Найти в Дзене
Август Котляр

Художник-иноходец

Оглавление

Год, как не стало Алексея Новикова и выставка в Сенеже его памяти

Рисунок Алексея Новикова, 1972 год
Рисунок Алексея Новикова, 1972 год

Год назад, 19 октября 2024 года, 93-летний, крепкий и жизнерадостный ещё мужчина, вдруг объявил своим родным: я устал жить, и хочу умереть. Все подумали: блажит дед. А он спокойно лёг в кровать, закрыл глаза и тихо умер, сознательно передав Богу свою чистую душу. К годовщине его смерти в его любимом месте, на озере Сенеж, в музейно-выставочном центре “Путевой императорский дворец” в Солнечногорске, открылась его выставка “Сенеж Новиков & Novikov”, которая будет работать до 30 ноября 2025 года.

Афиша выставки
Афиша выставки

Его мало знали и ценили при жизни, хотя он, как и Олег Ланг, как и Модильяни, Баския и Бэкон, стоял совершенно особняком от всех, не принадлежал ни к какому течению и направлению. Он всегда имел всех в виду и гулял сам по себе. Поскольку он был верен сам себе, то к нему тянулись и с ним дружили самые выдающиеся художники его времени, его ровесники: Таир Салахов, Аркадий Петров, Евгений Струлёв, Олег Филатчев, Николай Андронов, Виктор Попков, Владислав Рожнев, Павел Никонов, Игорь Обросов, Пётр Оссовский, Виктор Пивоваров. Тянулся к нему и его кругу Эдуард Лимонов, который в те 1960-е годы был приехавшим покорять Москву молодым харьковским негодяем Савенко.

Юный Эдичка Лимонов (в центре), тогда ещё молодой харьковский негодяй Савенко, обожал сообщество художников в Сенеже. У них он напитался творческим огнём на всю жизнь.
Юный Эдичка Лимонов (в центре), тогда ещё молодой харьковский негодяй Савенко, обожал сообщество художников в Сенеже. У них он напитался творческим огнём на всю жизнь.
Эти люди, варящие в консервной банке уху из свежепойманой рыбы и запивающие её портвейном, определили лик советского изобразительного искусства второй половины двадцатого века и первой четверти века двадцать первого. Алексей Новиков - крайний вверху справа, смотрит на нас. Середина 1960-х годов.
Эти люди, варящие в консервной банке уху из свежепойманой рыбы и запивающие её портвейном, определили лик советского изобразительного искусства второй половины двадцатого века и первой четверти века двадцать первого. Алексей Новиков - крайний вверху справа, смотрит на нас. Середина 1960-х годов.

Можно было бы расписывать биографию Алексея Новикова, писать, что он 12 лет отслужил на подводном флоте, и всё такое. Но тут я всегда люблю вспоминать художественный фильм 1976 года “Блеф”. Главный герой, Феликс, в исполнении Челентано, говорит девушке Шарлотте при знакомстве: “Неважно, где и когда я родился, главное, что я родился!” С Алексеем Новиковым именно это и важно. Нет смысла искать особенности творчества в особенностях биографии. К примеру: будучи моряком-подводником, Алексей Иванович оставил на удивление мало работ, посвященных морской и военной тематике, хотя до конца жизни обожал военно-морской флот и знал всё обо всех подводных лодках.

Алексей Новиков с супругой Валентиной на персональной выставке в Российской академии художеств. 2015 год.
Алексей Новиков с супругой Валентиной на персональной выставке в Российской академии художеств. 2015 год.

Родившись на Орловщине, он много лет прожил в Молдавии и Латвии. В Молдавии он осел после службы на флоте, там закончил художественное училище, потом поступил в Москве в Суриковский институт. Оттуда его, ученика Дейнеки, выгнали с третьего курса за чрезмерную жовиальность и склонность к потасовкам. Тогда он закончил своё художественное образование в Риге, а потом всю жизнь прожил в Москве, на даче в Подмосковье и в Доме отдыха и творчества художников на Сенеже. Больше всего он любил и писал русскую деревню. Нравились ему родные пейзажи, простые люди, простая жизнь, простой труд, простые радости.

Алексей Новиков. Потрет Папы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы).
Алексей Новиков. Потрет Папы Иоанна XXIII (Бальтазара Коссы).

При этом его нельзя назвать художником-почвенником, таким вот воспевателем сермяжной правды от сохи и толстовского опрощения. Он был очень сложным человеком, много чего знал и понимал. Одним из его любимых персонажей, обожаемым колоритнейшим греховодником со статусом непогрешимости, был Папа Иоанн XXIII, в миру пират, авантюрист, распутник и проходимец Бальтазар Косса (1360-1419), которого потом римская католическая церковь отнесла к числу антипап. Папа был очень веселенький - краткое представление о душевных красотах тогдашнего наместника Бога на земле можно почерпнуть отсюда https://disgustingmen.com/history/john-xxiii-best-fukin-pope-ever/. Но сам Алексей Иванович не приветствовал разнузданного образа жизни, всю жизнь был женат на любимой Валентине. Он часто сетовал, что, посещая коллег по цеху с целью серьёзной беседы об искусстве, всё заканчивалось пьянкой, бабами и мордобоем.

Алексей Новиков. Портрет его лучшего друга Таира Салахова, пишущего автопортрет
Алексей Новиков. Портрет его лучшего друга Таира Салахова, пишущего автопортрет

Сейчас история русского советского искусства второй половины 20-го века вывернута наизнанку. Преподносят ее так, что самое важное и ценное было создано нон-конформистами, шестидесятниками, Лианозовской группой. Это столь же неверно и натянуто, как утверждать, что вся русская литература второй половины 20-го века и начала 21-го века вышла из Южинского кружка, где тональность задавали в самом деле одарённые люди Юрий Мамлеев и Евгений Головин. К последнему я отношусь с большим уважением и очень ценю как событие. Но, помимо их, были и Высоцкий, и Бродский, и Аксенов, и Рождественский, и Вознесенский, и Шукшин, и Пикуль, и Распутин, и Войнович, и даже Эфраим Севела, Венедикт и Виктор Ерофеевы, Пелевин и Сорокин.

Вот как выглядели художники-профессионалы, члены Союза художников, которых допускали в дом отдыха и творчества на Сенеже и чьи работы, созданные там, закупал Художественный фонд. Фото 1960-х годов.
Вот как выглядели художники-профессионалы, члены Союза художников, которых допускали в дом отдыха и творчества на Сенеже и чьи работы, созданные там, закупал Художественный фонд. Фото 1960-х годов.

Также и в художественном мире. Лианозовский кружок, нон-конформисты - это в основном неприкаянные товарищи, многие без специального художественного образования, которых не принимали в Союз художников и которые не могли официально зарабатывать деньги своим искусством. Основные московские концептуалисты, например, Илья Кабаков, Эрик Булатов или сын Алексея Новикова Игорь, основатель сквота в Фурманном переулке, были профессиональными художниками и членами Союза художников.

Сын Алексей Игорь, российско-швейцарский художник. Он на Красной площади у одного из своих множественно воспроизведённых арт-объектов - Спасской башни с курантами.
Сын Алексей Игорь, российско-швейцарский художник. Он на Красной площади у одного из своих множественно воспроизведённых арт-объектов - Спасской башни с курантами.

Алексей любил профессионалов. У него было много товарищей, писавших в “суровом стиле”, но сам он при этом не был апологетом суровости, он оставался очень нежным и чувствительным внутри себя. При всей своей внешней брутальности, внутри он был как поцелуй ребёнка. Но это и нормально - художник, чьи нервы не оголены, кто не сострадает и не чувствует симпатии к живым людям, к природе, к миру - это не художник, потому что грубияну нечего сказать такого, чего мы уже не прочитали на заборе.

Работа Алексея Новикова. Обращаем внимание: храм и колокольня без крестов, электрический столб без проводов. Это не упущение мелких деталей, а сознательный выбор - велосипед-то изображён с мастерски прописанными спицами в колёсах.
Работа Алексея Новикова. Обращаем внимание: храм и колокольня без крестов, электрический столб без проводов. Это не упущение мелких деталей, а сознательный выбор - велосипед-то изображён с мастерски прописанными спицами в колёсах.

Алексей, будучи весьма тонким ценителем академической живописи и русского авангарда, впитал их наследие, но сделал его простым. Он, по сути, стал минималистом, доходящим до уровня наива и примитивного искусства. При этом сохраняя высочайший уровень живописного мастерства. Он вступил в диалог со всеми. Например, с Андреем Рублёвым, Питером Брейгелем Старшим, с Василием Кандинским, с Марком Шагалом, с Нико Пиросмани.

Спас-Вседержитель Андрея Рублёва.
Спас-Вседержитель Андрея Рублёва.
Народные русские иконы
Народные русские иконы
Иконостас Алексея Новикова. Он переосмысливает фигуративную русскую икону с позиций абстрактного искусства, как это делал Василий Кандинский.
Иконостас Алексея Новикова. Он переосмысливает фигуративную русскую икону с позиций абстрактного искусства, как это делал Василий Кандинский.
Василий Кандинский после этой работы "Пестрая жизнь"...
Василий Кандинский после этой работы "Пестрая жизнь"...
... и работы "Вид на Мурнау" поднялся до абстракции, уйдя от фигуративности.
... и работы "Вид на Мурнау" поднялся до абстракции, уйдя от фигуративности.
И этот же путь самостоятельно прошёл Алексей Новиков - это его работа "Первомай".
И этот же путь самостоятельно прошёл Алексей Новиков - это его работа "Первомай".

В портретах людей, которые писал Алексей Новиков, можно проследить влияние одного из основоположников наивного стиля в искусстве Жоржа Руо (1871-1958). Он был современником импрессионистов и Пикассо, и оказал на всех большое влияние. Многие вещи любителям искусства не очень известны, что откуда берётся. Например, на двух закадычных друзей и собутыльников, Пикассо и Модильяни, сильно повлияло увлечение африканским искусством и африканскими масками. Вытянуты носы у "Авиньонских девиц" или аналогичные носы и вытянутые непропорционально шеи на портретах Модильяни - это всё заимствовано из африканской хтони.

Жорж Руо "Старый король". Алексей Новиков пошёл дальше, используя пикассовские гротескные формы и более контрестные, резкие сочетания ярких цветов.
Жорж Руо "Старый король". Алексей Новиков пошёл дальше, используя пикассовские гротескные формы и более контрестные, резкие сочетания ярких цветов.
Пабло Пикассо "Портрет Доры Маар" 1936 год
Пабло Пикассо "Портрет Доры Маар" 1936 год
Алексей Новиков "Девушка с цветком" - она в клетчатом платье
Алексей Новиков "Девушка с цветком" - она в клетчатом платье
Алексей Новиков одевает своих деревенский теток в "мондриановскую" клетку, как и парижских модниц одел Ив Сен-Лоран в 1965 году
Алексей Новиков одевает своих деревенский теток в "мондриановскую" клетку, как и парижских модниц одел Ив Сен-Лоран в 1965 году
Алексей Новиков явно испытывал влияние Питера Брейгеля Старшего, но с поправкой на более северный климат Москвовии
Алексей Новиков явно испытывал влияние Питера Брейгеля Старшего, но с поправкой на более северный климат Москвовии
Питер Брейгель Старший оказал влияние на Алексея Новикова...
Питер Брейгель Старший оказал влияние на Алексея Новикова...
...равно как и его рано и трагически погибший близкий друг Виктор Попков (1932-1974) со своим циклом "Мезенские вдовы" о горе и судьбе простых русских деревенских людей, вынесших на себе все тяготы двадцатого века с его войнами и турбулентностями.
...равно как и его рано и трагически погибший близкий друг Виктор Попков (1932-1974) со своим циклом "Мезенские вдовы" о горе и судьбе простых русских деревенских людей, вынесших на себе все тяготы двадцатого века с его войнами и турбулентностями.

Что интересно. Если настоящие примитивисты, по сути аутсайдеры, создающие арт-брют, такие как Нико Пиросмани или Камиль Бамбуа, стремились к "похожести", и старались придать некоторую академичность своим рисункам, то настоящий академик живописи Алексей Новиков уходил от неё.

Камиль Бабмбуа (1883-1970)
Камиль Бабмбуа (1883-1970)
Нико Пиросмани (1862-1918)
Нико Пиросмани (1862-1918)
Алексей Новиков. Внимание на пропорции тела - 1 к 4
Алексей Новиков. Внимание на пропорции тела - 1 к 4
Алексей Новиков. Внимание на пропорции тела - 1 к 4,5
Алексей Новиков. Внимание на пропорции тела - 1 к 4,5
Алексей Новиков. Внимание на пропорции тела - 1 к 3
Алексей Новиков. Внимание на пропорции тела - 1 к 3

То есть Алексей Новиков уходит от похожести и реалистичности, поднимаясь до упаковки содержания, смысла произведения в максимально чистую, говоря по-гегелевски - в снятую - форму, как абстракция абстракций, но при этом упакованная в фигуратив, чтоб замысел, сюжет, драма считывались сразу.

На этой работе всё ясно, несмотря на предельную условность - усталая женщина, ссутлившись, идёт домой после сенокоса, а в деревне - ни души. Она оделась нарядно, максимально красиво, как могла. Груди ещё налитые, требуют ласки, но тяжкий труд висит на ней как крест на Христе, идущем на Голгофу. Обратите внимание на пропорции тела - они не поликлетовские и даже не витрувианские. Здесь же 1 к 4.
На этой работе всё ясно, несмотря на предельную условность - усталая женщина, ссутлившись, идёт домой после сенокоса, а в деревне - ни души. Она оделась нарядно, максимально красиво, как могла. Груди ещё налитые, требуют ласки, но тяжкий труд висит на ней как крест на Христе, идущем на Голгофу. Обратите внимание на пропорции тела - они не поликлетовские и даже не витрувианские. Здесь же 1 к 4.

Как Алексей Новиков добивался эффекта передачи тяжкого крестьянского труда и приземленности, заземленности этих хороших людей? Он делал это через искажение пропорций человеческого тела и особые позы, пригибающие персонажей к земле. Пропорции - это отношение размера головы ко всему телу. Если поликлетовские пропорции, на которых построена красота античных скульптур - это 1 к 10, а витрувианские пропорции Возрождения - это 1 к 8, то у Новикова во многих работах пропорции составляют 1 к 3 или 1 к 4. Такие пропорции не использует даже Гелий Коржев, когда изображает мутантов - у него 1 к 5,5 или к 6.

Гелий Коржев "Мутанты"
Гелий Коржев "Мутанты"

Но когда нужно изобразить радость или возвышенное, Алексей использовал иные пропорции, фактически доходя до иконописных 1 к 20.

На этой работе Алексея Новикова, трибьюте русской иконе и лубку одновременно, гармонист изображён и как святой, и как былинный добрый молодец. Пропорции витрувианские, но производят впечателение пропорций иконописных за счёт вытянутости композиции.
На этой работе Алексея Новикова, трибьюте русской иконе и лубку одновременно, гармонист изображён и как святой, и как былинный добрый молодец. Пропорции витрувианские, но производят впечателение пропорций иконописных за счёт вытянутости композиции.
Равно как и на этой работе Алексея Новикова - у воспаряющего гармониста пропорции витрувианские, а у женщины - "новиковские". При этом фигуры на работах Алексея не выглядят гротескными или уродскими.
Равно как и на этой работе Алексея Новикова - у воспаряющего гармониста пропорции витрувианские, а у женщины - "новиковские". При этом фигуры на работах Алексея не выглядят гротескными или уродскими.
На этом снимке очень хорошо видны пропроции самого Алексея Новикова, сложённого атлетически, как "Дорифор" Поликлета с пропорциями 1 к 10, и его фигуры на полотнах.
На этом снимке очень хорошо видны пропроции самого Алексея Новикова, сложённого атлетически, как "Дорифор" Поликлета с пропорциями 1 к 10, и его фигуры на полотнах.

Алексей был исключительным колористом. Тут очень интересно его сходство с Оскаром Рабиным. Они фактически ровесники, и оба учились в Риге в Латвийской Академии художеств примерно в одно время. Оба, как я полагаю, улавливали дух времени, ведь художники чрезвычайно чувствительны, они ловят флюиды и вайбы буквально из ноосферы.

Оскар Рабин.
Оскар Рабин.
Оскар Рабин.
Оскар Рабин.
А вот работы Алексея Новикова. Обратите внимание на две крайние работы, слева и справа. По композиционным и цветовым решениям они очень схожи. Эти работы были выставлены в сентябре 2025 года на мероприятии "АРТХАУС-2025" под кураторством Августа Котляра.
А вот работы Алексея Новикова. Обратите внимание на две крайние работы, слева и справа. По композиционным и цветовым решениям они очень схожи. Эти работы были выставлены в сентябре 2025 года на мероприятии "АРТХАУС-2025" под кураторством Августа Котляра.
Колористика цикла "Мезенские вдовы" Виктора Попкова, это 1960-е годы
Колористика цикла "Мезенские вдовы" Виктора Попкова, это 1960-е годы
Колористика цикла "Мезенские вдовы" Виктора Попкова.
Колористика цикла "Мезенские вдовы" Виктора Попкова.

Очень примечательно, что Виктор Попков, Оскар Рабин и Алексей Новиков в изображении русской деревни и русского уклада жизни использовали нечасто встречающееся сочетание оттенков розового и серого цвета. Не красный и чёрный, которые в комбинации создают ощущение резкости и тревоги, опасности и скорби, а именно розового и серого, которые создают более глубокое настроение и куда вариативнее доносят оттенки человеческих чувств.

Интересен диалог Алексея Новикова с Марком Шагалом витебского и раннего парижского периодов, когда Шагал вместе пьянствовал в сквоте "Улей" со всем цветом живописи и скульптуры первой половины двадцатого века - с Модильяни, Пикассо, Бранкузи, Цадкиным, Сутиным, Леже и прочими звёздами первой величины. У Шагала были две фирменных вещи - парение над землёй и зелёная коза.

Вот шедевр Марка Шагала. На переднем плане - естество, на заднем - фирменная шагаловская зелёная коза.
Вот шедевр Марка Шагала. На переднем плане - естество, на заднем - фирменная шагаловская зелёная коза.
А вот здесь у Шагала влюблённые воспарили над бренным деревенским бытием
А вот здесь у Шагала влюблённые воспарили над бренным деревенским бытием
В этой работе Алексея Новикова мы видим таких же условных животных, как у Ш агала, воспаряющую рыбу, супрематические формы и цвета, возносящуюся фигуру гармониста.
В этой работе Алексея Новикова мы видим таких же условных животных, как у Ш агала, воспаряющую рыбу, супрематические формы и цвета, возносящуюся фигуру гармониста.
Здесь у Алексея Новикова деревенская бабка превращается в Зелёного Ангела и возносится в небо, на заднем фоне красное животное, то ли коза, то ли корова, то ли лошадь. 1984 год.
Здесь у Алексея Новикова деревенская бабка превращается в Зелёного Ангела и возносится в небо, на заднем фоне красное животное, то ли коза, то ли корова, то ли лошадь. 1984 год.
На этой работе Алексея Новикова середины восьмидесятых тот же сюжет - деревня и в воротах красное животное, очень условное, но явно полезное в хозяйстве - коза, корова или лошадь. Это поздняя осень, потому что кроны деревьев оранжево-красные, уже оголившаяся перед зимой земля, и закатные сумерки - тяжёлое небо и последние лучи закатывающегося за горизонт оранжево-красного солнца. Обратим внимание на схожесть заборов у Новикова и Шагала - они везде похожи на зубья пилы, распиливающей единой пространство обитания.
На этой работе Алексея Новикова середины восьмидесятых тот же сюжет - деревня и в воротах красное животное, очень условное, но явно полезное в хозяйстве - коза, корова или лошадь. Это поздняя осень, потому что кроны деревьев оранжево-красные, уже оголившаяся перед зимой земля, и закатные сумерки - тяжёлое небо и последние лучи закатывающегося за горизонт оранжево-красного солнца. Обратим внимание на схожесть заборов у Новикова и Шагала - они везде похожи на зубья пилы, распиливающей единой пространство обитания.
И ещё раз обращаю внимание на форму и гамму: намеренно смещённые линии, которые решают непосильную задачу - совмещение прямой и обратной перспективы; земля и небо писаны одной тональностью, что показывает неразрывность человеческого бытия и деятельности с окружающей нас природой и действительностью. Алексей очень хорошо чувствовал жизненный процесс - рождение, тяжкий труд, минуты радости с гармонью, и смерть, уносящая натруженую душу в виде зеленого ангела.
И ещё раз обращаю внимание на форму и гамму: намеренно смещённые линии, которые решают непосильную задачу - совмещение прямой и обратной перспективы; земля и небо писаны одной тональностью, что показывает неразрывность человеческого бытия и деятельности с окружающей нас природой и действительностью. Алексей очень хорошо чувствовал жизненный процесс - рождение, тяжкий труд, минуты радости с гармонью, и смерть, уносящая натруженую душу в виде зеленого ангела.

В Отечестве Алексей Новиков был не особо признан. Хотя равных ему даже среди наивщиков и примитивистов, самых известных в мире, вроде Анри Руссо, Нико Пиросмани, Камиля Бамбуа, бабушки Мозес, украинских самородков Марии Примаченко и Екатерины Белокур, россиянки Кати Медведевой, не было. С ним в одном ряду могла бы стоять только Наталья Гончарова.

Распятие Натальи Гончаровой.  Ещё много академизма и фигуративности.
Распятие Натальи Гончаровой. Ещё много академизма и фигуративности.
А вот распятие Алексея Новикова. Абсолютная мера условности, но тем не менее всё ясно - в мире идёт борьба света и тьмы, и при смерти на кресте разорвалась завеса в Храме и всё, что было задумано от сотворения мира и от грехопадения, свершилось. До такой степени выразительности через условность, через фактически абстракцию, упакованную в схематичную до предела форму, надо дожить в постоянном поиске.
А вот распятие Алексея Новикова. Абсолютная мера условности, но тем не менее всё ясно - в мире идёт борьба света и тьмы, и при смерти на кресте разорвалась завеса в Храме и всё, что было задумано от сотворения мира и от грехопадения, свершилось. До такой степени выразительности через условность, через фактически абстракцию, упакованную в схематичную до предела форму, надо дожить в постоянном поиске.

Зато на Западе Алексей Новиков был принят на ура. Он опередил и западную живопись. Его с восторгом приняли галеристы и коллекционеры в Швейцарии, а она набита произведениями искусства, не только музеи и галереи, но и фрипорты, где хранится искусства на многие миллиарды долларов. Публика там прошаренная и насмотренная. Это родина главной мировой выставки-ярмарки - Art Basel. В Швейцарии и её окрестностях рождались и дада, и кубизм. Швейцария дала знаковых художников, создавших направления: это скульптор Джакометти, это Пауль Клее, это Жан Тэнгли и это обожаемый всем продвинутым человечеством Ганс Гигер, создатель "Ксеноморфа" ("Чужого").

На выставке в Цюрихе: от Алексея Новикова не отходил президент серьёзнейшего банка Credit Swiss Бенни Суттер
На выставке в Цюрихе: от Алексея Новикова не отходил президент серьёзнейшего банка Credit Swiss Бенни Суттер

Когда сын Игорь привёз отца Алексея в Швейцарию, в него сразу вцепился тамошний истеблишмент. Они поняли, что имеют дело не просто с художником, а с целым явлением культуры. Швейцария может считаться родиной ар-брюта, потому что Ханс Принцхорн работал именно Швейцарии и в Лозанне основан самый большой музей в мире, собравший наивное искусство и ар-брют.

Это картина немецкого художника Карла Хурма (1930-2019), работавшего в стиле ар-брют. Он ровесник Алексея Новикова, и себя считал наследником Пикассо и Клее, Шагала и Тэнгли.
Это картина немецкого художника Карла Хурма (1930-2019), работавшего в стиле ар-брют. Он ровесник Алексея Новикова, и себя считал наследником Пикассо и Клее, Шагала и Тэнгли.
Рисунки древних краманьонцев в Каповой пещере, им около 20 тысяч лет
Рисунки древних краманьонцев в Каповой пещере, им около 20 тысяч лет
Это вот настоящий наив, примитив и ар-брют, это всё из Каповой пешщеры в Башкирии. Очень напоминает и зелёную козу Шагала, и быков Пикассо, и неопределенных сельхозживотных Алексея Новикова - вскрыты какие-то автохтонные слои сознания и преломления действительности.
Это вот настоящий наив, примитив и ар-брют, это всё из Каповой пешщеры в Башкирии. Очень напоминает и зелёную козу Шагала, и быков Пикассо, и неопределенных сельхозживотных Алексея Новикова - вскрыты какие-то автохтонные слои сознания и преломления действительности.

Работы отца и сына Новиковых настолько поразили швейцарскую и европейскую публику, что их под опеку взял тамошний директорат ЮНЕСКО и лично президент Швейцарской Конфедерации Карин Келлер-Зуттер. То есть глава государства лично признала их культурную ценность для изобилующей и пресыщенной искусством богатой Швейцарии.

Страница из швейцарской прессы: Президент Швейцарской Конфедерации Карин Келлер-Зуттер у себя дома на фоне картины Алексея Новикова с каталогом работ его и Игоря.
Страница из швейцарской прессы: Президент Швейцарской Конфедерации Карин Келлер-Зуттер у себя дома на фоне картины Алексея Новикова с каталогом работ его и Игоря.

Госпожа президент заявила прессе, что она знает только двух настоящих художников - Алексея и Игоря Новиковых. Им были предложены мастерские за счёт государства и право жить и работать в Швейцарии. Более подробно об этой государственно мыслящей женщине-политике, понимающей всю важность поддержки искусства для процветания страны, можно прочитать здесь https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D1%80-%D0%97%D1%83%D1%82%D1%82%D0%B5%D1%80,_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD

Да, Алексея Новикова в какой-то степени оценили при жизни и в России; покойный Зураб Церетели понимал ценность этого художника, который был настоящим национальным достоянием, до понимания которого массы, считающие Малевича и Кандинского современным искусством, а Поллока и Баскию мазнёй, ещё не доросли.

Но время его придёт, как пришло время Винсента ван Гога, Амедео Модильяни, тех же Поллока и Баскии, Твомбли и Бэкона. Всё настоящее, истинно новое, не сразу пробивается к своему зрителю. А потом, как затравленные Булгаков, Мандельштам, Пастернак, Ахматова и Бродский, возносятся на пьедестал и становятся "нашим всем".