Явление «дедовщины» в Советской армии было не просто хаотичным издевательством, а сложной социальной системой со своей строгой иерархией, сленгом и ритуалами. Эта теневая структура, существовавшая по своим особым законам, определяла жизнь миллионов солдат срочной службы. Краеугольным камнем этой системы был «дух» — солдат, находящийся на службе менее шести месяцев. Как отмечает исследователь армейского фольклора Николай Каланов, в казарменной реальности «дух» представлялся существом бесправным, лишенным индивидуальности и предназначенным для самой грязной работы. Его унизительный статус ярко отражался в солдатском фольклоре. Крылатое выражение «Один "дух" заменяет двух [например, саперов или трактористов]» красноречиво говорило о его «ценности». Другая поговорка — «"Духи": слава Богу, не убили! "Деды": день прошел, и черт с ним!» — метко описывала отношение к разным кастам в армии. Социолог Константин Банников определяет «духов» как «низшую касту, тех, кто только что призван и абсолют
«Золотой дух»: в каких случаях «деды» в советской армии не трогали новобранцев
27 октября27 окт
131 тыс
2 мин