Найти в Дзене
Пенсионер с удочкой

Почему мы не избавимся от браконьерских сетей?

На прошедшей неделе принял участие в обсуждении «Брошенные орудия лова - загрязнение водоемов: проблемы и практические успехи, правовые аспекты». Организаторами этого "круглого стола были Социально-Экологический союз, МОО «Совет по морским млекопитающим», Проект «Микропластик – невидимая проблема», АНО туристско-экологический Клуб «Бумеранг», Дальневосточный экологический центр ООО «НПО ДЭКО», Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН). Меня пригласили поучаствовать, как представителя Питерского Клуба Рыбаков. Рассказать, о том как ПКР борется с сетями, послушать, что делают другие организации. Про деятельность клуба я сейчас рассказывать не буду. Да и последние годы она довольно скромная. Пик борьбы с браконьерством пришелся на 17-22 годы. Потом постепенно все стало менее интенсивно. Зато послушал , что происходит в других регионах. И в общем то я бы оценил картину, как достаточно безрадостную. Проблемы по сути везде одни и те же. И хотя основными организа

На прошедшей неделе принял участие в обсуждении «Брошенные орудия лова - загрязнение водоемов: проблемы и практические успехи, правовые аспекты». Организаторами этого "круглого стола были Социально-Экологический союз, МОО «Совет по морским млекопитающим», Проект «Микропластик – невидимая проблема», АНО туристско-экологический Клуб «Бумеранг», Дальневосточный экологический центр ООО «НПО ДЭКО», Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова (ИПЭЭ РАН).

Меня пригласили поучаствовать, как представителя Питерского Клуба Рыбаков. Рассказать, о том как ПКР борется с сетями, послушать, что делают другие организации.

Про деятельность клуба я сейчас рассказывать не буду. Да и последние годы она довольно скромная. Пик борьбы с браконьерством пришелся на 17-22 годы. Потом постепенно все стало менее интенсивно. Зато послушал , что происходит в других регионах. И в общем то я бы оценил картину, как достаточно безрадостную. Проблемы по сути везде одни и те же. И хотя основными организаторами были экологические организации, которые в основном ратуют за чистоту водоемов, в том числе от загрязнения, вызываемого брошенными сетками, но все же все понимают, что основной источник брошенных сетей - браконьерство. (Впрочем, самый большой браконьер - это легальный промысел, это мое личное мнение, базирующееся на многолетнем опыте общественной работы на Ладоге).

Что интересно, почти все докладчики, которые рассказывали о работе с сетями, практически говорили об одних и тех же проблемах, и их путях решения, которые были обозначены еще в 2009-10 годах, во времена активных митингов, и первых предложений в Закон о любительском рыболовстве.

  • Запретить свободную продажу сетей в регионах, где запрещен любительский лов сетями
  • Ввести продажу только при наличии разрешения на лов
  • Обеспечить маркировку сетей на момент производства, таким образом, что б каждая сетка имела свой идентификационный номер, а в продаже, что б было известно кто ее приобрел.
  • Разрешить изъятие из водоемов бесхозных и необозначенных сетей , если не всем гражданам, то хотя бы общественным инспекторам.

Были и предложения, которые не звучали ранее в наших рыболовных сообществах, а характерные как раз для сообществ экологических, например

  • ввести у пользователей ВБР (водных биологических ресурсов) экологический сбор за использование сетей, направленный на утилизацию сетей
  • ввести залоговую стоимость за сети при их продаже и возвращать ее после сдачи сети на утилизацию

Понятно, что данные предложения не лежат в компетенции общественных и научных организаций, которые собрались за этим круглым столом. К сожалению, тех кто в отрасли рулит принятием решений, там не было. Как и законотворцев-депутатов. Впрочем, цель мероприятия была встретиться, познакомиться с опытом разных организаций, и выработать обращение к властям, с предложениями по уменьшению количества брошенных сетей. Пока идет работа над окончательной резолюцией. Поэтому я не буду опережать события и рассказывать, куда планируется обратиться, и с какими предложениями.

Но зато поделюсь с читателями канала информацией, с которой выступил один из докладчиков, генеральный директор Центра охраны дикой природы. Он привел данные об объемах ввозимых в нулевых сетях. Только в 2001-2003 годах по данным Таможенного комитета в Россию было ввезено 16 тысяч тонн готовых лесочных сетей. А к концу нулевых российские сетные фабрики уже могли выпускать до 3000 тонн сетевой нити.

Да в 2008 году была принята, во многом по настоянию общественности, поправка к Закону о рыболовстве, запрещающая ввоз в Россию "рыболовных сетей из синтетических материалов и электроудочек"

Тот же закон предусматривал, что конкретный перечень запрещенных материалов будет утвержден Правительством. И действительно, Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 года №694 дало такой перечень, но... туда вошли только готовые рыболовные сети из нейлоновых и прочих полиамидных мононитей, и готовые рыболовные сети из прочих синтетический мононитей.

Вот собственно и весь конечный результат. А дель ввозить можно сколько угодно. И посадить ее на шнуры дело достаточно несложное.

Плюс отечественные производители.

А ограничение продажи сетей так и не состоялось. И сейчас получается, что у производителей и продавцов руки полностью развязаны, ограничений на продажу так и нет. А система лицензирования сетевого лова в районах, разрешенных для этого, очень проста. Сначала человек покупает сеть, потом уведомляет соответствующее теруправление, получает номер разрешения, и сам делает "бирку", навешивает ее на сеть, и вперед, на водоем. Впрочем, бирка - это там, где рыбалка сетью разрешена, например в Карелии. Кстати, рыбача там, не раз натыкался на сети местных рыбаков, и никаких бирок, как правило не видел. Даже заморачиваться с бирками никто не хочет, поскольку инспектора видят раз в несколько лет, в лучшем случае. Да и ставят далеко не "разрешенные 50 метров".

Впрочем написанное сейчас наверняка не является новостью ни для Федерального Агентства по рыболовству, ни для других структур, контролирующих лов рыбы.

Но они разводят руками: мы всего лишь исполняем действующие законы, изменения законодательства - это не к нам!

Ну а пока "круглый стол" в Москве собрал более 140 человек (очно-заочная форма), и из них ни одного депутата, ни одного чиновника верхнего эшелона. Снова борьба с сетями - вопрос экологов и энтузиастов.

-2