Найти в Дзене

"Синяя борода" первый маньяк средневековья

Считается, что маршал Жиль де Рэ стал прототипом Синей Бороды. Однако он был женат лишь однажды, жену не уб*вал и больше интересовался войной, чем любовью. Богатый и знатный, он, по всей видимости, поплатился жизнью именно за своё состояние, а не за мнимые преступления против жён. Личность Жиля де Рэ на протяжении веков вызывает споры и противоположные оценки. Его называли «демоном», «чернокнижником», «сатанистом», «извергом» — и это ещё самые мягкие определения, встречающиеся в популярных биографиях. В этой статье мы не раз обратимся к исследователям, которые подробно изучали жизнь де Рэ и пытались выяснить, был ли он настоящим злодеем или невинной жертвой. Жиль де Рэ родился в 1404 году и получил отличное образование, однако уже в 11 лет осиротел. Его воспитанием занялся дед, который уделял больше внимания военной подготовке и охоте, чем наукам. По настоянию деда, в 16 лет Жиль женился на своей кузине Катрин де Туар. Поиск подходящей невесты занял несколько лет — старший де Рэ хотел,
Оглавление

Считается, что маршал Жиль де Рэ стал прототипом Синей Бороды. Однако он был женат лишь однажды, жену не уб*вал и больше интересовался войной, чем любовью. Богатый и знатный, он, по всей видимости, поплатился жизнью именно за своё состояние, а не за мнимые преступления против жён.

Гюстав Доре. «Синяя борода». Источник: Wikimedia Commons
Гюстав Доре. «Синяя борода». Источник: Wikimedia Commons

Кто же он?

Личность Жиля де Рэ на протяжении веков вызывает споры и противоположные оценки. Его называли «демоном», «чернокнижником», «сатанистом», «извергом» — и это ещё самые мягкие определения, встречающиеся в популярных биографиях. В этой статье мы не раз обратимся к исследователям, которые подробно изучали жизнь де Рэ и пытались выяснить, был ли он настоящим злодеем или невинной жертвой.

Жиль де Рэ родился в 1404 году и получил отличное образование, однако уже в 11 лет осиротел. Его воспитанием занялся дед, который уделял больше внимания военной подготовке и охоте, чем наукам. По настоянию деда, в 16 лет Жиль женился на своей кузине Катрин де Туар. Поиск подходящей невесты занял несколько лет — старший де Рэ хотел, чтобы она была из богатой семьи. Катрин действительно оказалась состоятельной и принесла в дом большое приданое. Хотя церковь осуждала браки между родственниками, молодые сначала обвенчались, затем получили разрешение от Папы Римского и повторили церемонию.

В 1430 году, когда Жанна д’Арк оказалась в плену, Жиль де Рэ собрал отряд, чтобы спасти её, но прибыл в Руан слишком поздно — Жанну уже казнили. После этого в течение десяти лет он оплачивал ежегодные постановки мистерии «Орлеанская дева» и оказывал материальную помощь её братьям, сохраняя верность памяти Жанны.

Замок Тиффож. Источник: Wikimedia Commons
Замок Тиффож. Источник: Wikimedia Commons

В замке Тиффож

Примерно в 1432 году Жиль де Рэ отходит от военных дел и поселяется в своём замке Тиффож, где увлекается алхимией. Считается, что маршал пытался вернуть своё состояние, потраченное за годы войны, с помощью «создания золота». Однако, поскольку алхимические опыты сами по себе требовали больших затрат, эта версия выглядит сомнительно. Вероятнее всего, де Рэ, человек образованный и любознательный, занялся алхимией из искреннего интереса к науке.

Тем не менее, финансовые дела маршала заметно ухудшились. В 1436 году его родственники добились королевского указа, запрещавшего Жилю продавать свои владения. По мнению британского исследователя Рассела Хоупа Роббинса, автора «Энциклопедии колдовства и демонологии», за всем этим стоял герцог Бретани Жан V, желавший завладеть имениями де Рэ. Это вполне возможно, учитывая относительную независимость Бретани в то время.

В 1440 году казначей герцогства, Жоффруа ле Феррон, купил у маршала замок Сен-Этьен-де-Мер-Морт. Однако когда его брат Жан ле Феррон прибыл, чтобы оформить сделку, де Рэ неожиданно напал на него и бросил в тюрьму. Именно с этого инцидента и начались преследования маршала Жиля де Рэ.

Существует и другая, близкая по смыслу версия, изложенная Ольгой Тогоевой в книге «Истинная правда. Языки средневекового правосудия». Исследовательница утверждает, что 15 мая 1440 года Жиль де Рэ попросту напал на уже проданный им замок — он так и не получил за него обещанные деньги и решил вернуть своё имущество силой.

Есть и ещё одно объяснение, почему маршал навлёк на себя гнев герцога Бретани и французского короля. За некоторое время до начала его преследования де Рэ принимал у себя дофина Людовика — будущего Людовика XI, чьи отношения с отцом были крайне напряжёнными.

Писатель Жорис-Карл Гюисманс в романе «Бездна» описывает события так: маршал собрал около двух сотен вооружённых людей и направился в Сент-Этьен. На Троицу, прямо во время мессы, он ворвался в церковь, разогнал прихожан и в присутствии священника пригрозил убить Жана ле Феррона. Тем самым Жиль де Рэ нарушил бретонский закон, запрещавший баронам собирать войска без разрешения герцога, и совершил двойное кощунство — осквернил храм и взял в плен духовное лицо. После этого, как пишет Гюисманс, «капкан захлопнулся»: епископ сумел убедить герцога Иоанна V выступить против де Рэ. Одно войско направилось к Сент-Этьену, из которого маршал с небольшим отрядом бежал в замок Машкуль, а другое осадило Тиффож.

Замок Тиффож, где укрылся Жиль де Рэ, находился под властью короля, а не герцога Бретани, поэтому его начали преследовать сразу две стороны — и королевские, и бретонские силы. Иными словами, маршала буквально «зажали со всех сторон». Как вскоре показали события, у де Рэ не оставалось ни единого шанса избежать наказания.

Суд над Жилем де Ре. Источник: Wikimedia Commons
Суд над Жилем де Ре. Источник: Wikimedia Commons

Похищ*ние детей и чернокнижие

После этого против Жиля де Рэ выдвинули целую серию обвинений. Епископ Нанта Жан де Малеструа в своей проповеди публично заявил, что мессир Жиль вместе с сообщниками похищал и уб*вал детей, использовал их в дьявольских ритуалах и приносил человеческие жертвы. Примечательно, что на тот момент у епископа была всего одна жалоба о пропаже ребёнка, но после его выступления подобных заявлений стало появляться всё больше — и во всех указывали именно на де Рэ.

Помимо обвинений в дет**бийствах и колдовстве, маршалу вменили нападение на священника, вооружённый захват замка, богохульство, похищения, уб*йства и содомию. Вместе с ним к суду привлекли его приближённых — слуг Анрие и Пуату, итальянца Франсуа Прелатти, занимавшегося алхимией, и священника Эсташа Бланше.

Поначалу де Рэ, похоже, не осознавал серьёзности обвинений. Он мог бы скрыться, но остался в Бретани и вскоре был арестован. На первом заседании суда, состоявшемся в октябре 1440 года, маршал открыто оскорбил судей, назвав их разбойниками и богохульниками, заявив, что недостоин стоять перед такими людьми. Позже, поняв всю опасность положения, он потребовал адвоката и независимого нотариуса, чтобы тот вел протокол заседаний, однако ему отказали в обеих просьбах.

Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик» Источник: SPCOLLECTION / Alamy via Legion Media
Но лубочные листки XIX века по большей части живописуют «достоверные» сцены обнаружения чудовищных «улик» Источник: SPCOLLECTION / Alamy via Legion Media

В итоге Жиль де Рэ оказался под судом сразу трёх инстанций: инквизиции, епископального и светского судов. Такая комбинация фактически лишала его всяких шансов на оправдание — если одна из сторон проявляла снисхождение, другая могла вынести смертный приговор. Даже в случае раскаяния инквизиции светская власть всё равно казнила бы его как убийцу.

В рамках дела было допрошено более двухсот свидетелей, и ключевым из них стал Франсуа Прелатти. В источниках его часто называют «чародеем». Репутация у него была сомнительная, однако, скорее всего, он просто сумел выгодно устроиться при богатом и влиятельном покровителе.

Американский историк Генри Чарльз Ли в своём труде «История инквизиции в Средние века» писал, что Прелатти якобы утверждал: он общался с демоном по имени Баррон, который откликался только на его призывы и никогда не появлялся в присутствии де Рэ. Ли отмечал, что «наивные подробности их рассказов об опытах и неудачах вызывают невольное восхищение изобретательностью итальянца и доверчивостью Жиля».

Именно Прелатти дал основные показания против своего бывшего господина. Благодаря сотрудничеству со следствием он избежал сурового наказания и провёл в тюрьме всего несколько месяцев.

Казнь Жиля де Рэ. Источник: Signal Photos / Alamy via Legion Media
Казнь Жиля де Рэ. Источник: Signal Photos / Alamy via Legion Media

Смерть и оправдание

Во время следствия к обвиняемым применялись пытки, поэтому признания были получены быстро. В случае с самим Жилем де Рэ пыток даже не понадобилось — достаточно было лишь угроз, и он признал все предъявленные обвинения. Историк Генри Чарльз Ли отмечал, что судьи сделали всё возможное, чтобы представить де Рэ воплощением зла, особенно учитывая, что заседания проходили при большом скоплении публики. Одно из них началось с громких «криков уб*тых горем родителей», рассказывавших о его преступлениях, но впоследствии эти «свидетели» больше не появлялись.

Следствие завершилось 25 октября 1440 года — меньше чем через месяц после начала суда. Церковный суд отлучил обвиняемых от церкви, а светский приговорил их к смертной казни. Уже на следующий день приговор был приведён в исполнение. Родственникам маршала удалось добиться, чтобы его не сожгли, как двух сообщников, а задушили перед костром. После казни тело де Рэ отдали семье для захоронения, хотя формально церковный суд продолжал рассматривать его дело ещё некоторое время.

После смерти маршала его имущество было конфисковано, поскольку признание еретиком автоматически влекло изъятие всех владений. Источники расходятся в том, насколько полным было это лишение, но несомненно одно — значительная часть богатств Жиля де Рэ досталась другим.

В наши дни археологи тщательно обследовали замок Тиффож, где, по разным оценкам, якобы могли находиться останки сотен детей — число жертв называли от 200 до 800. Среди найденных артефактов оказалось лишь два скелета, и оба точно не детские.

В 1992 году группа юристов, историков и писателей провела символическое судебное заседание, чтобы оценить вину Жиля де Рэ. Спустя 550 лет после смерти маршала суд вынес оправдательный приговор.

Подпись Жиля де Рэ. Источник: Wikimedia Commons
Подпись Жиля де Рэ. Источник: Wikimedia Commons