Владимир Николаевич Добровольский, проживая в деревне, изучал быт крестьян Смоленского уезда. Путешествуя по Смоленской губернии он побывал во многих уездах, много времени проводил в беседах с крестьянами, изучая их говор, верования и семейный быт. Впоследствии, в 1914 году, появился его уникальный труд под названием "Смоленский областной словарь" , изданный в типографии П.А.Силиина. Словарь включает в себя около 16 тысяч образцов народного говора, которые отражают духовную жизнь крестьян Смоленщины.
В.Н.Добровольский- русский этнограф, краевед, фольклорист, исследователь обычаев и языка смоленских, орловских и калужских крестьян. В своем словаре он сетует на то, что под влиянием грамотности крестьян видоизменились сказки и легенды. Крестьяне стали говорить не на местном наречии, а на более правильном литературном языке, т.к. правильности речи содействовала школа, развитие железных дорог и отхожих промыслов.
Крестьяне, уходя на промыслы, расстрачивали свои местные обычаи и наоборот привозили с собой в свою местность что-то иное, заносное. Молодые парни и девушки для выхода в церковь, на ярмарку стали запасаться сапогами, ботинками, калошами. Многие одевали калоши и в сухую погоду, более для франтовства.
Женская одежда также менялась: в моду стали входить шелковые платки, а платки домашнего тканья совсем выходили из моды. Сверх сарафана многие начинали носить кофточки из ситца, бумазеи. Старинная наметка (покрывало на голову) женщинами совсем не носится.
Мужчины перестали носить валеные колпаки на голову, предпочитая их использовать лишь в бане, когда парились, а затем и вовсе бросили. Слово "колпак" стало бранным словом, обозначая отсталость, тупость, неразвитость : "ты мужик, колпак, ты-дурак!"
Богатые хуторяне, вместо прежних изб, стали строить хату-"пятистенку", а иногда и рядом две хаты. В одной хате жили, а другая чистая, для приема гостей, семейных праздников, где вместо лавок появлялись стулья, а на окнах занавески и даже самовары.
Таким образом быт народа улучшался и его язык видоизменялся.
Некоторыми выдержками из этого словоря, особенно о праздниках на Смоленщине хочется поделиться со своими читателями. Это будет интересно тем, кто неравнодушен к прошлому нашего края, не только краеведам , а и просто неравнодушным людям.
Авдотками (Аудотками) на Смоленщине называли баб, которые на Вознесение (празднуется на шестой недели после Пасхи) стекались в Смоленск на богомолье в своих лучших нарядах. За день или за два крестьянки приходили в Смоленск. Сам праздник Вознесение называли они умесцье. И говорили обычно так: "Идзем к умесцью", т.е. к празднику. Стечение народа к этому дня особенно велико и большинство, не имея ночлега, ночевали на площади и улицах под открытым небом.
Целью этого путешествия, кроме богомолья, была еще и Вознесенская ярмарка ( по местному "кирмаш"). Смоляне глядя на толпы деревенского люда, преимущественно баб, говорили: "Ну, "авдотки" пришли!"
Женщины приносили на продажу: кто моток ниток, кто пучок гусиных перьев, кто горсть льна, кто десяток яиц, т.е. всё в очень маленьком количестве. За какую-нибудь красную ленточку можно было выменять десяток яиц, а за пучок ленточек и более ценные предметы.
С легкой иронией смоляне рассматривали загорелые, утомленные, в большинстве некрасивые лица крестьянок из селений. Рассматривали их оригинальные костюмы: белые балахоны, пестрые кофты и напоминающие турецкую чалму головные уборы. Брели по пыльным улицам "авдотки", с наивным изумлением к Вознесенскому монастырю.
Больше всего бывало авдоток возле памятника, изображающего скалу с крестом и с взирающими на него чугунными амурами (ангелочками). Подписи под ними гласили о том, что они молятся за грехи своих родителей. И это способствовало возникновению легенд среди крестьянок. Одна из них: Жила барыня, у которой родились двойнята и за что-то она их прокляла; они умерли, а потом явились с крылышками в виде ангелов. По другой версии, дети умерли сами и явились на камне. т.к. мать их горько плакала, и этим прогневала Бога.
Иногда, накануне Вознесения можно было увидеть ангелочков с цветами в руках и одетыми в рубашечки и чепчики. Бабы усердно молились, глядя на "деток", и бросали в ограду деньги, пряжу и кудель.
В сам праздник Вознесения, после крестного хода и литургии, совершаемой в Вознесенском девичьем монастыре, богомольцы расходились.
Отправляясь в церковь на Духов день, всегда брали с собой целительные травы, цветы черёмухи, и веточки берёзы, освящали их и применяли в борьбе с болезнями. В субботу же, перед Духовым днем церкви и дома крестьяне внутри и снаружи украшали " маем"-срубленными молодыми березками, кленом и липой. Образа, окна и все, что можно, убирали цветами, а полы усыпали аиром (по местному выражению явером ). Если "май" через три дня сохранялся еще довольно свежим, то ожидали мокрых сенокосов.
"Если 1-го марта, в день св.Евдокии, бывает тепло и тает, так что молодой петух может напиться под навесом крыши, то это обещает хорошую весну. Если в этот день почепка (веревка на ведре) замерзает, то столько дней от 1-го марта до Благовещенья должно кормить свиней."
При различных болезнях у простого народа употреблялись следующие средства. Как слабительное: в начале горячечных болезней с пользой употребляли огуречный рассол, как освежающее и легко послабляющее, приятное питье. Рябина применялась в виде рябиновой воды или варенья. Ревень и сабур (сок алое), смешанные с медом, александрийский лист (листья сенны), английская соль (сульфат магния) и касторовое масло.
Аксен-Авксентий.
Аксиння-Ксения
Аксюта-Аксиння-Ксения
Аксютка-умен.от Аксинья. "Шуба-няшутка, баба-Аксютка."
Алдокея-Евдокия
Адлоня-Аудоня-Дуня.(Рослов.уезд с.Трехбратское)
Александр-Ликсандра, Ликсандр (Рослов.уезд с.Трехбратское)
Як поехал Александра
Свою вармию смотреть.
Алёнка-уменш. от Елена-Еленка
А на печи пялёнки
А у пялёнках три Алёнки
Амелька-уменш. от Емельян (Пореч. уезд д.Малюкино)
Анисьюшка-Анистя
Анисьичка- умен. от Анисья.Анистичка
Анна.9-го декабря.С этого дня волки становятся опасными, собираются в большие стаи.
Анютка-умен. от Анны (Сычевский уезд с.Хотьково)
Арсен, Арсень- Арсений (Красн.уезд с.Зверовичи)
Артюха- уменьш. от Артемий. Название разухабистого человека, головореза: "артюха славный: с ним опасно".
Андара́к (а́ндрак) — славянская женская поясная одежда типа юбки. В России андараки получили распространение в губерниях южнее Москвы — Рязанской, Тульской, Курской.
Андараки шили из шерстяной домотканины в полоску синего, красного и зелёного цвета в пять-семь полос. Верхний край собирался в складку и обшивался основной тканью или холстом. Застёгивался спереди или сбоку на пуговицу, крючок или продетый в пояс шнур. Иногда андараки по подолу украшали плисовой полосой, кружевом или тесьмой. Андараки однодворок отличались богатой полихромной вышивкой растительного характера гарусными нитками.
Андараки носили подпоясанными поверх женской рубахи с передником. Обычно в костюмный комплекс с андараком входили также кичкообразный кокошник, корсетка на шнуровке и кофта.(википедия)
Андарашница-любящая рядиться в юбки, что считалось признаком домовитости.
На вулицы, матушка, три танка, девык: (танок-вид хоровода)
Первый танок-всё саяницы,
Другой танок- все башмашницы,
Третий таночек-андарашницы.
Ты, позволь, мати, котору узяти: Ти саяницу, ти башмашницу?
Ти башмашницу, ти андарашницу?
-" Ни бяри, сынок, ты саяницы,
Ни саяницы, ни башмашницы,
А бяри, сынок, андарашницу,
А саяница горька-пьяница,
А башмашница-надугольница,
Андарашница-то работница."
Андрак с кабатчиком. Шьется юбка из темно-синего домашнего сукна и делается отдельно лифчик из простого холста. Юбка пришивается к лифчику; лифчик застегивается спереди на крючки. (Рослав.уезд д.Тананыкино)