Как я недавно писал в статье про другую почившую «Волгу», судьба всё-таки занесла меня в музей истории Горьковского автозавода. А история у этого самого завода была очень даже насыщенная.
Если говорить про новые и перспективные модели, то ГАЗ попросту прорвало после распада СССР. Номенклатурные заборы рухнули, можно было делать, что хочешь и как хочешь. Но только уже за свои деньги, разумеется.
Поэтому в 1990-е и 2000-е мы получили сразу несколько вариантов новой «Волги», а так же целое семейство внедорожников «Атаман». Начиная с люксового джипа «Атаман-2», который можно назвать отечественным аналогом Toyota Land Cruiser и заканчивая грузопассажирской модификацией «Ермак» для села.
Если мне не изменяет память, там в салоне могли разместиться чуть ли не 9 человек. Эдакая «Буханка», только выше, шире, просторнее и с другого берега Волги.
Но сегодня предлагаю вспомнить не эти автомобили, а одну вполне серийную «Волгу», которая опережала своё время, должна была заменить «Чайку» и стала настоящим прорывом для всей советской автомобильной промышленности.
Без всяких преувеличений. Хотя бы по той простой причине, что если сравнивать её конструкцию, дизайн и комплектацию с конструкцией, дизайном и комплектацией ГАЗ-3102, то создаётся впечатление, будто эти машины проектировали на разных планетах.
Но давайте обо всём по порядку.
Итак, начнём с того, что героем сегодняшней статьи станет ГАЗ-3105. Детище борьбы с привилегиями от Михаила Горбачёва и последний писк советского автопрома. Я бы даже сказал крик.
ГАЗ-3105 «Волга» - как и зачем она появилась?
В 1988 году та самая борьба с привилегиями достигла таких масштабов, что с производства была снята «Чайка» второго поколения. То есть, ГАЗ-14. Хотя его и так выпускали небольшими партиями по 100 с чем-то штук в год.
Более того, машину не просто отправили на пенсию, а уничтожили всё, что могло её возродить. Начиная с производственной оснастки и заканчивая чертежами автоматической коробки передач.
Почему и зачем? Родина сказала: надо! Комсомол ответил: есть! Других рациональных объяснений для вас, дорогие друзья, у меня попросту нет.
Но ездить чиновникам среднего звена на чём-то же нужно было. А ещё было бы здорово что-то дороже Жигулей поставлять за границу, чтобы получать оттуда валюту. ГАЗ-3102 для этого никак не годился, потому что морально и физически устарел.
Оно и не удивительно, если учесть, что он является глубокой модернизацией ГАЗ-24.
И что же делать? Правильно, с нуля разрабатывать совершенно новую «Волгу». Именно с нуля. То есть, не в очередной раз лепить что-то из кузова той же 24-ой «Волги», что в советское время любили (только из одного «Фиата» семь Жигулей получилось), а вот реально с нуля.
Дело поручили команде молодых специалистов с Горьковского автозавода, которые не принимали серьёзного участия в работах над прошлыми моделями. Чтобы не было соблазна подсмотреть у себя же и перенести готовое решение.
Вам нравится контент на моём канале? Теперь у вас есть возможность поблагодарить автора и отправить немного монет на чай. 50 рублей, 100 рублей или любую другую сумму. Спасибо!
Почему ГАЗ-3105 можно назвать прорывом для советского автопрома?
Во-первых, давайте обратим внимание на дизайн и салон. Напомню, на дворе вторая половина 1980-х годов. Теперь, внимание, вопрос — какой-то другой советский серийный автомобиль мог похвастать такой прогрессивной внешностью и интерьером?
Никаких острых углов, мягкие линии. А салон? Вы и сами всё видите, товарищи. Дизайн передней панели со вставками под дерево, форму руля и дверных ручек, вид и компоновка центрального тоннеля с кнопками.
Никто в СССР так раньше не делал. Даже не будет преувеличением сказать, что ГАЗ-3105 не уступал моделям Mercedes или Audi того времени.
Фишкой первой версии этой «Волги» стало двухэтажное остекление. Интересно, что открывать и закрывать можно было только нижнее стекло, а вот верхнее вставлялось намертво.
Выглядит впечатляюще, но подобное решение было признано непрактичным. Поэтому конечная версия ГАЗ-3105 выглядит заметно скучнее и проще.
А что по конструкции?
На самом деле, самые главные и реальные прорывы заключаются здесь. Во-первых, для этой «Волги» спроектировали сразу несколько принципиально новых моторов. Конструкторы ЗМЗ взяли на себя разработку более простых агрегатов для обычных гражданских.
В итоге у них получился будущий ЗМЗ-406, который жив до сих пор и сейчас под именем ЗМЗ-409 Pro встречается на продукции завода УАЗ. Правда, с тех пор движок пережил множество модернизаций.
А вот люксовая версия ГАЗ-3105 получила V-образный мотор нового поколения от инженеров ГАЗа. Это 3,4-литровый агрегат с чугунным блоком и алюминиевыми головками блоков. Двигатели такого уровня в Горьком раньше не выпускали.
Например, тепловые зазоры в клапанах регулировались автоматически через гидравлические толкатели.
Правда, ездить «Волга» с таким мотором могла только на 98-ом бензине.
Едем дальше. Рулевое управление здесь реечное, да ещё и с гидравлическим усилителем. А тормоза дисковые. К тому же все!
Подвеска независимая, без всяких рессор. Более того, были даже прототипы с пневматической подвеской.
Главной изюминкой этой машины, безусловно, стала её система полного привода. Постоянного полного привода. Отключить его было нельзя. Крутящий момент шёл на оси в пропорции 50% на каждую, как в немецкой системе Quattro.
Именно за эту систему машину и прозвали «ГАЗ-66 в кузове седан».
Куда делась машина?
Она стала серийной вопреки всему и даже выпускалась небольшими партиями с 1992 по 1996 годы. Но массовой так и не стала. На выходе выяснилось, что она получается дороже немецких аналогов от тех же Audi или Mercedes.
А кто в 1990-е готов был переплачивать ради поддержки отечественного производителя? Правильно, никто.
Что скажете, товарищи? Как вам такая «Волга»? Слышали о ней когда-нибудь?
Давайте обсудим в комментариях.
Советую посмотреть:
«Автотор» выпустит доступный хэтчбек. Находка для пенсионеров и бюджетников?
Приглашаю в мой канал в Telegram, где я собираю всё о нашем автопроме в коротком формате. Новости, заметки и редкие факты.