Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

История одного подвига и одного памятника: интернациональная узбекская семья застыла в бронзе в центре Ташкента

Почему интернациональная, если узбекская? И какой подвиг можно совершить так далеко в тылу? При чём здесь Дружба народов? И как бронзовые люди несколько раз меняли свою "прописку"? Этот памятник в центре столицы Узбекистана - необычный. Многофигурная композиция возвышается сейчас на Площади Дружбы народов, недалеко от одноимённой станции метро, но так было не всегда. Монумент посвящён дружной узбекской семье, но если присмотреться к лицам детей - они такие разные... странно... и интересно. Честно говоря, хоть я и читала когда-то об этом памятнике (была громкая история о его демонтаже и возвращении), но подзабыла про него. Поэтому встреча с ним оказалась неожиданной, почти случайной - в незнакомом нам городе мы просто искали ближайшую станцию метро и прикинули, что короче будет пройти через площадь. Боковым зрением я заметила бронзовые фигуры - и тут же щёлкнуло, вспомнилось. Конечно, мы подошли поклониться. История одновременно грустная и добрая. Война, 1941 год. Множество детей пот

Почему интернациональная, если узбекская? И какой подвиг можно совершить так далеко в тылу? При чём здесь Дружба народов? И как бронзовые люди несколько раз меняли свою "прописку"?

Этот памятник в центре столицы Узбекистана - необычный. Многофигурная композиция возвышается сейчас на Площади Дружбы народов, недалеко от одноимённой станции метро, но так было не всегда. Монумент посвящён дружной узбекской семье, но если присмотреться к лицам детей - они такие разные... странно... и интересно.

Честно говоря, хоть я и читала когда-то об этом памятнике (была громкая история о его демонтаже и возвращении), но подзабыла про него. Поэтому встреча с ним оказалась неожиданной, почти случайной - в незнакомом нам городе мы просто искали ближайшую станцию метро и прикинули, что короче будет пройти через площадь. Боковым зрением я заметила бронзовые фигуры - и тут же щёлкнуло, вспомнилось. Конечно, мы подошли поклониться.

-2

История одновременно грустная и добрая. Война, 1941 год. Множество детей потеряли родителей и были отправлены в эвакуацию далеко на восток, где не взрываются снаряды и нет страшных морозов, где можно найти еду. "Ташкент - город хлебный", врезалось в память название книги из детства (да, там история про голод в Поволжье в 1920-е, но и во время войны - актуальна). Некоторые дети были столь малы, что не знали своих имён. Говорят, Узбекистан приютил тогда сотни тысяч детей из Белоруссии, Украины и западных областей России. Были организованы крупные детские дома, но многие узбекские семьи также принимали детей. Часто детям давали новые имена. Читала где-то, что одна узбекская женщина, принимая малышей из блокадного Ленинграда специально спрашивала у знакомых русские слова, чтобы назвать детей русскими именами, ей казалось, так правильнее. Но в основном приёмные родители назвали детей по-узбекски. Так поступил и Шаахмед Шамахмудов.

-3

Кузнец Шаахмед Шамахмудов и его жена Бахри были уже в возрасте и не имели своих детей. Когда в Узбекистан стали привозить сирот, они одного за другим усыновили в общей сложности 15 малышей из детского дома. По воле судьбы дети оказались разных национальностей: кроме русских и узбеков были белорусы, украинцы, молдаване, латыши евреи, татары, казахи, а кто-то был столь мал, что ни имени, ни национальности и не узнаешь... Все они получили новые имена, например, Федя стал Юлдашем, а Оля - Холидой. К счастью, эти двойные имена были зафиксированы, благодаря чему после войны некоторых детей нашли и забрали родственники, но большинство детей осталось жить в Узбекистане, который они полюбили и считали родным. Удивительно, но одного из детей родная бабушка нашла лишь спустя сорок лет, столетняя старушка опознала внука по приметной родинке. Оказалось, в детдоме перепутали пару букв в фамилии мальчика, поэтому поиски так затянулись.

-4

Приёмные мама и папа накормили и обогрели сирот, научили всему, что знали, воспитали в традициях своей семьи. Все дети, даже уехавшие, любили и почитали их как родных родителей. Интересно, что двое из детей (белорус и узбечка) полюбили друг друга и поженились, когда выросли. Приёмный отец умер в почтенном возрасте, его именем решили назвать одну из улиц Ташкента. О семье был написан роман "Его величество Человек" и даже снят фильм "Ты не сирота". А в 1982 году на одной из площадей столицы установили памятник (скульптор Д. Рябичев, архитекторы Л. Адамов и С. Адылов). Мама, папа и приёмные дети были окружены пятью стелами, над которыми высились гербы всех советских республик... Но прошли годы, стелы с гербами и дружба народов потеряли актуальность, станцию переименовали в Бунёдкор (Творец), а затем кто-то из чиновников решил, что и сам памятник в центре столицы - лишний. Его демонтировали и отвезли на окраину города, потеряв при этом фигуру одного ребёнка и ещё несколько крупных частей (металлолом стоил дорого)). Спустя несколько лет памятник снова перенесли - в один из парков. И лишь в 2018 году, после многочисленных прошений, памятник вернули на его родное место. Интересно, что вернули не только памятник, но и название площади, а заодно и станции метро - и сейчас они снова называются Дружба народов. Говорят, на открытии восстановленного памятника присутствовала одна из приёмных дочерей - Ольга - Холида. 85-летняя бабушка прекрасно помнила имена всех детей и благодарила своих узбекских родителей. Для меня этот памятник - дань благодарности всем, кто в сложное время помог, приютил, обогрел, накормил.

-5

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в столице Узбекистана - Ташкенте. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.