Найти в Дзене

Сальери отравил Моцарта? Как родился миф — и почему он живёт

Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери. Один из величайших композиторов в истории скончался неожиданно и совсем молодым, что породило множество слухов и легенд. Самая известная из них гласит: Моцарт был отравлен своим соперником, придворным композитором Антонио Сальери. Эта захватывающая история о смертельной зависти два века будоражит умы и нашла отражение в литературе, опере и кино. Но что говорят исторические факты? Попробуем разобраться, откуда взялся миф об отравлении Моцарта Сальери и чем на самом деле объясняется трагическая смерть гения. Моцарт и Сальери: соперничество и биографический контекст Вена — музыкальная столица Европы. Для начала важно понять, какими были реальные отношения Моцарта и Сальери. Вена 1780-х годов — музыкальная столица Европы, где вокруг императорского двора плелись интриги за место под солнцем. Антонио Сальери был признанным мастером и влиятельным наставником музыкантов — среди его учеников числились Бетховен, Шуберт и юный Лист. Его карьера складывал
Оглавление
Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.
Вольфганг Амадей Моцарт и Антонио Сальери.

Один из величайших композиторов в истории скончался неожиданно и совсем молодым, что породило множество слухов и легенд. Самая известная из них гласит: Моцарт был отравлен своим соперником, придворным композитором Антонио Сальери. Эта захватывающая история о смертельной зависти два века будоражит умы и нашла отражение в литературе, опере и кино. Но что говорят исторические факты? Попробуем разобраться, откуда взялся миф об отравлении Моцарта Сальери и чем на самом деле объясняется трагическая смерть гения.

Моцарт и Сальери: соперничество и биографический контекст

Вена — музыкальная столица Европы.
Вена — музыкальная столица Европы.

Для начала важно понять, какими были реальные отношения Моцарта и Сальери. Вена 1780-х годов — музыкальная столица Европы, где вокруг императорского двора плелись интриги за место под солнцем.

Антонио Сальери был признанным мастером и влиятельным наставником музыкантов — среди его учеников числились Бетховен, Шуберт и юный Лист. Его карьера складывалась блестяще, он пользовался расположением императора Иосифа II и занимал престижные должности при дворе.

Вольфганг Амадей Моцарт, на 6 лет моложе Сальери, был вундеркиндом и незаурядным талантом, но в Вене испытывал трудности с постоянным заработком и должностью при дворе.

Хотя позднейшие легенды изображают Сальери завистливым злодеем, историки утверждают, что у него не было веских причин ненавидеть или тем более убивать Моцарта. Напротив, Сальери был известен как любезный человек, помогавший многим музыкантам, и сам добился большого успеха — скорее уж Моцарт мог ревновать к Сальери, чем наоборот.

В реальности они не были заклятыми врагами: близкой дружбы между ними не сложилось, но и открытой вражды не наблюдалось. Известно, например, что в 2015 году было обнаружено совместное произведение Моцарта и Сальери — кантата, написанная ими вместе в честь певицы Нэнси Стораче. Более того, в чем-то их даже можно считать единомышленниками: оба поддерживали просветительские реформы императора Иосифа II и продвигали новые идеи в музыке.

Таким образом, образ Сальери как завистливого посредственности — это художественный вымысел, появившийся позже. Современники XVIII века ценили музыку Сальери наряду с моцартовской, и не всем было очевидно, кто из них гений, а кто просто талантливый мастер. Однако судьба распорядилась так, что ранняя смерть Моцарта дала почву для драматических слухов.

Загадочная смерть Моцарта

-3

В декабре 1791 года Моцарт внезапно скончался в Вене на 36-м году жизни. Ещё за пару недель до смерти он почувствовал недомогание, которое лишь усиливалось. В течение двух последних недель у композитора отмечались сильные отёки всего тела и приступы рвоты. Болезнь протекала тяжело, но её природа оставалась неясной — врачи, наблюдавшие Моцарта, не оставили подробных отчётов, а вскрытие тела не проводилось. В церковной книге собора Святого Стефана причиной смерти была записана «лихорадка с сыпью» (так называемая «потница») — распространённое в то время расплывчатое описание, не указывавшее на конкретное заболевание.

Такая неожиданная смерть молодого гения сразу же породила подозрения. Всего через несколько дней после кончины Моцарта в европейской прессе появились первые слухи о возможном отравлении. Так, в одном берлинском музыкальном еженедельнике уже в декабре 1791 года писали:

«Моцарта больше нет. С тех пор как он вернулся из Праги, он всё время хворал. У него была водянка, а после смерти тело раздулось; полагают даже, что он был отравлен».

Сам Моцарт, чувствуя приближение конца, будто бы говорил супруге, что подозревает отравление ядом на основе мышьяка (в XVIII веке распространённый тип яда). Однако никаких конкретных обвинений композитор при этом не выдвигал.

Дополнительной пищей для сплетен стали странные обстоятельства: Моцарт состоял в масонской ложе и работал над загадочным «Реквиемом», который, как он чувствовал, пишет для самого себя. Его вдова Констанция, измученная горем и заботами о детях, вообще не присутствовала на похоронах мужа — что тоже выглядело необычно. Всё это породило атмосферу таинственности.

В венских салонах и газетах конца 1791 года обсуждали: неужели кто-то мог желать смерти Моцарта и помочь ему уйти из жизни? Мрачное подозрение пало на его коллегу Сальери, одного из самых влиятельных композиторов Вены.

Рождение легенды об отравлении

-4

Слухи, что именно Антонио Сальери отравил Моцарта, быстро распространились и долго жили в музыкальной среде. Во многом этому поспособствовала политико-культурная почва. В Европе начала XIX века обострилась конкуренция между «немецким гением» и «итальянской музыкальной школой».

Моцарта стали воспринимать как символ немецкого духа, способного сломить господство итальянцев при дворе, и смерть молодого немецкого гения обросла националистическими инсинуациями. Сальери же удобно вписался в роль злодея-итальянца, якобы мстящего за поражение своей школы.

В разных вариациях появлялись даже альтернативные конспирологические версии: например, что Моцарта устранили вольные каменщики (масоны) за излишнюю самостоятельность, или что композитора отравили по распоряжению таинственных влиятельных кругов.

В эпоху нацистской Германии эту легенду переиначили в антисемитском ключе — будто «национального немецкого гения» отравило космополитичное масонство. Однако реальных доказательств ни одной из этих теорий представлено не было.

Особую живучесть мифу про Сальери придали слухи о признании самого Сальери. В последние годы жизни (итальянский композитор дожил до 1825 года, скончавшись в возрасте 74 лет) у него развилась старческая деменция.

В 1824 году Сальери находился в клинике, и злые языки болтали, будто в бреду старик сознался, что отравил Моцарта, и даже пытался покончить с собой из раскаяния. Эти слухи стали сенсацией, хотя достоверных свидетельств не было: слуги Сальери, не отходившие от него, категорически отрицали какие-либо признания.

Да и сам маэстро, приходя в сознание, умолял посетителей (включая знаменитого Россини) опровергнуть эту жестокую клевету. Спустя много лет ученик Сальери Игнац Мошелес вспоминал, что слова умирающего могли исказить: возможно, Сальери лишь горько сетовал, что своими интригами он образно «отравил» многие часы жизни Моцарта, но физического убийства не совершал.

Тем не менее романтичная легенда о признании на смертном одре оказалась слишком привлекательной для публики и ещё более укрепила веру в виновность Сальери.

Пушкин, опера и фильм: миф в культуре

Пушкин — создатель мифа.
Пушкин — создатель мифа.

От слухов до высокого искусства — один шаг. Легенда о том, что Сальери отравил Моцарта, получила мировую известность благодаря произведениям культуры. В 1830 году Александр Пушкин написал маленькую трагедию «Моцарт и Сальери», где изобразил Антонио Сальери завистливым злодеем, который подливает яд в бокал доверчивого Моцарта.

Пушкин опирался не на исторические факты, а на ходившие по Европе слухи, превратив их в глубокую притчу о зависти и гении. Спустя несколько десятилетий композитор Николай Римский-Корсаков написал одноимённую оперу по пушкинскому сюжету, закрепив в сознании русской публики образ Сальери-отравителя.

В XX веке эта история зажила новой жизнью на Западе. Британский драматург Питер Шеффер в 1979 году пьесой «Амадей» предложил свою версию отношений Моцарта и Сальери, вдохновлённую пушкинским сюжетом. В оскароносной экранизации Милоша Формана «Амадей» (1984) Сальери предстаёт затаённо враждебным к Моцарту; хотя в фильме он прямо не убивает героя, его выводят как коварного интригана — фактически «чёрного человека», что травит жизнь гения.

Этого оказалось достаточно, чтобы для миллионов зрителей Сальери запомнился однозначно отрицательным персонажем. В массовой культуре укоренилось клише: «Моцарт — светлый божественный гений, Сальери — мрачный завистник, пошедший на преступление».

Разумеется, такая репутация стала трагедией для самого имени Сальери. В 1990-х годах поклонники композитора даже инициировали своеобразный судебный реванш.

В 1997 году в Милане был проведён символический суд, на котором в присутствии профессиональных юристов дело о гибели Моцарта пересмотрели — и Сальери официально «оправдали за отсутствием состава преступления». Разумеется, этот процесс носил скорее культурно-символический характер и не имел юридической силы, но сам факт говорит о многом: потомки стремятся восстановить доброе имя маэстро.

От чего же умер Моцарт: версии и факты

-6

Если версия об убийстве несостоятельна, то каковы реальные причины смерти Моцарта? Точный диагноз до сих пор установить сложно — как упоминалось, медицинских свидетельств мало, а могила композитора затеряна, исключая современные анализы. Однако исследователи выдвинули ряд правдоподобных гипотез:

  • Острое заболевание. Многие врачи полагают, что Моцарт умер от резкого обострения давних недугов — например, от ревматической лихорадки или других инфекционных осложнений. Известно, что за свою жизнь он часто болел (тонзиллиты, лихорадки и пр.), что могло подорвать здоровье.
  • Инфекция и осложнения. В 2009 году учёные провели эпидемиологическое исследование архивов Вены и выяснили, что осенью 1791 года в городе была вспышка болезни с отёками и высокой температурой. Они пришли к выводу, что Моцарт мог умереть от стрептококковой инфекции (ангина), давшей тяжёлое осложнение на почки. При ухудшении состояния врачи тогда практиковали кровопускание, что могло лишь усугубить ситуацию. Также называют скарлатину как возможную (хоть и менее вероятную) причину в контексте той же эпидемии.
  • Отравление медикаментами. Ещё одна версия – отравление ртутью, но не злым умыслом, а в ходе лечения. В XVIII веке врачи широко применяли ртутные препараты, например, для лечения сифилиса. Существует предположение, что Моцарт получал такое лечение и оно могло его отравит, но убедительных данных о сифилисе у Моцарта нет.
  • Пищевое отравление. В литературе высказывалась даже гипотеза, что композитор мог заразиться трихинеллёзом от плохо прожаренной свинины — эта версия появилась из анализа его переписки, где незадолго до болезни он упоминал любимое свиное блюдо. Однако прямая связь не доказана.
  • Медицинские ошибки. Семья Моцарта склонялась к мысли, что врачи лечили его неправильно. Сестра жены, София Вебер, вспоминала, что один из докторов приехал к умирающему композитору с запозданием и применил холодные компрессы, после чего Моцарт уже не приходил в сознание. Есть даже смелые версии, что обмороки и падения, случавшиеся у Моцарта в 1790–91 годах, могли привести к хронической субдуральной гематоме (кровоизлиянию), а последнее кровопускание спровоцировало её фатальный разрыв. Но это скорее исключение из общего ряда версий.

Таким образом, на сегодняшний день наиболее вероятными причинами смерти Моцарта считаются осложнения от инфекции или других природных болезней. Ни одна серьёзная экспертиза не подтверждает версию преднамеренного убийства — напротив, историки и медики не нашли никаких доказательств ни отравления композитора, ни причастности Сальери. Все обвинения против Сальери признаны бездоказательными и отвергнуты специалистами.

Заключение

-7

Миф о «Сальери-отравителе» — яркий пример того, как реальная история переплелась с вымыслом. Ранний уход Моцарта из жизни, тайна его последней болезни и человеческая склонность искать драматические объяснения породили легенду о смертельной зависти. Эта легенда вдохновила великие произведения — от пушкинской трагедии до голливудского фильма — и сама стала частью культурного наследия. Однако, разграничивая художественный вымысел и действительность, мы видим: исторических доказательств причастности Сальери нет, а Моцарт умер, вероятно, своей смертью – пусть и ускоренной болезнью или не самыми лучшими методами лечения того времени.

История Моцарта и Сальери напоминает нам о цене гения и опасности зависти, но также учит относиться критически к слухам. Спустя два с лишним века мы отдаем должное обоим композиторам: одному – как бессмертному гению музыки, другому — как достойному мастеру, чьё доброе имя, хочется верить, окончательно освобождено от ядовитой тени мифа.

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.