Найти в Дзене
ИРПЦ

Звенигород

Успенский собор на Городке в Звенигороде. 1390-е гг. Первоначально мог быть посвящен Рождеству Богородицы.
Об этом говорит граффити, найденное 2019
"«се церковь Божья святого Рождества…» До реставрации после реставрации Вид на Городок Из из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. ГТГ Спас Вседержитель Архангел Михаил Апостол Павел По общепринятой версии, иконы были найдены в 1918 году в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде под грудой дров реставратором Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи (ЦГРМ) Григорием Чириковым. Это сообщение имеет характер легендарного.
Как отмечает сотрудник Звенигородского музея Д. А. Седов, отсутствуют отчёты об этой находке, что было несвойственно работе Комиссии ЦГРМ, а история находки икон в сарае известна по отчёту Николая Протасова и публикациям Игоря Грабаря. Кроме того, дата поступления икон в Кремлёвские реставрационные мастерские (8 октября 1918 года) не совпадает с периодом экспед

Успенский собор на Городке в Звенигороде. 1390-е гг.

Первоначально мог быть посвящен Рождеству Богородицы.
Об этом говорит
граффити, найденное 2019
се церковь Божья святого Рождества…»

До реставрации

после реставрации

-2

Вид на Городок

-3

-4

Звенигородский чин нач. XV в.

Из из деисусного чина Успенского собора на Городке в Звенигороде. ГТГ

Спас Вседержитель

-5

Архангел Михаил

-6

Апостол Павел

-7

По общепринятой версии, иконы были найдены в 1918 году в сарае при Успенском соборе на Городке в Звенигороде под грудой дров реставратором Всероссийской комиссии по сохранению и раскрытию древнерусской живописи (ЦГРМ) Григорием Чириковым.

Это сообщение имеет характер легендарного.
Как отмечает сотрудник Звенигородского музея Д. А. Седов, отсутствуют отчёты об этой находке, что было несвойственно работе Комиссии ЦГРМ, а история находки икон в сарае известна по отчёту Николая Протасова и публикациям Игоря Грабаря.

Кроме того, дата поступления икон в Кремлёвские реставрационные мастерские (8 октября 1918 года) не совпадает с периодом экспедиции ЦГРМ в Звенигород, начавшейся 14 октября.

По данным архива ГТГ, после обнаружения Звенигородского чина были предприняты поиски недостающих икон деисуса: 21 декабря Протасов посетил усадьбу Кораллово близ Звенигорода в связи со сведениями о возможном поступлении в местную церковь древних икон из Успенского собора.

На конференции, посвящённой 1000-летию крещения Руси, доктор исторических наук Ольга Подобедова рассказала, что иконы Звенигородского чина не были обнаружены реставраторами: их передал им священник Дмитрий Крылов:

О. Дмитрий действовал исключительно на свой страх и риск, без благословения благочинного или архиерея.
Поступок такого рода в малообразованной клерикальной среде провинциального прихода мог привести к нежелательным для него последствиям. У молодого священника, находившегося в Звенигороде, судя по всему, на стажировке, тот же час начались неприятности.
Чтобы не испортить ему жизнь окончательно, и была — специально для печати — придумана вышеизложенная легенда.

Иконы Звенигородского чина были раскрыты специалистами Комиссии по сохранению и раскрытию древней живописи в 1918—1919 гг и переданы в ГИМ, из которого в 1930 году поступили в собрание Третьяковской галереи.

Впервые предположения, что найденные в Звенигороде иконы принадлежат кисти Андрея Рублева, были высказаны в 1920 году на 2-й Реставрационной выставке.

Звенигородский чин — Википедия