Он разрезал телефонный провод в своей одесской квартире, чтобы до него нельзя было дозвониться. Его юная возлюбленная, пятнадцатилетняя Света, оставила на кухне записку для матери:
«Дорогая мама, мы с Виталиком уезжаем в Москву. Жить я без него не смогу, если останусь — покончу с собой».
Они не планировали ничего дурного, они просто не могли представить свою жизнь друг без друга. Только позже, уже в поезде, мчавшем их к неизвестности, до Виталия стал доходить весь ужас и безрассудство их поступка.
«Я не задумывался, что совершаю преступление, — признавался он годы спустя. — Света была несовершеннолетняя, то есть, я похитил чьего-то ребенка, а не просто свою невесту!»
Этот побег стал точкой невозврата в жизни Витаса, артиста с неземным голосом, чья судьба напоминает головокружительный роман, где смешались гениальный талант, безумная любовь, скандалы и мистификации.
Одесское детство будущей звезды
Его история началась в Даугавпилсе, где Виталий Грачев родился 19 февраля 1979 года. Но настоящей родиной для него стала Одесса, куда семья переехала вскоре после его рождения. Здесь, в этом солнечном и полном музыки городе, прошло почти все его детство.
Атмосфера в семье была пронизана творчеством. Мать, Лилия, работала в Доме быта художником-модельером и жила своим призванием. Она создавала умопомрачительной красоты наряды, но творила скорее для души, чем для денег. Клиенты, приходя за готовой вещью, спрашивали: «Сколько с меня?» А Лилия в ответ лишь мягко улыбалась: «Да сколько не жалко!» Это восхищало и одновременно изумляло отца, который практически сутками пропадал на работе, солируя в вокально-инструментальном ансамбле.
«Лилечка, но почему бы нам на этом не заработать?» — часто вопрошал он.
Дед тоже был человеком артистичным, обладал замечательным голосом и пел в военном хоре.
В такой семье мальчик просто не мог не начать петь и играть. Родители, видя его тягу к искусству, отвели его в музыкальную школу. Там Виталий попал к необыкновенному педагогу — незрячему Геннадию Сергеевичу.
Первый же урок стал откровением. Когда мальчик прикоснулся к аккордеону, лицо учителя озарилось особым светом.
«С таким талантом рождаются раз в сто лет, у вас ребенок-индиго», — сказал он позже Лилии.
Виталий учился на одни пятерки, с легкостью схватывая все, что требовала программа.
Но у него был и свой, особый внутренний мир. В обычной школе он выглядел весьма экстравагантно: длинные волосы, скрытые под шляпой, укороченные брюки, из-под которых виднелись белые носки в черных туфлях, шарф со стразами и китель с бахромой на погонах. Он с упоением подражал своему кумиру — Майклу Джексону, оттачивая перед зеркалом знаменитую «лунную походку». И надо сказать, девчонкам от его выходок становилось дурно — в самом хорошем смысле этого слова.
Уже тогда, в восьмилетнем возрасте, он начал зарабатывать первые деньги.
«Я танцевал в ресторане Майкла Джексона, — вспоминал артист. — Позже выступал в казино, клубе... можно сказать, с детства обеспечивал семью».
Это было непростое время, но Виталий вспоминает его с теплотой, как период становления и первых, пусть и робких, шагов к большой сцене.
Судьбоносная встреча
После школы талантливый парень начал работать в театре пластики. Именно тогда он впервые назвал себя Витасом. И именно там его ждала встреча, которая навсегда изменила его жизнь. На него обратил внимание продюсер из Москвы Сергей Пудовкин.
«Увидел пародию, в которой я в свои 20 лет одновременно изображал то мальчика, то девушку, то дедушку, — подошел и сказал: «Все, едешь со мной в Москву», — рассказывал Витас. — «Уже завтра?» — испугался я. «Еще вчера надо было!» — безапелляционно ответил Сергей».
Певец оказался на распутье. С одной стороны — головокружительная возможность, о которой мечтают тысячи. С другой — любовь всей своей жизни, которую он встретил всего полгода назад.
Со Светланой Гранковской он познакомился на фестивале «Золотое дитя Одессы». Девушка выходила на сцену вместе с сестрой, исполняя танцевальный номер. Витас в это время ждал своей очереди за кулисами. Потом он вышел и спел свою «Оперу №2». Его неземной голос заворожил зал, а Светлана, стоя в стороне, смотрела на него, покрываясь мурашками.
«Я вся мурашками покрылась!» — вспоминала она.
В самый кульминационный момент представления, когда в зале по сценарию должен был погаснуть свет, Виталий почувствовал, что медлить нельзя.
«Света стояла за правой кулисой, я вошел в левую, побежал за сценой и обнял девушку сзади, прошептав ей на ухо: «Ми-ла-я». Мы поцеловались... а после концерта пошли гулять».
Так начался их роман.
Он был похож на красивую сказку. Виталий обожал удивлять свою избранницу. Однажды он заказал КАМАЗ с песком, засыпал весь подъезд ее дома и расставил там пальмы в кадках с шезлонгами. Позвонив в дверь, он с улыбкой пригласил Свету и ее изумленных родителей... в лето! На другое свидание по его заказу надули несколько тысяч гелиевых шариков. Девушка была в таком восторге, что чуть не улетела с ними в небо.
Но была одна серьезная проблема. Светлане было всего 15 лет, а ему — уже 20. Ее отец, вполне обоснованно, был строг и не всегда отпускал дочь на свидания. Молодые люди понимали, что получить официальное разрешение на отъезд Светы в Москву — невозможно. И тогда они приняли то самое судьбоносное, безрассудное и романтичное решение — бежать.
Побег, который стал началом легенды
Их побег был похож на сценарий приключенческого фильма. С замиранием сердца они садились в поезд. Самый страшный момент ждал на границе — у Светы не было паспорта. Но судьба оказалась к ним благосклонна. В их купе ехали женщина с дочкой, которая была немного младше Светланы. Таможенник, бросив беглый взгляд, решил, что это мать везет двух дочерей, и пропустил их.
«Естественно, родители не успели объявить Свету в международный розыск: мои починили телефонный кабель и рассказали, что дети отправились покорять Москву... — вспоминал Витас. — Объяснение с ее родителями вышло эмоциональным, но они приняли наше решение».
Так, пройдя через испытание страхом и неизвестностью, их любовь получила шанс.
В Москве Витас с головой окунулся в работу. Первый же клип на песню «Опера №2» стал настоящей сенсацией. Эксцентричная история о молодом человеке с жабрами на шее, который живет в ванной комнате заброшенного дома, идеально легла на пронзительную музыку и уникальный голос певца.
Успех был оглушительным. Денег, полученных за эту работу, хватило, чтобы снять квартиру и начать семейную жизнь. Свадьбу они сыграли позже, в 2006 году, в древней Белгородской крепости, устроив пышное торжество по старинным русским традициям.
Тайна, породившая безумие
С самого начала Витас и его продюсер решили окружить личность артиста ореолом тайны. Его семейный статус тщательно скрывался — отчасти чтобы не терять армию фанаток, отчасти чтобы уберечь молодую жену от возможной агрессии.
«С первого дня я и просил, и объяснял, что регламентировать, афишировать эти отношения не надо. Это опасно для Светы. Подходили на концертах, гладили, заказывали, я не знаю, порчу наводили», — рассказывал Сергей Пудовкин.
Легенда о «жабрах» из клипа обрела невероятную жизнь. Люди начали верить, что Витас и вправду является потомком Ихтиандра, что он может останавливать сердце и путешествовать в параллельные миры. Абсурдные слухи только подогревали интерес.
«Знаете, мы сами не ожидали, что люди поверят в такое! — улыбался позже Витас. — На самом же деле продюсерский ход был просто гениальным: интрига сохранялась и спустя много лет. Мы создавали легенду, миф, иллюзию, фантазию. Во всём должна быть интрига».
Это мифотворчество достигло своего пика, когда на одном из концертов Витас вышел на сцену и увидел, что по всему ее краю в несколько рядов стоят трехлитровые банки с водой. Поклонники заряжали ее под его пение, словно на сеансе у известного телецелителя Алана Чумака. Это было настоящее помешательство.
«Мне писали сотни писем с требованием прислать заряженную воду, так что сейчас по всему миру успешно работают 12 санаториев, где люди лечатся музыкой Витаса: принимают ванны и прочие водные процедуры под «Оперу №2», — с иронией утверждал певец.
Оборотной стороной этой бешеной популярности стали порой опасные ситуации. Однажды на артиста набросилась поклонница со скальпелем. Возможно, его необычный голос что-то повредил в ее воспаленном сознании. После этого меры безопасности были ужесточены.
Космический соловей из Поднебесной
Следующей страницей в его карьере стал Китай, где популярность Витаса приобрела поистине космические масштабы. Он приехал туда для записи второго клипа, и съемки проходили высоко в горах, в легендарном Шаолиньском монастыре. Певец погрузился в местную культуру с головой, даже прошел своеобразное послушание.
«Я сидел в подвальном помещении храма две недели. Я не знал, ночь сейчас или день, только иногда потолок разверзался и в луче света мне спускали еду», — делился он впечатлениями. По его словам, это помогло ему открыть новые грани своего сознания.
В Китае его прозвали «космическим соловьем» и «повелителем дельфинов». Фанаты были настолько преданы ему, что воздвигли трехметровый памятник: на нем Витас был запечатлен в точности, как в том самом скандальном клипе — голый, с жабрами на шее и с аккордеоном в руках. Его лицо узнавал на улицах каждый, и это создавало определенные трудности.
«Несколько раз меня после концерта выводили через воздуховод из здания, — вспоминал он. — А после того, как поклонники перекрыли путь нашей машине, подняли ее на руки и понесли по улице, мы тщательно скрываем, где и когда я сажусь в автомобиль».
Самым трогательным для него стало то, что китайцы начали называть детей в его честь — Витасом.
Любовь, пережившая все
Сквозь годы славы, безумия поклонников, бесконечных гастролей и навязанных мифов Витас и Светлана пронесли свое чувство. Их брак, заключенный в далеком 2006 году, стал одним из самых крепких и стабильных на российской эстраде. У них родилось трое детей — дочери Алла (2008) и Алиса (2021), и сын Максим (2015).
Их история, начавшаяся с дерзкого побега и похищения, превратилась в историю прочной семьи. Старшая дочь Алла уже гастролирует вместе с отцом, выходя с ним на сцену. Пройдя через все — от страха и осуждения до оглушительной славы и абсурдных слухов, — они сохранили главное. Ту самую любовь, ради которой когда-то, в далекой Одессе, восемнадцатилетний Виталий Грачев разрезал телефонный провод и, не думая о последствиях, увез свою «птицу счастья» в Москву, даже не подозревая, что именно с этого безрассудного поступка начнется легенда по имени Витас.