Сюжет фильма прост и не нов. Главный герой Боб Фергюсон в свои молодые годы вместе с любовницей состоял в группировке революционеров. Спустя 16 лет в его жизнь врывается давний противник полковник Локджо. Чтобы спасти дочь, Боб обращается за помощью к своим бывшим соратникам.
Страна производитель: США
Жанр: преступление, драма, триллер, боевик
Режиссёр: Пол Андерсон
Этот фильм очень тепло приняли критики, и называют ярким политическим высказыванием. Его уже окрестили лучшим фильмом года и прочат множество оскаров. Почему я не согласна с мнением критиков? Рассказываю.
Как видят этот фильм американские зрители
"Битва за битвой" - это сатира на американское общество. Действие происходит словно в альтернативной Америке, где всё так и немного не так. В этой Америке группировка "Френч 75" борется за права иммигрантов (заметим не мигрантов, а именно иммигрантов, хотя, конечно, на поверхности, это миграционная повестка, которая агрессивно навязывается всему обществу и не только американскому), которых перед высылкой держат в лагерях на границе с Мексикой. Участники группы освобождают иммигрантов и помогают скрыться, разносят подвалы деньгохранилищ и муниципальных зданий (правда в нерабочее время, чтобы никто не было жертв).
Главные герои в фильме гротескны до ужаса и реалистичны до смеха.
Перфидия - потомственная революционерка, этакая эмансипе, которая, между тем, живёт в богатом доме и ничем не занимается (видно жизнь в "плохой" стране это позволяет).
Пэт Калхун/Боб Фергюсон (роль исполнил Лео ДиКаприо) - отвечает за взрывы в группе, но быстро вовлекается в роль отца, ставя новорожденную дочь превыше классовой борьбы. Этот герой, очевидно, образ сегодняшнего стреднестатистического американца, который был когда-то бунтарём (как и положено молодым), а потом понял полную бессмысленность своих действий и просто стал "пнём". Он запутался в "паролях" современного общества, и единственное, что может заставить его подняться с дивана, - угроза дочери.
Стив Локджо (роль исполнил Шон Пен) - вояка, одержимый Перфидией и, как расист и, как мазохист, а ещё упоротый карьерист с чёлкой Гитлера.
Как видят этот фильм русские зрители
Я осознанно разделяю русских и американских зрителей, потому что, у нас в отличие от них, понятия революции и гражданской войны в генетическом коде. Поэтому для нас и не убедительно, то, что мы видим на экране. Остаётся непонятным, где же всё-таки происходит действие картины, в Америке или Мексике? Чего хотят добиться участники группировки, для чего они совершают все эти погромы, какова их финальная цель? По-видимому создатели фильма и сами не смогли это сформулировать (их-то генетический код иной, капиталистический, они поколение в поколение растут на словах, что они "исключительная нация"), поэтому никакой революционный идеи в фильме и нет, борятся себе за что-то, да и ладно.
Также не симпатичны и герои. Перфидия откровенная бездельница, эгоистка, не любит ни жениха, ни собственную дочь, с лёгкостью бросая малютку, чтобы бегать с пистолетом. Вся её идеология заканчивается при первом же задержании. Она не моргнув глазом сдаёт всех своих подельников (а их ликвидируют, между прочим), и судя, по картинке на экране, не без удовольствия пускается в интимную связь со своих главным врагом (ради свободы, как же иначе). Но мы то знаем, что подлинного революционера не напугать ни каторгой, ни эшафотом, и подлинный революционер умрёт, но соратников не выдаст.
Здесь все преступники, и даже обаятельный Сэнсэй Серджио (роль исполнил Бенисио Дель Торо) злостный нарушитель закона. Так кого здесь нужно полюбить? В общем создателям фильма не удался фокус с подменой чёрного и белого, неприятны тут все.
Так почему прочат оскары?
Вопрос, конечно, интересный. Не секрет, что в Голливуде тоже жесточайший кризис кино. Возможно, просто лучше ничего нет? Других объяснений у меня нет.
Первое, что обращает на себя внимание, это невероятное обилие секса в первых минутах фильма. Такой приём используют продюсеры, чтобы удержать у экрана зрителей (да, давно уже определены даже минуты в начале фильма, на которых должны случиться секс, драка и убийство). Но, согласитесь, хорошему фильму это не нужно, а плохой хорошим не сделает, даже если удержит зрителя.
Также в фильме много отсылок к культовым картинам, таким как "Крёстный отец", "Терминатор" и др. Как бы трогательно это не давило на зрительскую память, это всё-равно делает фильм вторичным. А давать оскар за вторичность, по-моему, это фиаско.
По-настоящему в фильме заслуживает оскар только игра актёров (ничего удивительно, когда в дело вступают такие профи как Лео ДиКаприо, Шон Пен и Бенисио Дель Торро) и операторская работа, благодаря которой так хороша оказалась финальная погоня. Технически она снята безупречно, учитывая, что снимали ради атмосферы на плёнку 35 мм. Да уж, искусством кино делает только плёнка, графика - это зрелище.
В этой сцене видится прямая метафора: первая машина, с дочерью героя за рулём - это будущее; вторая машина, с антагонистом - это настоящее; третья машина, с отцом - прошлое. И не хитрый итог, чем всё закончится - будущее всегда побеждает, а колесо истории сделает новый оборот, и дети повторят судьбы своих родителей. Старо, как мир, не правда ли? Так разве этот фильм можно назвать лучшим фильмом года? А вы как считаете?