Найти в Дзене

Как делали кожаные сумки в СССР

Сегодня я расскажу о том, как работали мастера кожгалантереи в Советском Союзе, когда не было современных материалов и оборудования. Это история о смекалке, изобретательности и любви к своему делу. Было это в далёком 1993 году. Я тогда заканчивала институт, а мой дипломный проект представлял собой коллекцию из трёх сумок. Производственную практику я проходила на знаменитой фабрике имени Бебеля — одной из крупнейших в бывшем Советском Союзе. Там шили сумки для всей страны. Фабрика впечатляла масштабами и опытом мастеров, но времена были непростыми — современных материалов и оборудования попросту не существовало. Поэтому кожевенники находили самые неожиданные решения, чтобы создать красивое и прочное изделие. Сейчас у нас есть огромное количество средств для обработки уреза: воски, краски, финиши. А тогда ничего подобного не было. Как же поступали мастера? Они использовали краску для тканей. Краску разводили водой до нужной консистенции и подбирали оттенок, близкий к цвету кожи. Этим рас
Оглавление

Сегодня я расскажу о том, как работали мастера кожгалантереи в Советском Союзе, когда не было современных материалов и оборудования. Это история о смекалке, изобретательности и любви к своему делу.

Как всё начиналось

Было это в далёком 1993 году. Я тогда заканчивала институт, а мой дипломный проект представлял собой коллекцию из трёх сумок. Производственную практику я проходила на знаменитой фабрике имени Бебеля — одной из крупнейших в бывшем Советском Союзе. Там шили сумки для всей страны.

Фабрика впечатляла масштабами и опытом мастеров, но времена были непростыми — современных материалов и оборудования попросту не существовало. Поэтому кожевенники находили самые неожиданные решения, чтобы создать красивое и прочное изделие.

Как красили урез

Сейчас у нас есть огромное количество средств для обработки уреза: воски, краски, финиши. А тогда ничего подобного не было. Как же поступали мастера?

Они использовали краску для тканей. Краску разводили водой до нужной консистенции и подбирали оттенок, близкий к цвету кожи. Этим раствором окрашивали урез.

После высыхания брали восковую свечу (не парафиновую!) и, сделав в ней канавку зубочисткой, многократно проходили ей по урезу. Так поверхность заполировывалась и приобретала аккуратный вид.

Какие уплотнители использовали

Современные материалы вроде термоактивных уплотнителей, EVA, изолона или регенерированной кожи тогда были недоступны. На фабрике применяли всего три вида уплотнителей:

  1. Картон «Балахна» — чистоцеллюлозный, ломкий, без кожаных волокон. Производился в одноимённом городе.
  2. Поролон — без клеевого слоя.
  3. Ватман — обычная чертежная бумага.

Несмотря на такую ограниченность материалов, конструкторы создавали удивительно прочные и аккуратные изделия.

Как делали жёсткое дно у выворотной сумки

Этот приём особенно интересен.

Представьте: нужно изготовить мягкую выворотную сумку с жёстким дном, не имея ни колонковой машины, ни современных уплотнителей.

Как поступали мастера фабрики:

  1. Собирали корпус сумки и выполняли последний сборочный шов дна.
  2. В этот шов втачивали «затяжные полоски» — широкие ленты из подкладочного материала, по одной на каждую сторону. Полоски свободно свисали внутрь.
  3. После этого полоски смазывали резиновым клеем и оставляли подсохнуть.
  4. Заготавливали вкладыш из картона «Балахна» по размеру дна, с небольшим отступом (примерно 5–7 мм).
  5. На картон наклеивали поролон с помощью резинового клея.
  6. После высыхания получался «бутерброд»: сверху поролон, снизу картон.
  7. Изделие выворачивали, аккуратно помещали этот вкладыш внутрь и подклеивали дно по периметру, нанося клей на изнаночную сторону картона.
  8. Затем затягивали затяжные полоски — именно отсюда их название. Ими плотно фиксировали дно изнутри, создавая впечатление, будто уплотнитель вшит в припуск точного шва.

Так дно получалось аккуратным и жестким — идеально для выворотной конструкции. Снаружи никаких швов не было видно, а внутри всё закрывалось вкладной подкладкой.

Почему этот способ уникален

Сегодня подобную операцию легко выполнить на колонковой машине: проложить шов по готовому дну — дело минутное. Но тогда, без оборудования, мастера достигали отличного результата исключительно за счёт изобретательности и ручного труда.

Приём с затяжными полосками использовался довольно часто и стал своеобразным «технологическим лайфхаком» своего времени.

Итог

Этот старый метод — отличный пример того, как профессионалы кожгалантереи умели обходиться без современных материалов и оборудования. Если вы работаете вручную и хотите попробовать себя в традиционных техниках, этот способ можно повторить — он трудоёмкий, но эффективный.

Попробуйте, поэкспериментируйте, и обязательно делитесь результатами!

Полное видео на эту тему смотрите на нашем канале в Дзене по ссылке.

Подписывайтесь, чтобы получать больше полезных материалов о натуральной коже и конструировании изделий!