Найти в Дзене
Фильманьяк

Маньячелло (2021) - убивец с литературным складом ума

Тимофей Игнатьевич живёт в деревне Сосновка и работает в морге. Он был воспитан на классической литературе, и его интеллигентной душе претит невежество и бескультурье, которое для его земляков - естественное состояние. Чтобы пробудить окружающий мир от безнравственности, Тимофей решается на радикальные меры и начинает играть на низменных страстях человека. Он убивает людей, каждое место преступления превращая в страницу из знакомой книги... Стандартная драматургическая формула большинства триллеров про маньяков такова: наш пономарь вашего пономаря - перепономарит, перевыпономорит. Иначе говоря, полиция в полном тупике и ужасе от маньячеств неуловимого и умнейшего маньяка, но обязательно найдётся гениальный детектив, который не только поймёт, но и сможет обхитрить убивца - ну и обязательно в этом описании должна быть тошнотворная в своей клишированности фраза про игру в «кошки-мышки». Бурятский комедиограф Жаргал Бадмацыренов как-то раз подметил эту особенность жанра и предложил альтер
Большинство актёров - знакомые режиссёра. К примеру, главную женскую роль сыграла ведущая местных новостей.
Большинство актёров - знакомые режиссёра. К примеру, главную женскую роль сыграла ведущая местных новостей.
Тимофей Игнатьевич живёт в деревне Сосновка и работает в морге. Он был воспитан на классической литературе, и его интеллигентной душе претит невежество и бескультурье, которое для его земляков - естественное состояние. Чтобы пробудить окружающий мир от безнравственности, Тимофей решается на радикальные меры и начинает играть на низменных страстях человека. Он убивает людей, каждое место преступления превращая в страницу из знакомой книги...
Отношения основного персонажа с его заложницей со стокгольмским синдромом - очень плохо прописанная часть, где-то на уровне шутки.
Отношения основного персонажа с его заложницей со стокгольмским синдромом - очень плохо прописанная часть, где-то на уровне шутки.

Стандартная драматургическая формула большинства триллеров про маньяков такова: наш пономарь вашего пономаря - перепономарит, перевыпономорит. Иначе говоря, полиция в полном тупике и ужасе от маньячеств неуловимого и умнейшего маньяка, но обязательно найдётся гениальный детектив, который не только поймёт, но и сможет обхитрить убивца - ну и обязательно в этом описании должна быть тошнотворная в своей клишированности фраза про игру в «кошки-мышки». Бурятский комедиограф Жаргал Бадмацыренов как-то раз подметил эту особенность жанра и предложил альтернативу - а почему бы не сделать всё как в жизни наоборот? Поставить против гениального преступника настолько недалёких слуг закона, чтобы маньяк мучился и страдал от того, что интеллект его оппонентов не позволяет им даже понять всю гениальность его замыслов.

В трейлере под песню из фильма «Приключения Буратино» скандировали название сериала
В трейлере под песню из фильма «Приключения Буратино» скандировали название сериала

Бадмацыренов не первый, кто взялся стебать особенности жанра на национальной почве - до него это уже сделали в таком недооценённом фильме как «Очень русский детектив». Но его проект всё-таки может похвастаться некоторой оригинальностью, ведь «Детектив» - это всё-таки был хоть и остроумный, но клон «Очень страшного кино». А у Бадмацыренова в основе фундамента не чистый стёб, а всё-таки концептуальная идея. Которая, в свою очередь, объединяет сразу две темы - иронический взгляд на душевные муки «непризнанных гениев» и невыносимость бытия интеллигента в условиях упадка культуры и всеобщей деградации. Вечная тема, так-то, если вспомнить Чехова, к примеру. С другой стороны, ещё за три года до этого Ларс фон Триер провернул схожий трюк в «Доме, который построил Джек», ассоциируя маньяка с одержимым творцом. Где, между делом, тоже посмеивался над злостью судьбы, благодаря которой убийца оставался безнаказанным. Разница только в том, что у Триера главный герой мучился от нюансов, что могли всплыть при воплощении очередной особо витиеватой кровавой акции. В сериале «Маньячелло» же маньяку тоже приходится изрядно попотеть, чтобы всё было «строго по тексту», но настоящую боль он испытывает, когда его «творение» никто не ценит по достоинству ввиду банального невежества.

Редкая удача - забавный флэшбек в детство маньяка, обозначивший будущие акцентуации.
Редкая удача - забавный флэшбек в детство маньяка, обозначивший будущие акцентуации.

И отдельной статьи заслуживают соображения по этой теме, но едва ли стоит их вытаскивать на свет ввиду того, что авторы «Маньячелло» глубоко не копают от слова совсем. Выводы, по сути, уже в аннотации - и в последней серии вчерашние недоросли внезапно идут всем хором в библиотеку, но по какой причине? По версии автора, уж лучше, если вот так хотя бы заинтересуются, чем не будут вникать совсем. Всё же, что лежит от завязки до финала - не более, чем набор черно-юморных анекдотов. Но и анекдоты надо уметь рассказывать. А в данном случае про постановку можно сказать не то, чтобы спустя рукава, а, скорее, руки коротки. Складывается ощущение порой, что смотришь не кинопродукцию, а что-то вроде миниатюры КВН (собственно, откуда и вышел автор проекта). С той разницей, что, условные Уральские Пельмени в сравнении с большинством актёров из «Маньячелло» - шекспировцы. А здесь-то кроме Владимира Барташевича в главной роли и взгляду не на кого упасть. Владимир Ширапов раздражает тем, что его реплики приходится разбирать из его слюнявого рычания (привет, дикция российских актёров). Сам Жаргал Бадмацыренов раздражает и не понятно по какой причине - то ли действительно хорошо сыграл быдловатого опера, то ли всё-таки присоединяется к остальной когорте исполнителей, чей угловатый перфоманс представляет собой лишь инсценировку не самого лучшего качества.

Сериал стал первым бурятским кинопроектом, который транслировался на всю страну
Сериал стал первым бурятским кинопроектом, который транслировался на всю страну

Из шуток тут порой удачнее заходят элементы антуража, к примеру, в кабинете районной полиции, где портреты Путина соседствуют с эротическим календарём. Или же глухонемой коллега главного героя, воплощение Тургеневского Герасима из «Му-му». Контрапунктное музыкальное сопровождение в достижения не записать - много кто уже сопровождал высокими мотивами классической музыки всякие низменности на экране. В финале сценарий приобретает особую невнятность перед последним твистом с намёком на сиквел. Ну, наверное только ленивый не упомянул, что в последней сцене прекрасно видны руки в чёрных перчатках, играющие роль хаоса, что несёт за собой новая «Маньячелла». Что, в общем, довольно символично отражает общий уровень постановки. Кстати говоря, похоже, что задел на сиквел был в большей степени тоже шуткой аля «Мачете» - о продолжении с тех пор ни слуху, ни духу, ни разговоров. Показательно, с учётом того, как активно сейчас плодится телеиндустрия.

Шутки шутками, номанера работы местных служителей закона хоть и замаскирована в комические тона, но узнаваема
Шутки шутками, номанера работы местных служителей закона хоть и замаскирована в комические тона, но узнаваема

Как представитель «народного творчества» этот сериал вряд ли вызовет интерес. Если не задаваться вопросами, то вряд ли можно узнать, что он снят в Улан-Удэ силами местных лицедеев. А не зная этого, вряд ли можно его вообще в подобном заподозрить - ибо прокатом занимались ТНТ, и общее качество сериала вполне соответствует тому уровню, коим славятся проекты канала. И даже не знаешь, кому это можно рекомендовать. Как комедия недостаточно смешно. А для серьёзной дискуссии об упадке культуры всё-таки оно не годится уже по той причине, что по большей части этот упадок и представляет. Одним слово - ни то, ни сё.

Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о сериале!