СЮЖЕТ: Стареющая кинозвезда (Джордж Клуни) пытается совместить выбор,
который он сделал в своей карьере, с тем, как это отразилось на его
друзьях и семье.
РЕЦЕНЗИЯ: Джей Келли в исполнении Ноа Баумбаха
словно создан для Джорджа Клуни. Из всех современных кинозвёзд он один
из немногих, кто сохранил определённую ауру — ореол таинственности. Он —
представитель старой школы, как Кэри Грант или Пол Ньюман, и именно его
присутствие делает Джей Келли таким успешным. Нельзя не верить, что
Джей Келли может стать кинозвездой, и Клуни в этой роли невероятно
правдоподобен.
Многие захотят провести параллели между карьерой
Келли и Клуни, особенно учитывая, что в конце, когда звезде воздают
почести на кинофестивале, показывают нарезку из прошлых фильмов актёра.
Однако фильм исследует порой пустоту жизни кинозвёзд. Келли поначалу
ничем не отличается от того, каким мы представляем себе Клуни —
приветливым, обаятельным и всеобщим любимцем, когда он завершает работу
над своим последним фильмом (в тщательно поставленном ролике,
представляющем весь актёрский состав). Однако у Келли также есть две
дочери, которых он редко видит, несколько бывших жён и, возможно, совсем
нет настоящих друзей, поэтому он окружает себя целой свитой
сотрудников, которые служат ему как приёмная семья.
Их
возглавляет Адам Сэндлер в роли Рона, своего давнего менеджера, который
относится к своим клиентам как к членам семьи, ласково называя их
«щеночками», так же, как он называет своих детей. Для Рона Джей — член
семьи, но верно ли обратное?
Действительно, Джей поначалу кажется
славным парнем, но Баумбах быстро разоблачает его, когда Келли случайно
сталкивается со старым коллегой, у которого он когда-то украл роль,
повлиявшую на его карьеру. Друг, которого играет Билли Крудап,
появляется в эффектной сцене, где их изначально дружеская встреча вскоре
идёт наперекосяк, погружая Келли в кризис среднего возраста, который
заканчивается тем, что он садится на поезд до Парижа в надежде
воссоединиться со своей младшей дочерью (Грейс Эдвардс) вместе с
сотрудниками.
Хотя это шоу Клуни, Баумбах собрал отличный
актёрский состав второго плана, и Сэндлер лучше всех проявил себя в роли
Бена, подобающего человеку мужского пола, который слишком много
вкладывает в дружбу с клиентами, для которых он всего лишь наёмный
работник. Сэндлер блестяще играет этих славных парней, но он также
правдоподобен в моменты, когда Бену приходится проявлять безжалостность —
например, когда он справляется с жестоким вымогательством или пытается
выбить новую роль для Джея, чья карьера идёт на спад с возрастом. Лора
Дерн особенно хороша в роли публициста Джея, которая всё больше начинает
возмущаться тем, что её отрывают от семьи ради удовлетворения прихотей
Джея, видя его насквозь за маской славного парня лучше других.
Несмотря
на всё это, Клуни заставляет нас сочувствовать Джею. При всех его
недостатках он не показан плохим человеком — просто пустышкой. Он не
тратит время на то, чтобы построить свою жизнь вне работы, к особой
обиде своей старшей дочери (Райли Кио в небольшой, но сильной роли).
Фильм становится особенно напряженным в третьем акте, когда Келли
воссоединяется со своим отчуждённым отцом, которого играет
запоминающаяся Стейси Кич, и начинает осознавать, насколько пуста его
жизнь на самом деле.
Тем не менее, несмотря на все невероятные
выступления, фильм Джея Келли не является идеальным. Он омрачен
несколько снисходительным тоном, когда Баумбах время от времени
скатывается в общие комические моменты, напоминающие его более легкие
работы, такие как «Госпожа Америка» . Баумбах лучше справился с этим
тоном в своей мастерской «Истории о браке» (хотя мне не понравился его
последний фильм, «Белый шум »). Неприятно, когда почти фарсовые моменты
вмешиваются в драму, а тон напоминает позднего Блейка Эдвардса, когда он
снимал более мрачные фильмы, такие как «Душа без границ». Также есть
изрядная доза «8 с половиной» Феллини , когда Джей размышляет о своей
юности, а реконструкции более ранних моментов из его жизни изображает
Кайл Соллер из «Андора » (обнадёживает, что они не использовали методы
омоложения ИИ и решили пойти по пути старой школы). Фильм немного
затянут — 135 минут, но эти недостатки не могут испортить то, что
действительно хорошо в фильме, а именно — актерскую игру.
Будет
интересно посмотреть, как примут «Джея Келли» после премьеры в
кинотеатрах (ограниченный прокат состоится 14 ноября) и на Netflix (5
ноября). Фильм, безусловно, удался, как чествование таланта Клуни и
Сэндлера, и, даже если он местами противоречив и нестандартен, он
рассказывает историю, которая находит отклик далеко за пределами мира
избранных, который он изображает.