ» В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ

Оглавление

Путь на Красную площадь с давних времен шел через Воскресенские ворота Китайгородской стены и Иверскую часовню. Ее называли «отрадным перепутьем для всех верующих»: для обычных людей и царей, склонявших голову у иконы Божией Матери Иверская. А пред Ней все равны, для всех Она Матушка. Судьба часовни не была простой, меняясь согласно временам и людям: она исчезала и вновь появлялась, доказывая, что всегда будет с этим славным городом.

Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот
Часовня Иверской иконы Божией Матери у Воскресенских ворот

Чудотворная икона Иверская

Иверский образ Богородицы по преданию написал евангелист Лука. Мы принимаем этот факт, который едва ли надо оспаривать. Сегодня икона хранится на Горе Афон в Иверском монастыре. Легенда гласит, что в Византии в 726 году, во время иконоборчества, воин по имени Варвар попал копьем в лик Богородицы, отчего она истекла кровью. А на правой щеке осталась рана.

В IX веке Иверская икона находилась в селении около города Никеи (Средняя Азия), в доме благодетельной женщины, вдовы. Однажды к ней пришли люди никейского императора и хотели забрать икону, чтобы уничтожить. А еще предложили заплатить выкуп в случае, если ее желание оставить образ так велико. Женщине приказали принести деньги утром. Ночью с тихой молитвой она опустила икону в море, и та понеслась по волнам, словно парус. Такая вольность преследовалась, поэтому сын вдовы ушел на Афон, стал монахом и рассказал об иконе.

Минуло почти два века, и случилось чудо. На море до самого неба поднялся огненный столб, а затем появился образ Божией Матери, который увидели монахи Иверского монастыря. Но только жившему в пещере рядом с обителью преподобному Гавриилу Святогорцу был голос Богородицы, велевший настоятелю обители и братии взять икону для защиты и помощи. Гавриил вступил в море и взял икону, которую с благоговением приняли в монастыре. Она стала одной из самых почитаемых икон Афона и мира. В Москве же ее просто величали Матушкой.

Иверская икона Богородицы
Иверская икона Богородицы

Воскресенские ворота

У Воскресенских ворот было множество разных названий, почти забытых в ходе меняющейся истории города. Назывались они Неглинными по реке, что текла у стен Кремля, и Неглиненской башне, а также Триумфальными: здесь находился царский въезд на Красную площадь. Существовали и более простые наименования: по торговым рядам – Курятные, по Львиному двору – Львиные.

Интересно, что с этого места начала строиться Китайгородская стена в 1534 году. И как ни странно, на данном участке сначала проездных ворот не было, стена являлась только охранным сооружением. Въезжали через Боровицкие и Троицкие ворота. Но в 1535 году стену пробили и построили Неглиненские ворота с башней.

В мае 1669 года в Москву привезли список иконы Божией Матери «Победоносица», заказанный настоятелем Новоспасского монастыря архимандритом Никоном. Заказ принял настоятель Афонского Иверского монастыря игумен Пахомий, приезжавший в Москву для сбора пожертвований. Это была вторая копия иконы «Вратарница», написанная русскими мастерами. Первую, работы инока и иконописца Иверского монастыря на Афоне Ямвлиха Романова, торжественно встречали 26 октября 1648 года у Неглиненских ворот. Сначала ее поместили в греческий Никольский монастырь, затем отправили в Иверскую обитель на Валдае.

Иверскую икону на воротах постарались защитить от непогоды, поэтому соорудили навес. В 1680 году для нее возвели небольшую часовню у ворот. Перестроили из-за ветхости и ворота. Теперь они явились с двумя арками – на въезд и выезд, двумя шатрами, на которых установили двуглавых орлов. Через 9 лет царица Софья повелела поместить над воротами образ Воскресения Христова с наружной стороны Красной площади и называть ворота Воскресенскими. Между арками, под иконами Христа, преподобного Сергия, великомучеников Георгия Победоносца, Феодора Стратилата, Московских святителей Петра и Алексия, и стояла деревянная часовенка с «чуланом».

Иверская часовня

Часовня, построенная в 1680 году, стала самой знаменитой в Москве. Несмотря на это, в 1722 году она также пострадала от мартовского Указа Петра I. Император, давший Воскресенским воротам статус Триумфальных, запрещал строительство новых часовен, а старые – деревянные и каменные – следовало разобрать. Снесли и Иверскую часовню, но в 1727 году вновь отстроили из дерева. Наверное, причиной был Троицкий пожар 1737 года, когда сгорели ворота и часовня. Иверскую икону удалось вынести из огня. И в 1742 году, перед коронацией Елизаветы Петровны, часовню решили разобрать, настолько она была плоха. При этом Иверскую икону расположили на стене ворот, соорудив навес. В 1746 году часовню вновь перестроили.

-3

В 1791 году Иверская часовня наконец-то была построена в камне архитектором Матвеем Казаковым. Во время Отечественной войны 1812 года французы разграбили часовню. Однако главная святыня – Иверская икона – уже была вывезена: сначала – во Владимир, а затем – в Муром. В самой часовне находился список образа 1758 года, но его увез как трофей французский офицер. В 1858 году для часовни была написана еще одна копия, судьба которой неизвестна. В неизменном виде часовня сохранялась до самого сноса.

Октябрьский переворот

В 1917 году во время уличных боев Иверская часовня не особенно пострадала, несмотря на то, что рядом находился оборонительный рубеж. Пули оставили свой след лишь на стекле Казанской иконы Божией Матери.

В марте 1918 года правительство Ленина (Совнарком) переехало из Петрограда в Москву в целях безопасности и укрепления позиций советской власти. Красная площадь, по мнению большевиков, явно нуждалась в переустройстве. При этом шло переименование московских улиц. И Воскресенская площадь стала площадью Революции.

В конце апреля 1918 года часовню пытались ограбить, но безуспешно. Грабителей привлекал драгоценный оклад иконы. Это была та самая икона, которую в 1812 году, спасая от французов, отправляли в Муром.

1 мая Иверскую часовню со стороны Воскресенского проезда окружали лозунги с марксистской «мудростью» и главным постулатом о том, что религия – опиум для народа. В 1919 году закрыли Николо-Перервинский монастырь, к которому была приписана часовня. Такая «бесхозность» была опасна, и общине прихожан пришлось обратиться в Моссовет с просьбой на право совершения «религиозных нужд», как тогда выражались. Невзирая на все декреты советской власти, направленные на борьбу с религией, в часовню шли люди. В 1921 году Иверскую икону, Матушку, еще возили по московским дворам и квартирам, совершая молебны.

Но время шло по-новому. В 1922 году из часовни изъяли ценности. Был переименован Воскресенский проезд – в Исторический. В 1923 году возле Воскресенских ворот и часовни провели «комсомольское Рождество». И, наконец, пришло время разобраться с часовней. Дело затянулось, но потом было решено предельно оперативно – за ночь, вернее, всего за 4 часа.

1929 год. 4 часа на снос Иверской часовни

Вопрос о сносе часовни ставился в Моссовете ни один раз. Причины накапливались. В 1924 году возникала идея снести часовню якобы по необходимости капитального ремонта Воскресенских ворот. Но отложили. Отложили и в 1926 году, когда Воскресенские ворота и Иверская часовня не были включены в путеводитель «Музеи и достопримечательности Москвы». Однако в середине 1920-х годов Воскресенские ворота, переданные Историческому музею, прошли реставрацию.

В 1928 году тема ворот и часовни вновь обсуждается, но уже в более конструктивном ключе: часовня сильно мешает уличному движению, а ворота – проходу народа на демонстрацию в праздники. Колонны всех московских районов, по желанию Л. Когановича, должны были сразу вливаться красным потоком знамен на Красную площадь. И вообще вход, а также въезд тяжелой военной техники на главную площадь страны не должен иметь препятствий в виде двух узких арок Воскресенских ворот и объекта религиозного культа.

Место снесенной Иверской часовни. oldmos.ru
Место снесенной Иверской часовни. oldmos.ru

В последние числа июля 1929 года, в 3 утра, когда уже почти светло, к часовне подошли люди, за считанные часы разрушившие святыню. Оставшиеся с тех времен фотографии показывают, как на месте прекрасной часовни возникла черная дыра. Чтобы место не пустовало, установили огромную статую рабочего. Ее высота доходила до края верхних окон Воскресенских ворот. В правой руке рабочий держал опущенный молот, а левую поднимал в знак приветствия. Автором был скульптор Ф. Алексеев.

Судьба двух икон одной часовни

О судьбе Иверской иконы Божией Матери было много предположений. По одним – ее передали в Святейший Синод. По другим – в храм святителя Николая в Хлыновом тупике или в Никольский храм в Кузнецах. По третьим – она попала в Воскресенский собор в Сокольниках. Есть и грустная версия, что образ погиб при разрушении часовни. Существует и предположение, что древний список, попавший в Москву в середине XVII века, находится в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Дело в том, что икон Иверской Божией Матери было две. Один образ всегда находился в часовне, второй возили по домам и дворам, исполняя требы. Икону везли в карете, впереди скакал всадник с факелом, ведь все обычно происходило в ночное время.

Иверский образ, который вывез французский офицер в 1812 году, в 1930 году в одном из антикварных магазинов Парижа увидел русский эмигрант. Икону выкупили, и она стала ездить по домам, как когда-то в России. Затем на улице Петэль в гараже основали Трехсвятительский храм. Здесь 24 января 1934 года был отслужен молебен о счастливом обретении святыни.

Снос Воскресенских, Иверских святых, ворот

Что же было в помещениях Воскресенских ворот в давние времена? До 1731 года здесь находилась лаборатория Монетного двора и палата Главной аптеки, что располагалась в здании ратуши, стоявшей на месте Исторического музея. Позднее, в 1750–1780 годы, в воротах поместили Университетскую типографию. Заведовал ею русский просветитель, общественный деятель, издатель, журналист, критик Николай Новиков, живший в надвратном теремке. В XIX веке сюда поместили архив губернского правления и другие государственные и городские учреждения.

Несмотря на огромную историческую ценность, 25 июня 1931 года Моссовет запланировал снос Воскресенских ворот. Дирекции Исторического музея заранее рекомендовалось очистить помещения. Ворота, с которых началась Китайгородская стена, стали началом и ее разрушения. Через 400 лет.

Восстановление часовни в 1994–1995 годах

В 1993 году новое время, трудное и непонятное, словно повернуло вспять: на Красную площадь люди входили уже не по Историческому проезду, а по проезду Воскресенских ворот. Впрочем, их еще не было. Воскресенские ворота и часовню построили по проекту архитектора Олега Журина в 1995 году после археологических изысканий. На самих воротах засияли мозаичные иконы великомученика Георгия Победоносца, святого благоверного князя Александра Невского, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Сергия Радонежского, Московских митрополитов Алексия, Петра, Ионы, Филиппа. Купол часовни украсила фигура ангела с крестом. Всё, как было. В XIX веке итальянский художник, архитектор, театральный декоратор, теоретик искусства Пьетро ди Готтардо Гонзаго, работавший в то время в России, занимался восстановлением и оформлением внешнего и внутреннего убранства часовни после разграбления ее французами. Он украсил купол часовни золотыми звездами, установил медные пилястры и поставил позолоченную фигуру ангела, державшего крест.

Сегодня при взгляде на Иверскую часовню возникает щемящее чувство, что ты «дома, в тихом пристанище», какое было у Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». И так же, как герой рассказа И. А. Бунина «Чистый понедельник», хочется опуститься на колени перед чудотворным образом в этой часовне, «внутренность» которой горячо пылает и сияет «целыми кострами свечей».

Ольга Сокиркина