Найти в Дзене
Библиотекарь

Божественный опыт креста

Я наверное ранее затрагивал эту тему, раз вновь и вновь возвращаюсь к ней в своих мыслях. Суть вопроса заключается в следующем; можно ли или даже правомерно ли думать о опыте как приобретенном или пережитом, в отношении Самого Бога? Другими словами, может ли Бог наподобие нас переживать нечто новое и то, что ранее с Ним не происходило и не было никогда на протяжении всего Его вечного бытия. Конечно это может звучать крамольно, в некоторой степени еретично, но вопрос так или иначе возникает, во всяком случае у меня. Подобные мысли чем-то мне напоминают знаменитую картину Василия Поленева "Христос и грешница", которую официальная цензура много лет запрещала или выставляла под другим названием, только потому, что Христос изображен на ней вопреки всем канонам, без характерного нимба и прочей святой атрибутики, в окружении обычном и примитивном. Нечто подобное происходит и со мной, раз я задаю себе такие вопросы; можно ли вообще говорить о Боге в таком ключе? Знаете, что не дает мне покоя

Я наверное ранее затрагивал эту тему, раз вновь и вновь возвращаюсь к ней в своих мыслях. Суть вопроса заключается в следующем; можно ли или даже правомерно ли думать о опыте как приобретенном или пережитом, в отношении Самого Бога?

Другими словами, может ли Бог наподобие нас переживать нечто новое и то, что ранее с Ним не происходило и не было никогда на протяжении всего Его вечного бытия. Конечно это может звучать крамольно, в некоторой степени еретично, но вопрос так или иначе возникает, во всяком случае у меня.

Подобные мысли чем-то мне напоминают знаменитую картину Василия Поленева "Христос и грешница", которую официальная цензура много лет запрещала или выставляла под другим названием, только потому, что Христос изображен на ней вопреки всем канонам, без характерного нимба и прочей святой атрибутики, в окружении обычном и примитивном. Нечто подобное происходит и со мной, раз я задаю себе такие вопросы; можно ли вообще говорить о Боге в таком ключе?

Знаете, что не дает мне покоя много лет? Всего лишь один текст из послания к Еврееям, где написано, что Христос, вместо "предлежавшей Ему радости, претерпел крест" (Евр 12:2). Именно, глагол "претерпел" и волнует вызывая интерес.

В греческом оригинале Нового Завета, слово "ὑπομένετε" (hupomenete) переведенное, как "терпение" и производные от него встречаются 15-раз. В большинестве случаев говорится о банальном терпении. Чего стоит только знаменитое "претерпевший до конца, спасется" и иже с ними. Пару раз глагол упоминается в значении "остаться", "задержаться", (Лук. 2:43) (Деян. 17:14). Еще более интересные варианты связаны с идеей перенесения тягот или страданий. В Послании к Коринфянам в гимне любви есть потрясающая строка, "...любовь...все переносит" (1-Кор 13:7) В послании Иакова, подобная мысль о перенесении тягот звучит в такой варианте.

"Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его". (Иак. 1:12)

Все три варианта по своему хороши и интересны. Следует заметить, что в самом послании к Еврееям, терпение упоминается четыре раза, два из которых относятся к Господу Иисусу и пару раз являются общеупотребительными. Самый интересный момент встречается в тексте, фрагмент которого я привел выше.

"Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия". (Евр. 12:2)

Похожий по смыслу и словоупотреблению в этом же послании звучит в третьем стихе, где говорится вновь о перенесении и подвиге терпения.

"Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими". (Евр. 12:3)

Какого рода "терпения" потребовалось для изнемогающего опыта креста, помимо самой боли и унижений? Легко ли говорить об этом в тиши теплой комнаты, под аромат вкусного кофе? Безусловно нет. Можем ли мы говорить и думать о некоем приобретени опыта Сына Божия, того, что с Ним никогда ранее не было, и не будет?

Ключевой термин "претерпел" в синодальном переводе самым красивыми и точным образом отражает идею реального переживания божественного опыта креста. Можно смело утверждать, что Бог в данном случае сталкивается с нечто таким, что Он предвидел, но никогда не переживал в Своей бесконечной природе и безначальном бытие (уж простите меня за такое корявое сравнение).

Никогда не задумавались, почему в книге Откровение, говоря о достоинстве Сына Божия, Его верховной власти и прочем, прежде всего звучит самым прямым текстом идея перенесения крестых мук? А все в том же послании к Еврееям находится еще одна потрясающая мысль.

"Но видим, что за претерпение смерти увенчан славою и честью Иисус, Который не много был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех". (Евр. 2:9)

И хотя в оригинале нет идеи "терпения" ( речь идет о страданиях) главная мысль заключается в увенчании и последующей славе, как раз за перенесение этих самых страданий. Откровение несколько раз дублирует эту идею в следующих форматах.

"Которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение". (Откр. 5:12)

Этот мотив неоднократно звучит на страницах Нового Завета. Я не буду собирать статистику, главное в том, что опыт Сына Божия, открывает некогда сокрытые страницы, (для меня во всяком случае) и дает пищу для размышлений.

Крест становится во главу угла. Ученики Христа, Его последователи, эту мысль превозносили, от нее отталкивались и ее вдохновлялись. Новый Завет многократно возвышает страдания Сына Божия, помещая их в самый центр повествования, и этим самым возносит Господа Иисуса в высший пример и образец. Если Сам Божий Сын "претерпел", то и верующие в Него призваны терпеть.

Но самое главное - Бог на Себе испытал боль и муки, страдания, одиночество, унижения, и в конечном итоге - смерть. Что более всего потрясаят, так это восприятие и полное погружение, как это принято говорить в наше время.

Бог приобрел опыт, в какой-то степени мы можем так думать, и это восхищает!