Тимофей Игнатьевич живёт в деревне Сосновка и работает в морге. Он был воспитан на классической литературе, и его интеллигентной душе претит невежество и бескультурье, которое для его земляков - естественное состояние. Чтобы пробудить окружающий мир от безнравственности, Тимофей решается на радикальные меры и начинает играть на низменных страстях человека. Он убивает людей, каждое место преступления превращая в страницу из знакомой книги...
Стандартная драматургическая формула большинства триллеров про маньяков такова: наш пономарь вашего пономаря - перепономарит, перевыпономорит. Иначе говоря, полиция в полном тупике и ужасе от маньячеств неуловимого и умнейшего маньяка, но обязательно найдётся гениальный детектив, который не только поймёт, но и сможет обхитрить убивца - ну и обязательно в этом описании должна быть тошнотворная в своей клишированности фраза про игру в «кошки-мышки». Бурятский комедиограф Жаргал Бадмацыренов как-то раз подметил эту особенность жанра и предложил альтернативу - а почему бы не сделать всё как в жизни наоборот? Поставить против гениального преступника настолько недалёких слуг закона, чтобы маньяк мучился и страдал от того, что интеллект его оппонентов не позволяет им даже понять всю гениальность его замыслов.
Бадмацыренов не первый, кто взялся стебать особенности жанра на национальной почве - до него это уже сделали в таком недооценённом фильме как «Очень русский детектив». Но его проект всё-таки может похвастаться некоторой оригинальностью, ведь «Детектив» - это всё-таки был хоть и остроумный, но клон «Очень страшного кино». А у Бадмацыренова в основе фундамента не чистый стёб, а всё-таки концептуальная идея. Которая, в свою очередь, объединяет сразу две темы - иронический взгляд на душевные муки «непризнанных гениев» и невыносимость бытия интеллигента в условиях упадка культуры и всеобщей деградации. Вечная тема, так-то, если вспомнить Чехова, к примеру. С другой стороны, ещё за три года до этого Ларс фон Триер провернул схожий трюк в «Доме, который построил Джек», ассоциируя маньяка с одержимым творцом. Где, между делом, тоже посмеивался над злостью судьбы, благодаря которой убийца оставался безнаказанным. Разница только в том, что у Триера главный герой мучился от нюансов, что могли всплыть при воплощении очередной особо витиеватой кровавой акции. В сериале «Маньячелло» же маньяку тоже приходится изрядно попотеть, чтобы всё было «строго по тексту», но настоящую боль он испытывает, когда его «творение» никто не ценит по достоинству ввиду банального невежества.
И отдельной статьи заслуживают соображения по этой теме, но едва ли стоит их вытаскивать на свет ввиду того, что авторы «Маньячелло» глубоко не копают от слова совсем. Выводы, по сути, уже в аннотации - и в последней серии вчерашние недоросли внезапно идут всем хором в библиотеку, но по какой причине? По версии автора, уж лучше, если вот так хотя бы заинтересуются, чем не будут вникать совсем. Всё же, что лежит от завязки до финала - не более, чем набор черно-юморных анекдотов. Но и анекдоты надо уметь рассказывать. А в данном случае про постановку можно сказать не то, чтобы спустя рукава, а, скорее, руки коротки. Складывается ощущение порой, что смотришь не кинопродукцию, а что-то вроде миниатюры КВН (собственно, откуда и вышел автор проекта). С той разницей, что, условные Уральские Пельмени в сравнении с большинством актёров из «Маньячелло» - шекспировцы. А здесь-то кроме Владимира Барташевича в главной роли и взгляду не на кого упасть. Владимир Ширапов раздражает тем, что его реплики приходится разбирать из его слюнявого рычания (привет, дикция российских актёров). Сам Жаргал Бадмацыренов раздражает и не понятно по какой причине - то ли действительно хорошо сыграл быдловатого опера, то ли всё-таки присоединяется к остальной когорте исполнителей, чей угловатый перфоманс представляет собой лишь инсценировку не самого лучшего качества.
Из шуток тут порой удачнее заходят элементы антуража, к примеру, в кабинете районной полиции, где портреты Путина соседствуют с эротическим календарём. Или же глухонемой коллега главного героя, воплощение Тургеневского Герасима из «Му-му». Контрапунктное музыкальное сопровождение в достижения не записать - много кто уже сопровождал высокими мотивами классической музыки всякие низменности на экране. В финале сценарий приобретает особую невнятность перед последним твистом с намёком на сиквел. Ну, наверное только ленивый не упомянул, что в последней сцене прекрасно видны руки в чёрных перчатках, играющие роль хаоса, что несёт за собой новая «Маньячелла». Что, в общем, довольно символично отражает общий уровень постановки. Кстати говоря, похоже, что задел на сиквел был в большей степени тоже шуткой аля «Мачете» - о продолжении с тех пор ни слуху, ни духу, ни разговоров. Показательно, с учётом того, как активно сейчас плодится телеиндустрия.
Как представитель «народного творчества» этот сериал вряд ли вызовет интерес. Если не задаваться вопросами, то вряд ли можно узнать, что он снят в Улан-Удэ силами местных лицедеев. А не зная этого, вряд ли можно его вообще в подобном заподозрить - ибо прокатом занимались ТНТ, и общее качество сериала вполне соответствует тому уровню, коим славятся проекты канала. И даже не знаешь, кому это можно рекомендовать. Как комедия недостаточно смешно. А для серьёзной дискуссии об упадке культуры всё-таки оно не годится уже по той причине, что по большей части этот упадок и представляет. Одним слово - ни то, ни сё.
Подписывайтесь и пишите в комментариях, что думаете о сериале!