Найти в Дзене

Современные горизонты абстрактного искусства в художественной эмали

Абстракционизм — это направление в искусстве, возникшее в начале XX века. Художники-абстракционисты отказалось от изображения реальных объектов или сюжетов в пользу использования визуальной выразительности беспредметных форм. С помощью силы цвета и линии они стали передавать в своих работах отвлеченные идеи, сложные концепции и свои личные переживания. Абстрактные композиции обращаются к интуитивному восприятию зрителя, направлены на то, чтобы вызвать у него эмоциональный и эстетический отклик. Современная художественная эмаль – это многогранная техника. Эмальеры создают свои произведения в самых разнообразных жанрах и направлениях, в том числе в абстракции. Абстракция в эмали – это сочетание традиционной техники с актуальным визуальным языком, что делает такие изделия современными, выразительными и эстетически притягательными. В коллекции Сибирского центра горячей эмали представлено большое количество произведений, выполненных в направлении абстрактного искусства. Это и полностью нонф

Абстракционизм — это направление в искусстве, возникшее в начале XX века. Художники-абстракционисты отказалось от изображения реальных объектов или сюжетов в пользу использования визуальной выразительности беспредметных форм. С помощью силы цвета и линии они стали передавать в своих работах отвлеченные идеи, сложные концепции и свои личные переживания. Абстрактные композиции обращаются к интуитивному восприятию зрителя, направлены на то, чтобы вызвать у него эмоциональный и эстетический отклик.

Современная художественная эмаль – это многогранная техника. Эмальеры создают свои произведения в самых разнообразных жанрах и направлениях, в том числе в абстракции. Абстракция в эмали – это сочетание традиционной техники с актуальным визуальным языком, что делает такие изделия современными, выразительными и эстетически притягательными.

Суслов Александр Васильевич, 1947. Сибирь - Центр. Диптих. 2022. Медь, горячая эмаль
Суслов Александр Васильевич, 1947. Сибирь - Центр. Диптих. 2022. Медь, горячая эмаль

В коллекции Сибирского центра горячей эмали представлено большое количество произведений, выполненных в направлении абстрактного искусства. Это и полностью нонфигуративные композиции, и имеющие фигуративную первооснову, и балансирующие на границе предметного-беспредметного. Свободное сочетание двух этих противоположностей характерно для художественной эмали Александра Суслова. В поисках связи с культурой прошлого, он заполняет пространство своих произведений архаическими знаками и символами, стилизацией петроглифов и наскальной живописи. В композиции «Сибирь» абстрактные элементы становятся разломами во времени и пространстве, через которые зритель попадает в прошлое.

Свердлов Григорий Викторович, 1981. Абстрактная композиция. 2022. Медь, горячая эмаль.
Свердлов Григорий Викторович, 1981. Абстрактная композиция. 2022. Медь, горячая эмаль.

Объектность в абстракции – это создание художником некого объекта, который может напоминать зрителю природный, космический или техногенный образ. Свердлов Григорий в своем творчестве переосмысляет и модернизирует мотив народной глиняной игрушки. По задумке автора, существа, которых он создает, ещё не превратились в конкретное животное, то есть находятся на стадии своего формирования. Поэтому изображение представленное художником в эмали, несмотря на свою аморфность, отсылает к традиционной культуре.

Чепис Екатерина Владимировна, 1985. Полнолуние. Фрагмент триптиха. 2024. Медь, горячая эмаль
Чепис Екатерина Владимировна, 1985. Полнолуние. Фрагмент триптиха. 2024. Медь, горячая эмаль

Отвлеченные формы в горячей эмали могут вызывать определенные ассоциации и представлять собой сложные метафоры. В триптихе «Красная линия» Екатерина Чепис монотонность структуры решётки противопоставляет живописному верху композиции. Тем самым она утверждает идею ценности жизни и природы в современном мире с господствующей в нем техногенной средой.

Суслов Всеволод Александрович, 1987. Оледенение. Триптих. 2023. Медь, горячая эмаль
Суслов Всеволод Александрович, 1987. Оледенение. Триптих. 2023. Медь, горячая эмаль

Тонкость и глубина цвета, игра света на эмалевой поверхности, фактура материала и возможные эффекты дают широкое поле для эксперимента с нефигуративной формой. Произведения Всеволода Суслова построены на многослойности и текстурности красочного слоя эмали. Художник балансирует на границе восприятия естественных выразительных свойств материалов и символического выражения этими свойствами сути изображаемого. В триптихе «Оледенение» автор передает не просто конкретное природное явление, но свое чувственное впечатление, которое проецирует зрителю с помощью художественной формы.

Макарова Татьяна Васильевна, 1952. Ритмичный бой тугого бубна. 2024. Медь, горячая эмаль
Макарова Татьяна Васильевна, 1952. Ритмичный бой тугого бубна. 2024. Медь, горячая эмаль

Абстракция Татьяны Макаровой выделяется нестандартным подходом художницы: она сочетает горячую эмаль с элементами из других материалов, например металла, кожи, или даже готовыми бытовыми предметами и тем самым создает неординарные образы. В работе «Ритмичный бой тугого барабана» загнутый металлический прут обрамляет композицию, задаёт ей движение и нужный ритм.

Автор: Ангелина Медведева.