Продолжаем обзоры публикаций по открытой науке. Вашему вниманию предлагается исследование, посвященное трансформации осведомлённости учёных и специалистов об альтметрике: Ударцева О. М. Трансформация осведомлённости учёных и специалистов об альтметрике // Научные и технические библиотеки. 2025. No 8. С. 52–71. DOI: https://doi.org/10.33186/1027-3689-2025-8-52-71
▎Актуальность и цели исследования
Современная наука сталкивается с проблемами объективной оценки качества научных исследований и распространённости их результатов. До недавнего времени основным инструментом для такой оценки была традиционная библиометрия, основанная исключительно на количестве ссылок и цитат. Но такая практика далеко не всегда адекватно отражает реальный вклад исследователя и популярность его труда.
Именно поэтому всё большее распространение получает концепция альтметрии — нового способа измерения влияния научной работы посредством учета множества альтернативных метрик: просмотров, скачиваний, комментариев, репостов и других форм показателей. Это направление активно развивается последние десятилетия, особенно благодаря росту доступности цифровых архивов и соцсетей, где научные публикации получают широкую аудиторию.
Однако остаются сомнения относительно надёжности и валидности альтметрических измерений, что создает потребность в изучении реального состояния ситуации и определении путей дальнейшего внедрения альтметрии в российскую практику.
▎Цель
Основная цель данной работы заключается в проведении комплексного изучения уровня информированности российских ученых и специалистов о принципах и механизмах альтметрии.
▎База и методы исследования
Исследование основано на специально разработанной анкете, направленной на изучение представлений о способах измерения научной продуктивности возможностями альтметрии. Опрос проводился среди широкой категории респондентов, включающей представителей различных профессиональных уровней: от студентов и аспирантов до преподавателей и докторов наук. Всего в опросе приняло участие 147 человек.
Были собраны данные по таким аспектам, как:
- Степень знакомства с терминологией («альтметрия»).
- Осведомленность о популярных альтметрических сервисах.
- Использование конкретных альтметрических метрик в повседневной профессиональной деятельности.
- Причины доверия или недоверия к альтметрии как средству оценки качества исследований.
Методом сравнения были проанализированы зарубежные аналоги исследований, что позволило создать полную картину международного опыта и особенностей российской действительности.
▎Основные результаты
Анализ собранных данных позволил автору прийти к ряду важных выводов:
- Несмотря на растущую популярность альтметрии, большинство российских ученых (более 40%) слабо понимают значение термина «альтметрия».
- Даже среди тех, кто знаком с термином, лишь небольшая часть регулярно пользуется услугами специализированных альтметрических сервисов вроде Altmetric или Plum Analytics.
- Показатель цитируемости продолжает оставаться главным ориентиром в оценке научных трудов (69,4% респондентов назвали его важнейшим фактором).
- Загрузка файлов (скачивание полных текстов статей), просмотра страниц публикаций и рекомендации оказались менее важными показателями для большинства ученых.
- Российские ученые склонны полагаться на привычные формы подтверждения успеха своих исследований, считая альтметрию скорее дополнением, нежели полноценным самостоятельным методом оценки.
Особенно важно отметить следующее наблюдение: в отличие от российских коллег, западные ученые воспринимают альтметрику гораздо позитивнее, признавая её эффективность и пользу для науки.
▎Выводы
Подытоживая изложенное, автор приходит к выводу, что альтметрия постепенно входит в арсенал средств оценки научных исследований, однако ее роль пока остается ограниченной. Основная причина этого — низкая осведомленность ученых о потенциальных выгодах альтметрии и недостаток четких стандартов её применения.
Тем не менее, автор видит перспективы роста значимости альтметрии в будущем. Он предлагает ряд мер, направленных на повышение вовлеченности российских ученых в процессе освоения альтметрии:
- Создание учебных курсов и семинаров, посвященных новым методикам измерения научной успешности.
- Разработка и продвижение национальных альтметрических сервисов, адаптированных под специфику российских реалий.
- Формулирование единых критериев оценки научных достижений, интегрирующих элементы альтметрии наряду с традиционными методами библиометрии.
Заключительная мысль автора: интеграция альтметрии в отечественную научную среду способна существенно повысить прозрачность и точность оценки научной деятельности, создав условия для поощрения инновационного и качественного творчества ученых.