Найти в Дзене

Могилы знаменитостей, похороненных в «Некрополе мастеров искусств». Часть восемнадцатая

Видная общественная деятельница и благотворительница. Её можно назвать одной из первых русских женщин с активной жизненной позицией.
Родилась в 1776 году. Её отцом был Марк Федорович Полторацкий, придворный певчий, искусство которого обожала императрица Елизавета Петровна, за что пожаловала его дворянским титулом и чином действительного статского советника. Матушка была из богатой семьи тверских помещиков.
Девочка получила прекрасное домашнее образование и вышла замуж за видного государственного деятеля, тайного советника Александра Дмитриевича Сухарева. Среди дам высшего света благотворительность была в то время весьма распространена, но если для большинства из них это было своего рода развлечение и времяпрепровождение, то Агафоклея Марковна Сухарева относилась к ней со всей серьезностью.
Она была председательницей женского попечительного общества о тюрьмах, и более шестнадцати лет председательницей Петербургского женского патриотического общества. По воспоминаниям знавших её людей он
Оглавление

Сухарева Агафоклея Марковна (1776–1840)

Видная общественная деятельница и благотворительница. Её можно назвать одной из первых русских женщин с активной жизненной позицией.
Родилась в 1776 году. Её отцом был Марк Федорович Полторацкий, придворный певчий, искусство которого обожала императрица Елизавета Петровна, за что пожаловала его дворянским титулом и чином действительного статского советника. Матушка была из богатой семьи тверских помещиков.
Девочка получила прекрасное домашнее образование и вышла замуж за видного государственного деятеля, тайного советника Александра Дмитриевича Сухарева.

Среди дам высшего света благотворительность была в то время весьма распространена, но если для большинства из них это было своего рода развлечение и времяпрепровождение, то Агафоклея Марковна Сухарева относилась к ней со всей серьезностью.
Она была председательницей женского попечительного общества о тюрьмах, и более шестнадцати лет председательницей Петербургского женского патриотического общества.

По воспоминаниям знавших её людей она была:

«...умна, прозорлива, предприимчива, деятельна, наружность имела не привлекательную, мужественную и создана была для командования».

Наверное, это была настоящая «бизнес-леди» первой половины 19 века.
Отличаясь практическим умом и организаторскими способностями, она умела увеличивать доходы учреждений, находившихся под её управлением, открывать новые источники благотворительности, умножать число мест воспитания сирот, облегчать положение бедных, вносить порядок и стройность во всякое дело.

В её деревянном доме с колоннами около ста лет простоявшем на краю Семенцов, напротив Технологического института бывали самые известные люди того времени, но и любой обездоленный мог найти здесь приют и помощь.

-2

Скончалась Агафоклея Марковна Сухарева от инсульта 31 января (12 февраля) 1840 года и была похоронена на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Спустя год на могиле, как и положено было установлено надгробие в виде прямоугольного саркофага тёмно-серого полированного гранита, с рельефной профилированной крышкой с акротериями и фронтонами. Казалось бы, ничего не обычного, но вот крест на крышке имеет форму якоря.

-3

Честно сказать я когда впервые увидел это надгробие подумал, что это могила какого ни будь флотоводца, но не тут-то было. Пришлось выяснять в чем дело, ну и выяснил конечно.

Оказывается, жизнь каждого человека можно рассматривать, как путешествие на Церковном корабле, по бурным волнам бытия к тихой пристани жизни вечной. Поэтому «якорь», будучи крестообразным, сделался у христиан символом Веры и Надежды.

-4

Тартаков Иоаким Викторович (1860–1923)

-5

Известный русский оперный певец (баритон) и режиссёр. Заслуженный артист императорских театров.
Уроженец Одессы. Окончил Петербургскую консерваторию, и с большим успехом дебютировал на сцене Одесского оперного театра.
В 1882 году начал выступать в Императорском Мариинском театре. Много гастролировал по Российской империи и за её пределами. С 1894 постоянный солист, а с 1909 главный режиссер Мариинки. С 1920 профессор Петроградской консерватории.
22 января 1923 года погиб в автомобильной аварии недалеко от Обуховского завода, где выступал перед рабочими.

Был похоронен на Тихвинском кладбище (ныне Некрополь мастеров искусств).
Проект памятник на могиле был разработан руководителем Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И. А. Фоминым - «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом петроградского Союза работников искусств». Уже в мае 1923 года проект был готов и утвержден. Нужно сказать, что памятник получился уникальным.

Скульпторы Я. А. Троупянский и В. А. Синайский соорудили пирамиду-зиккурат на прямоугольном постаменте, поддерживаемом четырьмя бронзовыми акротериями в виде театральных масок, на профилированном массивном цоколе. На северной стороне пирамиды - квадратный картуш с барельефным профилем Тартакова

-6

на южной - в фигурном картуше вырублена надпись:

ЗАСЛУЖЕННЫЙ АРТИСТ И. В. ТАРТАКОВ

-7

Материалом для «зиккурата» послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца.
Бронзовые маски были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губ политпросвета, которой заведовал Я.А. Троупянский.
Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В.А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года. Таким образом в одном из старинных некрополей Петербурга, появилось уникальное надгробие в стиле советского конструктивизма.

-8

Тарханов Иван Романович (1846–1908)

И. Е. Репин. Портрет Ивана Тарханова. 1892 год
И. Е. Репин. Портрет Ивана Тарханова. 1892 год

Выдающийся российский ученый – физиолог, переводчик, педагог и популяризатор науки.
По происхождению грузинский князь из рода Тархан-Моурави. Имя при рождении
Иван Рамазович Тархнишвили.

Родился в Тифлисе, в семье генерал-майора, князя Романа Дмитриевича Тархан-Моуравова.
Поскольку матушка скончалась, когда младенцу Ване не было ещё и года детство его прошло в Петербурге в семье родственников. В силу своего характера тяжело сходился со сверстниками и потому обучался дома. В 1863 году блестяще сдал экзамены за гимназический курс и получив аттестат зрелости поступил на естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета.
Одновременно он посещает лекции И. М. Сеченова в Императорской медико-хирургическую академии и через год покидает университет и поступает в ИМХА.

Здесь он становится не только прилежным студентом профессора Сеченова, но и его верным помощником и последователем. Исследования молодого ученого стали темой доклада на 1-м съезде естествоиспытателей прошедшем в 1868 году. Обратите внимание что в это время он формально ещё оставался студентом, а диплом о высшем образовании получил только год спустя в 1869 году. Ещё через два года в возрасте 25 лет защитил диссертацию на соискание научной степени Доктор медицины.

Я не буду подробно пересказывать биографию этого замечательного человека и ученого, скажу только, что вклад его в отечественную науку поистине огромен. Он провел целый ряд научных исследований по самым разнообразным вопросам физиологии, занимался исследованиями психики человека, вопросами, связанными с таким непознанным до сих пор явлением, как человеческий сон.

Именно Тарханов стал одним из первых ученых в мире, занимавшихся вопросами воздействия на организм живых существ Х-лучей, открытых Вильгельмом Рентгеном.

Кроме научных исследований и чтения лекций в целом ряде высших учебных заведений, Иван Романович был активнейшим популяризатором науки. Он писал статьи знакомящие широкую публику с достижениями физиологии, психологии, биологии и гигиены, переводил на русский язык труды зарубежных ученых, выступал с лекциями перед рабочими.

Как и многие другие ученые того времени имел обширнейший круг знакомств в среде творческой интеллигенции.

Скончался замечательный ученый в августе 1908 года в своём доме в селе Кшешовице вблизи Кракова. Тело было доставлено в Санкт-Петербург и погребено на Тихвинском кладбище в присутствии нескольких сотен людей, среди которых были главным образом студенты, относившиеся к покойному с необыкновенным почтением. С прочувственной речью к собравшимся обратился великий русский ученый Иван Петрович Павлов.

В 1912 году на могиле ученого был установлен памятник по проекту его вдовы Елены Павловны Тархановой-Антокольской, талантливой художницы, племянницы скульптора Марка Антокольского, которая сама была похоронена рядом с мужем в 1930 году.

И. Е. Репнин. Портрет Елены Павловны Тархановой-Антокольской
И. Е. Репнин. Портрет Елены Павловны Тархановой-Антокольской

Надгробие очень большое и выразительное, является редким в петербургском некрополе образцом мемориальной архитектуры в стиле «северный модерн».

Массивный портал серого гранита с узкой нишей, имеющей полуциркульное завершение в которой установлен горельефный портрет Тарханова в полный рост.

-11

Ниже на постаменте скульптурная композиция- коленопреклоненная женская фигура из бронзы, склонившаяся к выступающему торцу гранитного саркофага.

-12

В верхней части пилонов, на лицевой и боковой сторонах орнаментальные рельефы с символами медицины (чаша со змеей) и мудрости (сова). На скошенной грани постамента рельефный картуш с княжеским гербом Тарханова.

-13

Несколько лет назад памятник выдающемуся ученому установлен в Тбилиси.

-14

Товстоногов Георгий Александрович (1915–1989)

-15

Один из величайших режиссеров, не только отечественного, но и мирового театра второй половины 20 века. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух государственных премий. Более 30 лет возглавлял Ленинградский Большой драматический театр им. А. М. Горького с 1992 года переименованный в его честь.
Профессор Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, доктор искусствоведения.

Родился 15 (28) сентября 1915 года в Петрограде. С 1919 года жил с семьей в Тифлисе, где окончил среднюю школу.

В 1931 году поступил на службу в Тбилисский русский ТЮЗ в качестве ассистента режиссера и актера.
В 1933 году уехал в Москву, где поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа.
После окончания учебы с 1938 по 1946 год работал в качестве режиссёра в Тбилисском русском драматическом театре имени А. С. Грибоедова.

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны вернулся на свою историческую родину в Ленинград.
После первой же постановки в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола становится его главным режиссером.
Вскоре ставит в Театре имени Пушкина спектакль «Оптимистическая трагедия», который становится одним из ярчайших событий в театральной жизни страны.

В 1956 году Георгий Александрович получает приглашение возглавить Ленинградский Большой драматический театр (БДТ) имени М. Горького, который за несколько лет делает одним из лучших не только в Ленинграде, но и во всем СССР.
В 60-е -80 – е годы прошлого века по степени популярности с БДТ могла сравниться, разве что любимовская Таганка.

Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Георгий Александрович Товстоногов скоропостижно скончался 23 мая 1989 года и был похоронен в «Некрополе мастеров искусств», что стало признанием его исключительного вклада в отечественную культуру.
Как известно, после сформирования этого мемориального кладбища, куда были перенесены могилы великих русских, писателей, художников, актеров и композиторов 19-го начала 20-го веков, новые захоронения здесь производились лишь в исключительных случаях.

В 1992 году на могиле Товстоногова был установлен памятник работы скульптора Левона Константиновича Лазарева.

-16

На основание из серых гранитных блоков, символизирующих голгофу, возвышается распятие с фигурой Христа, в груди которого зияет рана.

-17

На постаменте установлен круглый бронзовый медальон с барельефным портретом Товстоногова.

-18
-19

На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.

Если вы хотите увековечить память близкого вам человека, доверить решение этого вопроса следует профессионалам, людям, которые смогут найти наилучший вариант памятника, который не будет выглядеть чересчур помпезно и вычурно, но сможет выразить вашу скорбь и ваши чувства к ушедшему. Именно такие профессионалы высочайшего класса работают в творческой мастерской Игоря Селиверстова, существующей в Санкт-Петербурге с 1996 года