Найти в Дзене

«Слово о полку Игореве» произведение 18 века? Часть 2

Это продолжение прошлой статьи. Если вы перешли по ссылке, значит произведение вас заинтересовало. Приятного чтения) В произведении упоминается очень много персонажей, многие из которых существовали на тот момент времени. Мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые играют важную роль в произведении. Боян Игорь Новгород-Северский Какая из позиций вам ближе решайте сами, когда прочитаете произведение. Буй-тур Всеволод Святослав - голос автора Ярославна Хочу отметить, что система образов строиться на приеме антитезы. Светлые образы русских князей противопоставлены "поганным половцам" (в произведении упоминается половецкие ханы - Кончак и Гзак). Мудрый Святослав противопоставлен безрассудному Игорю и лиричной Ярославне. "Слово" наполнено различными символами, которые, в большей степени, предсказывают беду. Вот некоторые из них: 2. Во сне Святослава Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла и таинственности. В "Слове" вы м
Оглавление

Это продолжение прошлой статьи. Если вы перешли по ссылке, значит произведение вас заинтересовало. Приятного чтения)

5. Система образов

В произведении упоминается очень много персонажей, многие из которых существовали на тот момент времени. Мы рассмотрим лишь некоторые из них, которые играют важную роль в произведении.

Боян

  • Древнерусский певец и сочинитель песен о битвах, походах и ополчениях своей эпохи;
  • Автор называет Бояна "стариным соловьем", то есть певцом из прошлого

Игорь Новгород-Северский

  • храбрый, но безрассудный воин;
  • Б. А.Рыбаков писал о нем, что Игорь - самонадеянный, испытывал зависть к славе прошлогодних победителей Кобяка (половецкого хана);
  • Д. С. Лихачев писал, что Игорь - прямодушный и честный, очертя голову бросается в поход против половцев

Какая из позиций вам ближе решайте сами, когда прочитаете произведение.

Буй-тур Всеволод

  • Его прозвище переводится как "могучий бык";
  • Брат Игоря;
  • Могучий, бесстрашный и сильный воин. Он подобен русскому богатырю;
  • Его "златой шлем" виден среди пловецких войск.
Буй Тур Всеволод
Буй Тур Всеволод

Святослав - голос автора

  • Мудрый, великий, патриотичный
  • Беспощаден к врагу, истинный защитник родины

Ярославна

  • Воплощение обычной русской женщины, знакомой с печалями военного времени, хотя и принадлежит к высшему сословию.
  • Д. С. Лихачев пишет о ней, что Ярославна - воплощение семьи, мира, языческого слияния с природой.

Хочу отметить, что система образов строиться на приеме антитезы. Светлые образы русских князей противопоставлены "поганным половцам" (в произведении упоминается половецкие ханы - Кончак и Гзак). Мудрый Святослав противопоставлен безрассудному Игорю и лиричной Ярославне.

6. Символы и фольклорные мотивы.

"Слово" наполнено различными символами, которые, в большей степени, предсказывают беду. Вот некоторые из них:

  1. Перед битвами с половцами
  • Солнечное затмение - символ беды и неудачи;
  • Кровавые зори - символизируют сражение и кровопролитие;
  • Черные тучи - это символ половецких войск;
  • Крик ворон - символ беды.

2. Во сне Святослава

  • Тисовая кровать - символ смерти
  • Пустой колчан - также символ смерти
  • "Крупный жемчуг" - символ слез. Жемчуг сам по себе символ горя
  • Черный покров - предветие беды

Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла и таинственности.

  • Ворон - символ горя
  • Лебедь - символ красивой девушки
  • Сокол - символ доброго молодца
  • Кукушка - символом тоскующей женщины
  • Соловей - символ добра, победы и торжества.

В "Слове" вы можете увидеть очень много фольклорных приемов. Но само произведение не относится к фольклору, потому что его создал не народ, а конкретный автор, имя которого кануло в летах.

Какие же фольклорные приемы используются? Например, Оописание Всеволода буй-тура в разгар схватки восходит к былинным традициям, герой напоминает богатыря Илью Муромца. Бегство князя Игоря из половецкого плена имеет сказочные мотивы: герой, спасаясь от преследования, оборачивается в сокола, силы природы помогают ему.

В произведении можно заметить очень много постоянные эпитеты, характерные для устного народного творчества: «серый волк», «сизый орёл», «борзые кони», «чистое поле», «чёрная земля», «зелёная трава», «светлое солнце» и др.

Природы выступает как самостоятельное действующее лицо - это еще один фольклорный мотив. Упоминается несколько языческих богов, которые были взяты автором из народных верований: например, образ «девы Обиды», «ветры, внуки Стрибога».

7. Влияние на культуру

Образы и мотивы «Слова» нашли отражение во многих творческих сферах.

В литературе образы из "Слова" можно заметить в произведении В. Жуковского «Певце во стане русских воинов». Сам А. С. Пушкин обращался к "Слову" при написании поэмы «Руслан и Людмила».

Также образы «Слова» использованы в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина.

К сюжету «Слова» часто обращались художники. Например, Виктора Васнецова, написавший картину «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880). Картина Николая Рериха «Поход князя Игоря» также сделанна на основе этого произведения.

-2

В музыке поэма нашла отражения в опере А.П. Бородина "Князь Игорь". Хор пролога оперы «Солнцу красному слава» опирается на подлинный текст из поэмы. Именно для этой оперы была написана достаточно известная песня «Улетай на крыльях ветра», которую мы знаем в исполнении Евгении Сотниковой. Но это всего лишь кавер на одну из частей оперы, созданной в 19 веке.